Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 29 Адаптация детей к началу обучения в школе

Гигиенические основы обеспечения нормального роста и развития ребенка. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков. Физическое развитие, показатели, методы оценки. Акселерация.

Гигиена детей и подростков — это наука об охра­не и укреплении здоровья подрастающего поколения. Этот раздел гигиены изучает влияние естественных (т.е. природных) и искусственных факторов, возника­ющих в результате деятельности человека, а также условий труда и быта на растущий организм, его раз­витие и здоровье.

Пользуясь данными этого изучения, гигиена детей и подростков разрабатывает мероприятия и нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья де­тей и подростков. Гигиену детей и подростков состав­ляет 3 основных раздела:

/. Дошкольная гигиена гигиена детей младше­го возраста в периоды, предшествующие поступлению в школу.

2. Школьная гигиена — гигиена детей и подрост­ков, учащихся общеобразовательных школ (в том чис­ле школ-интернатов, школ с продленным днем), а так­же ПТУ и т.п.

3. Гигиена молодежи— гигиена учащихся в Выс­шей школе (т.е. студентов), вечерних (сменных) шко­лах рабочей молодежи и работающих на производ­стве.

Особыми разделами гигиены детей и подростков являются гигиена детей и подростков, имеющих де­фекты развития — слепых и слабовидящих, глухих и тугоухих, учащихся в специальных школах.

Основными проблемами исследования и изучения в области гигиены детей и подростков являются в на­стоящее время:

1. Состояние здоровья и физическое развитие де­тей и подростков.

2. Гигиена учебного процесса в детских и подрост­ковых учреждениях.

3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.

4. Гигиена трудовой деятельности детей и подрост­ков.

5. Санитарное благоустройство детских и подрост­ковых учреждений.

Гигиена детей и подростков связана с такими био­логическими науками, как возрастная анатомия и физиодргия, педиатрия, смежные гигиенические дис­циплины (гигиена питания, гигиена труда и т.д.), а в вопросах профилактики инфекционных заболеваний у детей — с эпидемиологией и медицинской микро­биологией.

Отечественная гигиена детства берет свое начало из народной медицины, с ее самобытной системой трудового и физического воспитания детей. Вопро­сам гигиены детей и подростков уделяли внимание великий русский ученый М.В. Ломоносов (регламен­ты для Московской академической гимназии содер­жат рекомендации по организации и режиму питания, распорядку дня и учебным занятиям), прогрессивные общественные деятели XVIII в. И.И. Бецкой, И.И. Новиков, А.Н. Радищев, крупнейшие русские терапев­ты Г.А. Захарьин и С.П. Боткин, педиатры С.В. Хото-вицкий, И.А. Тольский, К.И. Быстров, И.П. Гундобин, К.А. Раухарус и др. Однако теоретическим разреше­нием основных вопросов школьной гигиены начинают заниматься только с момента возникновения в Рос­сии кафедр гигиены. Основоположниками отечествен­ной гигиенической школы являются А.П. Добросла-вин и Ф.ф.Эрисман.

А.П. Доброславин — основатель кафедры гигие­ны Военно-медицинской академии в Петербурге (1871 г.) — основное внимание уделял вопросам са­нитарного благоустройства школ, а также поставил вопрос о возможности переутомлении учащихся под влиянием учебной нагрузки.

Основной заслугой Ф.Ф. Эрисмана, основавшего в 1884 г. кафедру гигиены в Московском университе­те, является разработка вопросов, связанных с изу­чением физического развития и зрения детей. Он доказал, что физическое развитие и состояние здо­ровья детей находятся в прямой зависимости от ок­ружающих, условий труда и быта. Существенное внимание Ф.Ф. Эрисман уделял разработке гигиени­ческих требований к учебным занятиям, планировке, естественному и искусственному освещению и разме­рам классной комнаты. Под его руководством были созданы модели различных типов школьной мебели, в том числе парта, являющаяся наиболее совершенной и в наши дни. Ф.Ф. Эрисман синтезировал имеющиеся знания и в 1870 г. написал первое отечественное руко­водство по школьное гигиене под названием "Училищ­ная гигиена".

Большое внимание вопросам школьной гигиены уделяли и последователи, и ученики Ф.Ф. Эрисмана и А.П. Доброславина. Это В.Е. Игнатьев, Г.В. Хлопин, Д.Д. Бакарюков, а в конце XIX - начале XX вв. зем­ские и санитарные врачи: Ф.А. Касторский, А.В. Моль-ков, А.Г. Ростовцев, Н.А. Семашко, Н.И. Тезяков, К.И. Шидловский и др.

В начале XX в. отечественная школьная гигиена определила круг проблем и фактически сформирова­лась в самостоятельный раздел гигиенической науки.

Важнейшей задачей гигиены детей и подростков является обеспечение роста и развития здорового подрастающего поколения. Для успешного выполне­ния этой задачи необходимо:

1) знать общую демографическую ситуацию и тен­денции в изменении состояния здоровья детей и под­ростков;

2) контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров;

3) анализировать их результаты в каждом органи­зованном коллективе;

4) разрабатывать планы комплексных лечебно-профилактических мероприятий, контролировать их выполнение;

5) анализировать инфекционную заболеваемость на данной территории;

6) проводить оперативные противоэпидемические мероприятия в критических ситуациях.

Все эти мероприятия и полученные с их помощью данные о состоянии здоровья детского населения являются основой для планирования общих санитар-но-профилактических мероприятий и программ соци­ально-экономического развития.

