Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы речевой композиции. Поэтические и прозаические стратегии речевой композиции. Композиционно-речевые формы

Проблема мимесиса и мотивации.

Риторические фигуры.

РФ – особая синтаксическая организация. См. предыд. билет + Отказ от единого принципа классификации. 1. Согласование или его отсутствие: анаколуф (грамматическая несогласованность), силлепс (кучка казаков смеются), эллипсис (пропуск синтаксических членов), варваризм синтаксиса. 2. Необычный порядок слов, инверсия: 2 смежных слова меняются, разбивание смежности согласованных слов, хиазм. 3. Изменение узуального значения синтаксической конструкции: рит. вопрос, восклицание, обращение, параллелизмы (анафора, градация). 4. Звуковое оформление.

20. «Нереальность» художественного мира, его параллельность миру действительности. Трансформация реальности в художественном мире. Рецепция художественного текста как риторическая проблема.

Художественный мир ни в какой степени не является отражением действительности. А. П. Чудаков: предмет, герой, событие – все эти миры подвергаются трансформации по сравнению с действительностью. Степень «особости» мира. Гротеск как высшая степень неадекватности реальности и художественного мира. Бахтин: способ изображения неготового бытия. Бесконечность переходных форм. Смешение обычных предсталений, динамика. Неисчерпаемость гротескных образов. Кайзер: гротеск – ужас жизни. Лиминальность гротеска. Образ бесконечно сложного и изменяющегося мироздания. Гипербола – в основе – гротескный образ. Преувеличение одной черты, одного качества. Преодоление логического предела порождает трансформацию логических представлений. Переход образа в свою противоположность с сохранением многоплановости, противоречивости. Гротеск не обязательно связан с фантастикой или иронией. Он подчеркивает самостоятельность мира художественного по отношению к миру реальному.

Мимесис – осмысленная модель действительности. Принцип мотивации. Ж. Женетт: 3 типа повествования. 1. Правдоподобное повествование (имплицитно мотивированное). 2. Мотивированное повествование (яркая мотивация). 3. Произвольное повествование (без мотивации). М. Лефатер. Полемика с Женеттом: мотивация не ограничивается синтагматическим уровнем. Парадигматическая мотивация имплицитно содержится в интегральной семе слова, следственно, существует двоякая мотивация.

1. Повышенная ассоциативность. 2. Насыщенность аллюзиями и реминисценциями. 3. Роль мотивов и тем. Их повторы и обыгрывание, создающие систему эквивалентностей. 4. Развертывание тропа. Синтагматика – линейное развертывание текста.

Теория композиционных речевых форм: 1. Категория мышления. 2. Композиционно-речевые формы. Рассуждение, повествование, описание (сообщение).

23. Монологическое и диалогическое начала в речевой композиции. Образ автора.

Монолог – один автор, последовательная речь, объемность, соотношение частей, логика развития, неситуативность. Диалог – иной тип речевой коммуникации. Каждое высказывание адресовано собеседнику, оно ограничено определенной тематикой. Криткость, синтаксическая простота. Якубинский. О диалогической речи. Особенности диалога: 1. Ситуативность. 2. Недоговоренность. 3. Обрывочность. 4. Ассоциативность и парадигматичность. Гибкость, динамика, разнообразие. Средство изображения героя в его слове. Общение 2 сознаний, ищущих взаимопонимания. Не обязательно соблюдение внешней диалогической формы. Б. О. Корман: лирика Некрасова – внешний монологизм, внутренний диалогизм.

НПР – речь по форме авторская, но передающая сознание героя. Слово героя и слово автора. Автор-творец делает героя подобным самому себе. Бахтин: в основе любого текста лежит диалог. Виноградов: любой текст – монолог с образом автора в тексте. Автор – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему персонажей в соответствие с нарратором. Учет слова и сознания героя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественный текст как троп. Теория тропов | Теория двуголосого слова М. М. Бахтина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.