Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические проблемы обучения школьников работе на компьютере, меры профилактики их неблагоприятного воздействия




В последние годы в учебный процесс широко внедряются технические средства обучения (ТСО). ТСО обеспечивают лучшее восприятие учебного материа­ла, повышают внимание и интерес к изучаемому мате­риалу. К ТСО относят кино-, диа- и эпипроекторы, ау-диомагнитофоны и проигрыватели, телевидение и ви­деотелевидение и, наконец, широко используемые в учебном процессе персональные компьютеры.

При решении вопроса об использовании ТСО-классные комнаты, кабинеты и лаборатории необхо­димо обеспечить электрическими розетками возле рабочего места учителя и на задней стене помещение, телевизионными антеннами, тележками-подставками для ТСО, экранами и установкой зашторивания окон с ручным или автоматическим приводом. Выделяется комната для хранения и профилактики ТСО или не­большие комнаты на каждом этаже для хранения тех­нических средств, передвигаемых из кабинета в ка­бинет. Кроме того, предусматриваются просмотровая и радиопункт с дикторской.

Актовый зал во всех школах может быть исполь­зован как кинозал с установкой, рассчитанной на 350-миллиметровую пленку. Для демонстрации фильмов рекомендуется использовать кинопроекторы "Украи­на", "КПШ-школьник".

Демонстрация фильмов и диапозитивов представ­ляет значительную нагрузку для глаз из-за малых раз­меров изображения и недостаточной яркости экра­на. Зрительная нагрузка уменьшается при использо­вании проекторов "ЛЭТИ", "УП-1", "УП-3", "Свет", "Свитязь", "Протон", которые создают достаточную яркостьэкрана при расстоянии 6-7 м от него. Для де­монстрации диафильмов, диапозитивов, а также фильмов наиболее пригоден стандартный экран типа ЭПП-3, ЭПБ-С, обеспечивающий высокий эффект от­ражения (до 0,8). Воспроизведение изображения на стене не допускается в связи с малым коэффициен­том отражения.

При использовании в структуре урока программи­рованной звукозаписи с учетом физиологических осо­бенностей развития слухового анализатора детей уро­вень громкости звуковых сигналов.около уха школь­ника должен быть в пределах 40-45 дБ. Однако при использовании программированной звукозаписи не­обходимо помнить, что все учащиеся получают при работе информацию из одного источника — магни­тофона — с одним усилением, достаточным при нор­мальном слухе. Даже небольшая степень понижения слуха может привести к затруднению восприятия тех или иных элементов речи. В связи с этим каждую пару головных телефонов ти-па ТОН-2 рекомендуется обо­рудовать индивидуальными регуляторами громкости.

В школах, где имеется один комплект ТСО, для использования их в учебно-воспитательном процессе организуется кабинет ТСО. Если комплектов ТСО не­сколько, ими оснащают каждый этаж школьного зда­ния, используя для этого тележки-подставки. Ком­плекты технических средств обучения прикрепляют­ся к тому или иному кабинету на этаже и временно передаются для использования в другие кабинеты.

При демонстрации учебного кинофильма первый ряд зрителей должен находиться на расстоянии 3-4 м от экрана. Следовательно, при демонстрации кино­фильма в классной комнате необходимо пересаживать учащихся с первых парт. Удаление центра экрана от пола в классной комнате должно равняться 1,5.м, а в зале — 2 м. При этом образованный линией взора и перпендикуляром, опущенным в центр экрана, угол, под которым зритель с любого места видит центр эк­рана, не должен превышать 20-25°.

Просмотр учебных телевизионных передач орга­низуется для 20-25 учащихся, сидящих на расстоянии от 2 до 6 м от экрана телевизора с размером экрана не менее 59 см по диагонали. Высота размещения экрана 1,2-1,3 м от пола.