Что же такое здоровье?

По определению ВОЗ: "Здоровье — это состоя­ние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и фи­зических дефектов". Определение весьма общее и трудно ранжируемое. Что такое, например, духовное благополучие и как его оценивать?

Имеются и другие определения понятия "здоровье":

Г.Н. Сердюковская: "Здоровье — многомерный динамический признак, взаимосвязанный со средой обитания (природной и социальной)".

Г. И. Царегородцев: "Здоровье — это состояние оптимального функционирования организма, позво­ляющее ему наилучшим образом выполнять свои ви-доспецифические социальные функции".

С.М. Громбах предложил для оценки здоровья детей и подростков использовать, как минимум, 4 критерия:

1. Наличие или отсутствие на момент обследова­ния хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

3. Уровень функционирования основных систем организма.

4. Степень сопротивляемости организма неблаго­приятным воздействиям.

Эти критерии получили общее признание и широ­ко используются в практической работе лечебно-про­филактических учреждений. Педиатр при диспансе­ризации детей и подростков прежде всего обращает внимание на наличие хронических заболеваний. Эф­фективность врачебных осмотров значительно воз­растает при использовании так называемых скринин-говых программ.

Чаще всего используется:

1. Определение остроты зрения с помощью таб­лиц Головина-Сивцева.

2. Диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии.

3. Выявление при анкетировании и опросе субъ­ективных признаков психоневрологических заболе­ваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергичес­ких реакций и др.

4. Физическое и нервно-психическое развитие.

Санитарное благополучие детей зависит от спо­собности их организма приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранять определенную ус­тойчивость к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемос­ти организма можно судить по количеству и длитель­ности перенесенных заболеваний за предшествующий год.

Для оценки состояния здоровья населения исполь­зуют 3 группы показателей:

/. Медицинские — заболеваемость, общая и дет­ская смертность, физическое развитие, инвалидность.

2. Социального благополучия— демографичес­кая ситуация, показатели факторов окружающей сре­ды, образ жизни, уровень медицинской помощи.

3. Психического благополучия — заболевае­мость психическими заболеваниями, частота невро­тических состояний и психопатий и др.

Выделяют 5 групп здоровья детского населения. Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответ­ствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа — не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному забо­леванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа — имеющие хронические забо­левания или с врожденной патологией в стадии ком­пенсации, с редкими и не тяжело протекающими обо-стрениями хронического заболевания, без выражен­ного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — лица с хроническими за­болеваниями, врожденными пороками развития в со­стоянии субкомпенсации, с нарушениями общего со­стояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых инкурент-ных заболеваний.(больные в состоянии субкомпенса­ции).

Пятая группа — больные с тяжелыми хроничес­кими заболеваниями в стадии декомпенсации, значи­тельным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в диф­ференцированном подходе при разработке комплек­са лечебно-профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в первую группу здоровья. учебная, трудовая и спортивная деятельность орга­низуется без каких бы то ни было ограничений. Пе­диатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, ока­зывающих тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контин­гент нуждается в комплексе оздоровительных меро­приятий, направленных на повышение резистентнос-ти организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня;

4) дополнительная витаминизация продуктов пи­тания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанав­ливаются врачом индивидуально с учетом направлен­ности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3. 4 и 5 групп здоровья нахо­дятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имею­щейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и т.д. При необходимости они направ­ляются в специальные детские и подростковые учреж­дения, где с учетом особенностей патологии целена­правленно проводится лечение и воспитание.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья де­тей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошколь­ного учреждения, школьный врач, участковый пе­диатр). При этом рекомендуется использовать сле­дующие показатели:

1. Общая заболеваемость.

2. Инфекционная заболеваемость.

3. Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих.

4. Распространенность и структура хронических заболеваний.

5. Процент лиц с нормальным физическим разви­тием и имеющих недостатки в умственном и физичес­ком развитии.

6: Распределение по группам здоровья.

Какие же факторы формируют здоровье чело­века?

Согласно принятому в настоящее время мнению на здоровье детского населения, как, впрочем, и на­селения в целом оказывает влияние большая группа разнообразных факторов.

Прежде всего это здоровье самих родителей, так как наличие у них вредных привычек, неуравновешен­ный образ жизни, хронические и иные заболевания могут отрицательно сказаться на развитии плода уже в период его зачатия и внутриутробного развития.

На этой стадии закладываются и основы для на­следственных заболеваний, таких как гемофилия, атаксия, дальтонизм, ювенальная миопатия, наслед­ственная хорея, многочисленные нарушения обмена веществ и др. Согласно данным ВОЗ на долю наслед­ственных заболеваний в разных странах мира прихо­дится от 4 до 8% патологии детского возраста.

На заболеваемость детского населения, как и на­селения вообще, оказывают выраженное влияние и природно-климатические факторы. При этом харак­тер климата в значительной степени определяет и ха­рактер заболеваемости. Так, в зоне холодного кли­мата, особенно в зимнее время, возрастает количест­во простудных заболеваний. В жарких климатических зонах с высоким уровнем солнечной инсоляции уве­личивается удельный вес кожных заболеваний и т.д.

Факторы питания, образа жизни и социального благополучия часто объединяют под общим назва­нием социальных факторов, влияющих на заболева­емость. Однако в силу специфичности влияния на ор­ганизм, очевидно, было бы правильно рассматри­вать их отдельно друг от друга.

Питание как фактор, формирующий здоровье, особенно наглядно стало проявляться в нашей стра­не в последние годы — в условиях резкого экономи­ческого расслоения населения. Увеличилось количе­ство подростков, имеющих пониженный пищевой ста­тус, что особенно заметно проявляется на стадии до­призывных медицинских комиссий. Так, по данным московской призывной комиссии, при осеннем набо­ре 1998 г. в одном из муниципальных округов города только 13% призывников не имели противопоказаний к призыву в армию, а из числа остальных более 30% имели дефицит массы тела. На сегодняшний день в ряде регионов страны отмечен не только дефицит белкового (особенно белков животного происхожде­ния) и витаминного обеспечения, но и энергетический дефицит питания. Особо следует отметить тот факт, что сами продукты не всегда отвечают гигиеническим требованиям за счет повышенного содержания в них чужеродных веществ, включившихся в пищевую це­почку в результате загрязнения ими воды и почвы. По данным Института питания РАМН, полученным в ходе многолетних исследований в разных регионах стра­ны, количество продуктов, не отвечающих гигиеничес­ким требованиям по содержанию в них остаточных ко­личеств чужеродных веществ и микроорганизмов, уве­личилось и составляет: до 4% — по свинцу, до 2% — по кадмию, до 5% — по ртути, до 16% — по нитра­там, до 3,5% — по пестицидам, до 36-51% — по нитрозаминам, до 1,5% — поафлотоксинуВ,,до 12% — по антибиотикам, до 10% — по бактериальным по­казателям. Все это является ни чем иным, как прояв­лением экологического неблагополучия, и возможные последствия воздействия таких продуктов на орга­низм следует, очевидно, рассматривать в разделе вли­яния экологических факторов на здоровье.

Образ жизни весьма емкое понятие, которое в практике чаще всего низводят до констатации отсут­ствия или наличия вредных привычек. Вместе с тем гиподинамия и пренебрежительное отношение к ос­новам физического воспитания, сидячий образ жизни, обусловленный увлечением теле-видеопрограммами, компьютерными и электронными играми, особенно детским населением, могут самым неблагоприятным образом сказаться на состоянии здоровья и физичес­ком развитии, что уже фиксируется при массовых медицинских осмотрах детей и подростков. Отдель­но необходимо остановиться на вредных привычках. К сожалению, процент наркоманов, токсикоманов и лиц, злоупотребляющих алкоголем и курением, сре­ди подростков растет год от года. У наркоманов, "сев­ших на иглу", растет количество вирусных инфекций в результате инфицирования через шприц (в том чис­ле СПИДа и гепатита В и С).

Эпидемиологические факторы относятся к доста­точно мощным причинам нарушения здоровья. Дет­ские инфекционные заболевания составляют значи­тельный процент в общей заболеваемости детского населения (около 15%). Игнорирование прививочной работы привело в середине 90-х годов к активизации ряда инфекций (в частности, дифтерии, кори и полио­миелита) и не только у детского населения. Увеличи­лось количество кишечных инфекций в детских до­школьных и школьных учреждениях (в том числе ди­зентерии). Особо следует сказать и о природно-оча-говых инфекционных заболеваниях, которые, очевид­но, следует рассматривать как природно-обусловлен-ные, т.е. в конечном случае экологические заболева­ния. К таковым в наши дни относятся: рикетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит и ряд других заболеваний.

Эндемические факторы также являются весьма частой причиной заболеваний, в том числе и у детей. К ним прежде всего следует отнести флюороз, кари­ес зубов, эндемический зоб, уролитиаз, стронциевый и молибденовый рахит, а в последние годы и ряд дру­гих заболеваний, обусловленных избыточным поступ­лением ряда металлов и других соединений в искус­ственных биогеохимических провинциях. Последние заболевания, к сожалению, чаще не имеют убедитель­но подтвержденной этиологии или, во всяком случае, она успешно скрывается заинтересованными органа­ми. Эта группа заболеваний также может быть отне­сена к экологически обусловленным.

Профессиональные факторы играют несуществен­ную роль в формировании здоровья детского насе­ления, хотя здесь нельзя не упомянуть о "непрофес­сиональном бериллиозе", наблюдаемом у детей и женщин в семьях, где мужчины работают на соответ­ствующих производствах.

И, наконец, экологические факторы. Сегодня это один из наиболее существенных факторов, форми­рующих здоровье населения вообще и детского на­селения, в частности. По данным ВОЗ, экологические факторы обуславливают более 25% всех заболеваний человека, а по ряду стран и отдельных регионов этот процент может достигать 40% и более. Если же в эту группу включить эндемические и часть эпидемиоло­гических факторов, о чем сказано выше, процент эко­логически обусловленных заболеваний будет еще выше.

Кроме распределения по группам здоровья, суще­ствует и бальная оценка состояния здоровья детей.

Из приведенных данных следует, что физическое развитие детей и подростков является одним из важ­нейших показателей здоровья. Под физическим раз­витием ребенка понимают степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной сторо­ны, определяют запас физических сил ребенка, а с другой — являются критерием нормальности процес­са роста и формирования организма ребенка на каждом возрастном отрезке его жизни. В силу этого оценка физического развития детей включается в ка­честве важного показателя в любую программу изу­чения состояния здоровья — от массовых профилак­тических осмотров детей и подростков до анализа от­дельных патологических состояний.

Изучение физического развития ведется ком­плексно по суммарным данным:

1) соматометрическим;

2) соматоскопическим;

3) физиометрическим.