Неблагоприятные условия видимости создаются. для учащихся, сидящих на первых крайних (при рас­положении телевизора в центре класса) и на послед­них партах.. Учащиеся на первых партах крайних ря­дов вынуждены воспринимать кадры на экране под очень малым углом "рассматривания" (горизонталь­ный угол между линией взора и плоскостью экрана), что вызывает напряжение зрения, неправильную позу и более быстрое утомление. Поэтому учащихся с пер­вых парт крайних рядов надо пересаживать. На пос­ледних партах учащиеся почти не воспринимают мелкие детали изображения. Исходя из этого, в учеб­ном кабинете, классной комнате желательно устанав­ливать не менее двух телевизоров. Наиболее опти­мально ставить один из них перед первыми тремя-че­тырьмя рядами, а другой —- перед последующими тремя рядами парт. Допустимо оба телевизора раз­мещать.по углам классной комнаты.

Существует мнение, что просмотр телевизионных программ может оказывать неблагоприятное воздей­ствие на организм ребенка. Действительно, сразу же после включения телеприемника у его экрана возни­кает статическое электрическое поле положительного знака, по мере удаления от экрана телевизоров напря­женность поля снижается. Предельно допустимый уро­вень напряженности в помещении (25 кВт/м), регистри­руется на расстоянии 50-60 см от экрана цветных теле­визоров, на расстоянии 1 м электростатическое поле на обнаруживается. В момент выключения телевизора электростатические поля изменяют свой знак на про­тивоположный, который исчезает через 2-3 мин.

Аэроионный режим помещения практически при­ближается к исходному уровню лишь на расстоянии 2,6 м от экрана.

Во время работы телевизора отмечается несуще­ственное изменение показателей микроклимата поме­щения (температура, относительная влажность), ко­торые не оказывают отрицательное воздействие на самочувствие присутствующих. Одновременно отме­чается ухудшение состояния зрительного анализато­ра, снижается видимость.

Условия расположения зрителя у телеэкрана ока­зывают влияние на функциональное состояния ЦНС.

Исследования показывают, что после 60 минут непре­рывного просмотра телевизионных передач у детей наступает ухудшение остроты зрения. Рекомендации:

1. Оптимальное расстояние должно быть равным 10 высотам телеэкрана.

2. Длительность пребывания у телеэкрана не должна превышать 1,5 ч.

3. Искусственное освещение в теле-зале — от 40 до 100 Вт.

4. Через каждый 1,5 ч просмотра необходимо де­лать 30-минутный перерыв.

Сегодня наибольшее значение среди ТСО приоб­ретают персональные компьютеры в силу:

1) простоты пользования;

2) возможности индивидуального взаимодействия;

3) высоких возможностей по переработки инфор­мации;

4) наличия программного обеспечения, охватыва­ющего практически все сферы человеческой деятель­ности.

Компьютер означает "вычислитель", т.е. устройст­во для обработки и хранения данных, или можно ска­зать, что компьютер — это техническое средство ото­бражения визуальной информации, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие с че­ловеком. Компьютеры становятся все более привы­чными не только на производстве, в больницах, но и в школьных классах и даже в детских садах. По мне­нию ученных, сущность ранней психологической под­готовки ребенка к работе с компьютером состоит в развитии у детей целенаправленности своих действий и их планирования.

Применение компьютеров в учебном процессе уве­личивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, и приводит к активизации умственной деятель­ности, а также способствует повышению уровня функ­ционирования организма.

Массовое компьютерное обучение школьников является одним из основных направлений развития современной общеобразовательной и профессио­нальной школы. И здесь можно сказать, что школа должна обеспечить хороший уровень компьютерной грамотности учащихся, поэтому в настоящее время в общеобразовательных школах введен предмет "Ос­новы информатики и вычислительной техники".

Включение в структуру школьного обучения рабо­ты на дисплеях требует детального изучения харак­тера и степени влияния на здоровье школьников.

Основные рабочие элементы:

1. Монитор (экран), его размеры.

2. Клавиатура и мышка.

3. Рабочая мебель.

4. Общая освещенность.

5. Микроклимат рабочего помещения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.