Оценка физического развития может осущест­вляться: методом сигмальных отклонений с графичес­ким изображением профиля физического развития;

по шкалам регрессии; центильным методом; по скри-нинг-тесту; комплексной оценкой.

Мы не будем подробно останавливаться на харак­теристике и описании этих показателей, методов и способов оценки физического развития, поскольку этот материалы будете подробно разбирать на прак­тических занятиях.

Остановимся более подробно лишь на факторе, который необходимо учитывать при оценке физичес­кого развития детей по имеющимся для этой цели стандартам. Этот фактор называется "акселерация" (в переводе с лат. "ускорение"). С тех пор, как в 30-х годах прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены антропометричес­кие измерения, ученые стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает у них в более раннем возрасте.

В настоящее время в результате акселерации воз­растные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах оказались смещены.

1. Ускорение темпов роста можно заметить уже на стадии внутриутробного развития. Длина тела но­ворожденных за последние 30-40 лет увеличилась на 1 см, несколько повысился их вес.

2. Показатель нормального развития грудных де­тей — удвоение веса ребенка, которое ранее насту­пало к 5-6 месяцу, а в настоящее время наблюдается на месяц раньше.

3. В среднем на год раньше молочные зубы сме­няются постоянными.

4. Чем старше становятся дети, тем все больше и больше отличаются они по размерам тела от своих одногодков, живших 50-100 лет назад. В возрасте 12-16 лет эти различия достигают максимума. Особенно разительные изменения в физическом развитии про­изошли у группы подростков, работающих на произ­водстве или обучающихся в ПТУ. За 80 лет 15-лет­ние ребята стали выше на 20 см и прибавили в весе на 16 кг.

5. На 1-2 года раньше наступают и процессы окос­тенения. Вследствие этого прирост тела в длину пре­кращается в более раннем возрасте (у девушек — в 16-17 лет, у юношей — в 18-19 лет против 18-20 и более лет раньше).

Наблюдения показывают, что 8-летний ребенок в наши дни по уровню своего развития соответствует 9-летнему, а 15-летний подросток — 17-летнему юно­ше, жившему в начале нашего столетия.

Имеющиеся данные по физическому развитию детей, живущих в различных районах нашей страны, свидетельствуют, что процесс акселерации у детей всех национальностей протекает примерно одинако­во. Не отличается он заметно и в разных странах мира.

Чем же вызван такой процесс, охвативший весь мир?

Существует много гипотез, пытающихся объяснить этот процесс. Здесь и усиленная витаминизация, и хорошее питание, влияние электромагнитных коле­баний и космического излучения. Однако наиболее глубокой и обоснованной является генетическая тео­рия, которая, наряду с влиянием лучших условий жизни, выдвигает в качестве причины акселерации генетические изменения, возникающие вследствие смешения населения. Смешение населения наблюда­ется во всех странах. Темпы же акселерации в раз­личных странах в силу разных социальных и экологи­ческих условий разные.

В наиболее развитых странах процессы акселера­ции, очевидно, начались раньше и в настоящее время наблюдается ее замедление. Существует мнение, что в наиболее экономически развитых странах акселе­рация прекратится в ближайшие 20-25 лет.

 

 

Лекция 28

Гигиенические требования к проектированию, оборудованию и оснащению детских и подростковых учреждений.

Любое детское и подростковое учреждение должно обеспечивать гармоничное развитие личнос­ти, обеспечивать физическое и эстетическое воспи­тание, способствовать развитию индивидуальных способностей, сохранять и укреплять состояние здо­ровья.

Все варианты типовых проектов учебно-воспита­тельных учреждений разрабатываются на одном ос­новном показателе —- их вместимость. Этот показа­тель дает возможность выбрать наиболее целесооб­разный вариант проекта для любого населенного пункта (город, село, новостройка) в зависимости от типа жилой застройки, наличия действующих учреж­дений и целого ряда других показателей.

При размещении любого детского и подростково­го учреждения на территории любого населенного пункта решается несколько конкретных задач:

I. Обеспечение условий для поддержания опти­мальной воздушно-световой среды как на территории земельного участка, так и внутри самого здания.

II. Поддержаниеоптимального воздушно-тепло­вого режима внутри помещений независимо от сезо­на года.

III. Обеспечение режима отдыха и условий для поддержания оптимальной двигательной активности как внутри помещения, так и на открытом воздухе.

IV. Создание условий для поддержания оптималь­ного противоэпидемиологического режима — профи­лактика возникновения, а главным образом,распро­странения инфекционных заболеваний.

V. Обеспечение условий для организации полно­ценного питания.

VI. Решение вопросов профилактики детского и подросткового травматизма.

VII. Организация удобной взаимосвязи между дет­ским и подростковым учреждением и обслуживаемой территорией в пределах пешеходной доступности.

Все вышеперечисленные проблемы обязательны для любого учреждения. Кроме этого, должны быть решены и чисто специфические задачи, которые обес­печиваются конкретным предназначением самого уч­реждения (дошкольное, школьное, школа-интернат, учреждения для внешкольной работы), режимом ра­боты, что будет изложено при рассмотрении специ­фических требований проектирования, оборудования и оснащения.

Решение общих и специфических задач^ачинает;

ся с определения _места1р'асположения^т.е. с выбора зе^медьного^участка. Самым рациональным местом расположения детского и подросткового учреждения является внутриквартальное (внутри микрорайона — для застройки последних лет). Движение воспитанни­ков в данном случае идет от периферии к центру или к одной из его сторон, минуя территории с интенсив­ным движением автотранспорта и других опасных в смысле травматизма зон.

Земельный участок учреждения используется круглосуточно для проведения занятий учебного ха­рактера, трудового и физического воспитания, отды­ха и закаливания. Рациональное использование зе­мельного участка зависит от правильного определе­ния его размеров, а также правильного функциональногозонирования. Размер участка определяется чис-лом_воспитанников^сис1емой_с1ср_итедьсхв^и специ­фикой учреждениялрегламентируются соответству-кмцйм"СанПиНом (Санитарные правила и нормы). Не­ зависимо от назнач_ения^учрежден^_50^^ерритории земельного участка предназначается под зеленые на1, саждёнйя^7^зона._отдыха. Остальные функциональ­ные зоны строго специфичны.

Характер самот^аш4я-учреждения-опредедяе^ сяс позиций:

а)Гразде7Гения детей по возрастному принципу;

б) группировки помещений по функциональному назначению;

в) правильной ориентацией светонесущей части здания и основных помещений (юг, юго-восток), с достаточной инсоляцией;

г) обеспечения воздушно-теплового режима (пло­щадь помещений, кубатура воздуха, необходимая кратность воздухообмена в присутствии детей и под­ростков, возможность сквозного или углового про­ветривания в отсутствии детей).

Этажность_зда11ии..н_а_современном^тапе:

'1J все дошкольные учреждения — не выше 2 эта­жей;

2) для учебных заведений — не более 3 этажей.

Такая этажность обеспечивает, облегчает горизон­тальные и вертикальные связи между отдельными час­тями здания, пространственную и функциональную связь с земельным участком и максимальное исполь­зование последнего как места эффективного отдыха на свежем воздухе.

Специфика решения конкретных задач на этапе проектирования легко просматривается при оценке проектов дошкольных и школьных учреждений.

Основнымлошкольным учреждением в настоящее время являются ясли-сад. так называемый "детский комбинат". До 1960 г. это были два самостоятельных учреждения, независимые друг от друга. Затем было признано целесообразным строить объединенное уч­реждение, что пошло на пользу и ребенку, и родите­лям, да и экономическая сторона тоже выиграла.

Земельный участок дошкольного учреждения по своей величине определяется из расчета ЧП-4П м1 ня одного воспитанника. Используется для пребывания детей на открытом воздухе: _не_менее_4.час.ов_—.-в_х.о=_ 'лодное1ремя^и7;В_часов — в теплое время грда.Лля " раз^ития_у^аётей_высокойдвмса1едьыой активности- и

CJ^MyA5^L)HHJ^QOQJlieiXLaMOUyOHaflbtLQra

ток_должен.быть хорошо _озе.ленел..у.красоуно_об& 'рудоваы.

Количество, размеры и конфигурация игровых площадок обосновываются необходимостью выделе­ния свободного пространства для разнообразной иг­ровой деятельности, а обязательное наличие тенево­го навеса позволяет использовать это пространство в любую погоду. Функциональное зонирование участ­ ка должно очень целесообразно сочетаться с зоной застройки (со зданием самого учреждения, игровы­ми площадками, велосипедной дорожкой) и подчи­няться единому принципу проектирования и планиров^. ки дошкольных учреждений — принципу групповой изоляции.

Здание яслей-сада — это, как правило, отдельно стоящее учреждение в центре земельного участка. Лишь в крайнем случае допускается пристройка дет­ского учреждения к жилому дому, но при этом вмес­тимость не должна превышать 140 воспитанников.

Как уже отмечалось, этажность здания не должна быть выше двух этажей. Как показал опыт при боль­ шей этажности затрудняется соблюдение принцида групповой изоляции, затрудня§тся^использование иг­ровых площадок, увеличивается травматизм, повы­шается нагрузка на сердечно-сосудистую системуде-^дл^я

Принцип групповой изоляции, как уже отмечалось, — это специфика всех дошкольных учреждений..На;

значение ЭIgJI^_IlPjiжJИПa_~lJ]£^ФjlлaюЖ странения^нфекционных_за§оле1аний из одной воз­растной группы в другую. Для соблюдения этого прин­ципа определяется минимальное^функционадьное звено детского учреждения :^:"гpyппoвaя ячейка. ' Групповая ячейка — этоТ?арорпомещений7позвр- ляющий обеспечить_организацию воспитательного процесса, удовлетворение всех бытовых"пЬтребнос^ тей^спитан^и^^входя^^опрёделеннуюТозрас^ тную группу. Наполняемость ясельной 'группьГ^ЗО, садовской — 2Твоспитанников. 'В'состав групгТоВОЙ^ЯЧейюТ^в кл ючаются как обя-зател_ьные_эдемеы1Ы: раздевальная (в ясельной груп­пе — приемная), группо1зая""{йТровая^,буфетная, са­нитарная ко м1чата7спаль'(^я3ст5рто обязательна для ячейки круглосуточного^эункционирования). При от­сутствии спальни~Трупповая (игровая) увеличивается в размере до 62 м2. Они оборудуются встроенными шкафами и откидными кроватями.

В структуру дошкольного учреждения в обяза­тельном порядке входят помещения общего назначе­ния. Это прежде всего помещения дл.я_реадизации программы физического во^иганця^жмнастический зал(музыкальныйУп71о11^адью 75 м2 для учреждений до 165 BocnHTaHHHKOB.'T'TDirM^'—^go^yj детеиидва зала (ТСУСлм^^бОмЗ^ёГольшей-вмеетимости, что позво­ляет проводить занятия раздельно с младшими и стар-шимивозрастами. Для расширения оздоровительной работы с детьми ряд проектов предусматривает бас­сейны, игротеки, комнаты ручного труда, зимний сад.

Помещением общего назначения является и меди­ цинский пункт. В учреждениях до 8 групп он состоит из медицинской комнаты и изолятора, имеющего вы­ход на улицу. Если в учреждении 8 или более групп, то оборудуется процедурный кабинет.

Пищеблок: обязательное размещение на 1-м эта­же с самостоятельным входом с улицы. Набор прме-щений зависит от ^е^фики^набженияпро/у/ктами:

^ТюлуфаорйкатамТГ^ в состав пищеблока вкл ка­чаются охлаждаемые камеры для хранения послед­них;

2) при приготовлении пищи из сырья — вводятся кладовые, заготовочные цеха.

Для размещения CJT^e6JiQ.^JbuiMyxJT^MJe^ueHjiyi существенным является основная рекомендация^^оыи ДOЛЖHЫ^^-cгю®2кeнмJ^a.пepвaм^^ ""-ii изюлированно.от.д&тских-фупа,

Принцип групповой изоляции — это планировоч­ное мероприятие по профилактике распространения инфекционных заболеваний. Кроме этого, есть еще и организационные мероприятия. Это касается преж­де всего правил размещения возрастных групп.

1) Поэтажный — когда ясельные группы распо­лагаются на 1-м этаже, а садовские — на 2-м;

2) Торцовый — разновозрастные группы разме­щаются в разных торцах здания;

3) Павильоннь1й (блочный) — когда для каждого возраста имеется свой павильон (блок). Это чаще на­блюдается в летних оздоровительных учреждениях или в учреждениях санаторного типа.

Для поддержания санитарно-эпидемиологическо-го благополучия в детских учреждениях необходимо:

TУ~вьTпoлнять-cy-Щёc1твyющиe санитарные правила и нормы размещения детей (наполняемость группы, принцип групповой изоляции);

2) правильно и по назначению использовать все помещения;

3) соблюдать правила доставки, хранения про­дуктов, технологии приготовления пищи, сроки ее реализации;

4) соблюдать питьевой режим;

5) выполнять правила приема персонала на рабо­ту и своевременное прохождение обязательных про­филактических осмотров;

6) выполнять правила приема вновь поступающих и переболевших детей;

7) организовывать ежедневный "фильтр" (в ясель­ных группах строго обязательно);

8) прививать гигиенические навыки детям и пер­соналу;

9) ежедневный осмотр работников пищеблока;

10) содержать все помещения и участок в соответ­ствии с санитарными правилами и нормами;

11) иметь средства для проведения текущих дез­инфекционных мероприятий.

Ответственность за выполнение перечисленных мероприятий лежит на администрации, а ежедневный контроль выполняет медицинский персонал.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД)

Многолетний опыт строительства учреждений об­щеобразовательного назначения позволил выработать основные требования к планировке и эксплуатации последних. Эти задачи решаются удовлетворительно при четком определении следующих параметров:

1) учет местных природно-климатических усло­вий;

2) правильный выбор территории земельного участка и максимальное его использование для оз­доровления учащихся;

3) строгое определение вместимости школьного здания;

4) максимальное разобщение учащихся на воз­растные группы.

Создание благоприятных условий внешней среды, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся, — основная задача при проектировании, оборудовании и оснащении общеобразовательных учреждений. Как и при сооружении дошкольных уч­реждений, так и при сооружении школ решение выше-поставленных задач начинается с выбора земельного участка. Площади земельных участков школ соглас­но современным требованиям имеют тенденцию к уве­личению, но отправным пунктом расчета является чис­ло учащихся (40-50 м2 на одного учащегося в обыч­ных школах и 50-70 м2 — в школах-интернатах).

Размер и конфигурация участка (1:2; 2:3 — соот­ношение сторон) позволяет осуществить правильное функциональное зонирование территории (учебно-опытная зона, учебно-спортивная зона, зона озеле­нения — не менее 50%).

Оптимальная вместимость здания на современном этапе имеет стойкую тенденцию к увеличению. Это дань специфики градостроительства, введения новых методов и средств обучения. История строительства школ знает очень много различных вариантов (цент­рализованная — одно многоэтажное здание; пави­льонная, блочная). Все известные варианты должны были обеспечить:

1) условия правильного построения учебного про­цесса, в том числе элементов политехнического обу­чения;

2) условия для поддержания не только двигатель­ной активности, но и всестороннего физического раз­вития (занятия не только в учебное, но и вне учебного времени);

3) условия для полноценного отдыха — наличие помещений для рекреации.

С гигиенических позиций в HacJo^y^ee_B.p-eJ^ наиболее целесообразной сист^мои_строительства ббш^^_аз.ояа1едьнь.(кшкол-являе1ся-1ак-назь1ваемая блочно-цецтрализовацнаяхистема (иногда ее имену­ют олочно^секционная система, что уже затрагивает внутреннюю планировку). Блочно-централизованная c^]SM-a-=-этoJ^aдичиe}recкoлькиJ(^^^ ^HaHW^oepf^HHb^xJWK^^QJSo^Je^ дами,

Максимальное^разделение уча^цихся^па.возр^сту достигается cooTBeTC^yre^e^HyTgeHh^JiAawiDOB-кбй y4eatibixJ>AOKOB. В^с.нове.днутренней планибрв-"^иТтрй"даннойсистеме^]ежитсрзлани^е.бло^;сек11ии_с опрёделённымнабором помещу нии,_объедиценных е7Сй"ным^^нклиомадьнь1мназначеж^м..,Ос^^^ требоваяи^^даяно^с^стемь^в^^^ секцию.не лолжуолходить,б^лее„4_кдассод. Эта сис­тема строительства получила положительную оценку гигиенистов не только в России, но и за рубежом. Она учитывает возрастную изоляцию детей и способству­ет организации дифференцированного режима тру­да и отдыха учащихся. И, как показывает практика, такая система внутренней планировки ведет к резкому снижению заболеваемости учащихся (заболевае­мости различной этиологии).

Принципиальной схемой внутренней планировки п ри^данной сЙстеме^вляеТся~создание^едующ^ блок-секций:

""ТТ^б/юк^секция для шестилеток и 1-х классов (классные помещения, спальня-игровая, помещения рекреации, санитарные узлы);

2) блок-секция для 2-4-х классов (классные по­мещения, кабинеты трудового обучения, помещения рекреации, санитарные узлы);

3) блок-секция для 5-9-х классов (кабинеты, ла­боратории, помещения для трудового обучения и про­фессиональной ориентации, рекреационные, санитар­ные узлы);

4) блок-секция для 10-11-х классов (набор поме­щений идентичен секции 5-9-х классов).

Кроме того, выделяются блоки общего подьзова- ния:

ТГ блок-секция учебно-спортивных помещений и помещений начальной военной подготовки;

2) блок-секция лекционно-аудиторных помеще­ний (актовый зал, библиотека, помещения для груп­повой работы);

3) блок-секция помещений обслуживающего на­значения (обеденный зал, кухня, административно-хозяйственные помещения). В последнюю секцию может быть включен медицинский пункт, гардероб.

С гигиенических позиций доказано преимущество односторонней внутренней застройки. В данном слу­чае учебные и вспомогательные помещения распола­гаются на одной стороне коридора, что позволяет:

выбрать правильную ориентацию, возможность сквоз­ного проветривания, обеспечить достаточное рекреа­ционное пространство. Как показали гигиенические исследования, в таких условиях работоспособность учащихся поддерживается на достаточно высоком уровне, иммунобиологическая реактивность не сни­жается.

Поступление в школу — один из наиболее ответ­ственных моментов в жизни ребенка как в физиоло­гическом, так и в социальном отношении. В жизни ребенка начинается качественно новый этап, доста­точно резко меняется привычный образ жизни. Воз­никает необходимость адаптации (приспособления) к новым условиям жизни (отрыв от семьи, привычно­го коллектива детей), к новым условиям обучения (требованиям педагога, новому режиму жизни и к обязательному режиму учебной работы). У ребенка появляются новые обязанности, иные взаимоотноше­ния с детьми и взрослыми.

Резкое изменение привычного образа жизни де­тей с момента их поступления в школу, вхождение в новые условия школьной жизни вызывают психофи­зиологическую перегрузку организма ребенка и оп­ределяются гигиенистами как "кризисное состояние". По определению С.М. Громбаха(1977 г.) "приспособ­ление ребенка к учебным занятиям в школе — про-цесс^сложный, относимый к биосоциальной адапта­ции, т.к. школьнику приходится приспосабливаться к сложному комплексу факторов, среди которых трудно выделить ведущий".

Различают 2 аспекта адаптации:

физиологическая адаптация — комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы на новый, более высокий и устойчиво сохраняющийся уровень функционирования. Эти изменения касаются главным образом высшей нерв­ной деятельности, обеспечивающей успешность учебной работы;

социально-психологическая адаптация за­ключается в усвоении школьных норм поведения, налаживании социальных контактов с учителем, одно­классниками.

Об адаптации ребенка к учебным занятиям в шко­ле можно судить по ряду критериев, а именно: по по­казателям учебной активности (повышение успевае­мости, благоприятная дневная динамика работоспо­собности, высокий уровень и устойчивость функцио­нальных показателей, высокая двигательная актив­ность, эмоциональное благополучие), а также на ос­новании выполнения школьных норм поведения, ус­пешности социальных контактов с учителем и одно­классниками.

На основании многолетних наблюдений, проводи­мых в начальной школе, установлено, что возможны значительные индивидуальные колебания в сроках адаптации у детей (от 3 до 1 б недель). В первые недели и месяцы обучения у 70% первоклассников часты жалобы невротического характера (чувство усталос­ти, головные боли, боли в области сердца, в животе и др.). У большого числа учащихся отмечается беспо­койный сон, быстрая утомляемость, плаксивость, об­наруживаются неблагоприятные физиологические сдвиги функционального плана со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, часто выявляется сни­жение темпов нарастания массы тела, а также неспе­цифической реактивности организма, приводящее к учащению заболеваемости.

У здоровых первоклассников относительно устой­чивое приспособление (по показателям работоспо­собности, условно-рефлекторных реакций и др.) при­ходится в среднем на 5-6-й неделе от начала учебного года. Однако имеются значительные отличия у раз­личных групп детей.

Следует знать, что в основу оценки адаптации к школе у детей 6 и 7 лет положены различные клини­ческие.критерии. У 6-летних первоклассников оцен­ка течения адаптации предполагает учет нарушений соматического здоровья (недостаточная прибавка массы тела — 900 г и менее за год, рост общей забо­леваемости, снижение содержания гемоглобина до 116 г/л и ниже, понижение остроты зрения). Отсут­ствие указанных изменений свидетельствует о благо-приятной адаптации, наличие отдельных сдвигов — об условно-благоприятной (среднеблагоприят-ной), сочетание всех изменений означает неблаго­приятную адаптацию. У 7-летних первоклассников течение адаптации к школе оценивается по выражен­ности и продолжительности невротических реакций. Их отсутствие или слабая выраженность в течение первых двух четвертей учебного года свидетельству­ет о благоприятном прогнозе течения адаптации. Умеренная выраженность невротических реакций на протяжении трех четвертей с ослаблением их прояв­ления к концу учебного года — свидетельство услов­но-благоприятного прогноза (среднеблагоприят-ный прогноз), при значительной выраженности симп­томатики, близкой к неврозу, — прогноз неблаго­приятный.

По скорости и устойчивости адаптации выде­ляют 3 группы детей:

I группа (56% детей). Устойчивая адаптация- наступает в течение первых двух месяцев, но и у этих детей могут быть определенные сложности с выпол­нением правил поведения и приобретением социаль­ных контактов (отвлечения на уроках, конфликт с одноклассниками и др.).

II группа (30% детей) — это дети с неустойчи­вой адаптацией. Приспособление к учебному про­цессу растягивается до 3- 4 месяцев. Эту группу в це­лом характеризует низкий уровень развития позна­вательных процессов, непродолжительная учебная активность заменяется игрой (играют, рисуют на уро­ках, занимаются посторонними делами). Все это сви­детельствует о социальной незрелости ребенка — он не готов взять на себя роль школьника в ситуации обучения. Эти дети испытывают также трудности во взаимоотношениях с учителем и детьми.

Ill группа (14%). Дети не адаптируются к шко-ле. Группа характеризуется низкой учебной активнос­тью, отсутствием успехов в учебе. В работах отечест­венных и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития раз­личных патологических состояний (предболезнь, пре-невротические состояния). У детей в этих случаях можно различить 3 основных варианта дезадаптивно-го поведения:

а) реакция активного протеста (ребенок непослу­шен, нарушает дисциплину, мешает детям, ссорится с детьми и учителем, возможны вспышки гнева и раз­дражительности). Стабильное проявление реакции активного протеста диагностируется как патология поведения;

б) реакция пассивного протеста (ребенок пасси­вен, одинок, характерно депрессивное настроение, страхи);

в) реакции тревожности и неуверенности (пасси­вен, при ответах напряжен, скован, легко краснеет, плачет, теряется).

Для этих детей характерно появление невротичес­кой симптоматики — заикание, энурез, а также уча­щение соматических заболеваний. Закрепление ре­акций протеста и углубление чувства тревожности яв­ляется основным механизмом психогенного патоло­гического формирования личности.

Из кого же формируется 3-я группа детей, не адап­тирующихся к занятиям в школе?

Как правило, в этой группе оказываются дети:

а) из семей с неудовлетворительными социаль­ными условиями жизни и воспитания, родители кото­рых страдают алкоголизмом либо имеют низкий об­разовательный.уровень, где часты внутрисемейные конфликты и др. В этих случаях говорят о так назы­ваемой "социально-педагогической запущенности ребенка";

б) с неблагоприятным биологическим статусом — имеющие отягощенный акушерский анамнез и пери­од новорожденности, истощающие заболевания в ' раннем детстве ("цепочка инфекций", родовая трав­ма, сотрясение мозга в раннем возрасте).

Для того, чтобы процесс приспособления к школь­ным занятиям протекал легко, быстро и носил устой­чивый характер, следует учитывать факторы, влия­ющие на успешность адаптации:

1. Уровень функциональной готовности дет­ского организма к обучению в школе. Так называе­мая недостаточная готовность определяется чаще всего не общим отставанием в развитии организма, а частичной незрелостью или недостаточным развити­ем некоторых функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Это прежде всего относится к развитию психики и моторики ребенка, к его уме­нию сосредотачиваться, тормозить на определенное время свою двигательную активность, без лишнего напряжения сохранять рабочую позу. Для письма и рисования необходимо достаточное развитие мелких мышц кисти, согласованность движения пальцев. В целом развитие психики, моторики и речи определя­ют уровень функциональной готовности ребенка к школе. В связи с неравномерным темпом развития различных систем детского организма и особеннос­тями условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в уровне функциональной готовности. Осо­бенно беспокоят врачей и педагогов функционально неготовые к школе дети, поскольку именно из них, как правило, формируются плохо успевающие школьни­ки и второгодники.

Для определения степени "школьной зрелости" у 5-7-летних детей с успехом используется психофизи­ологический тест Керна-Ирасека, состоящий из 3 заданий и проводимый врачом детского дошколь­ного учреждения или детской поликлиники (если ре­бенок не посещает детский сад). Применение его по­зволяет выявить 20% функционально неготовых де­тей 7-летнего возраста. Среди 6-летних детей число неготовых к школе колеблется от 5 до 90%. Резуль­таты выполнения этого теста высоко коррелируются с показателями работоспособности и успеваемости учащихся, динамикой их здоровья и могут быть до­статочно убедительными показателями готовности к школе. Причиной школьной незрелости ребенка яв­ляется комплекс неблагоприятных биологических и социальных факторов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита от неблагоприятного действия ЭМП | Микросоциальные семейные условия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.