Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексные системы управления качеством продукции

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

 

В начале нашего столетия в связи с возрастанием cложности продукции проблема обеспечения качества значительно обостри­лась. Уже нельзя было ограничиться проведением только техни­ческого контроля, требовались какие-то дополнительные меры.

В 20-х годах начали разрабатываться и внедряться статисти­ческие методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30—40-е годы новые требования к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управле­ния качеством, внедрению более сложных методов его обеспече­ния. В послевоенный период технический прогресс обусловил не­обходимость освоения и выпуска в короткие сроки высококаче­ственной продукции. Это привело к созданию техники управления качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс,—радио­техника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная тех­ника и др.

Главным достижением в области повышения качества в 60—70-е гиды является системный подход к управлению качест­вом и на его основе—создание систем управления качеством на разных уровнях управления.

Началом системного подхода к управлению качеством продук­ции в нашей стране считают разработку и внедрение системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачи ее ОТК и заказчикам с первого предъявления, которая возникла в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе.

Внедрению БИП предшествовала сложившаяся система конт­роля, когда рабочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не от­вечали за качество продукции. Ответственность за качество про­дукции была возложена на ОТК. В результате работники произ­водственного аппарата передавали детали, узлы, изделия в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятии затрачивали время на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продук­цию, а другие ликвидируют допущенный ими брак, поэтому про­дукция предъявлялась в ОТК по нескольку раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

Кроме того, нередко брак и дефекты возникали из-за конструк­торов, состояния НТД и организации производства. Стимулирова­ние проводилось в основном по количественным показателям из­готовления продукции.

Система БИП представляет комплекс взаимосвязанных техни­ческих, организационных, экономических, воспитательных меро­приятий, которые создают благоприятные условия для изготовле­ния продукции без дефектов в соответствии с требованиями НТД. В основу ее положены следующие принципы:

полная ответственность непосредственного исполнителя за ка­чество выпускаемой продукции;

строгое соблюдение технологической дисциплины;

полный контроль качества изделий и соответствия их действу­ющей документации до предъявления службе контроля;

сосредоточение технического контроля не только на регистра­ции брака, а главным образом на мероприятиях, исключающих появление различных дефектов.

Порядок предъявления продукции ОТК регламентируется ря­дом документов, в частности «Инструкцией», составленной ОТК и утвержденной директором предприятия, которая запрещает испол­нителю предъявлять ОТК узлы и изделия с отклонением от НТД.

Если работники ОТК обнаруживают дефект в предъявленной партии продукции, то они прекращают дальнейший осмотр и воз­вращают всю партию для исправления и устранения дефектов. Вторичное предъявление этих изделий производится только по письменному разрешению начальника цеха. При повторном от­клонении продукции начальник цеха обязан представить дирек­тору предприятия объяснение. Третье предъявление продукции может быть сделано начальником цеха только по разрешению директора. При наличии в продукции дефектов исполнитель пе­редает ее ОТК для оформления акта о браке.

Анализ рекламаций с места эксплуатации продукции рассмат­ривается лично директором предприятия, после чего им издается специальный приказ с изложением конкретных необходимых ор­ганизационно-технических мероприятий, направленных на устра­нение причин, вызвавших неисправность изделия.. Внедрение системы способствовало развитию движения работы с личным 'клеймом. К такой работе допускались исполнители, ко­торые не менее 6 месяцев изготовляли продукцию без дефектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления. При вручении лич­ного клейма исполнителю выдается удостоверение на право само­контроля. Исполнители, не оправдавшие доверия, лишаются приказом по предприятию личного клеима и удостоверения на право самоконтроля.

Главной особенностью и новизной системы БИП стало то, что она позволила проводить количественную оценку качества труда каждого исполнителя, коллективов подразделений и на этой ос­нове производить моральное и материальное стимулирование.

Оценка качества труда отдельных исполнителей производится на основе показателя сдачи продукции ОТК с первого предъявле­ния:

П=(А-Б/А)*100%

 

П=(1-Б/А)*100%

где П —процент сдачи исполнителем продукции ОТК, с первого предъявления,

А— сумма всех предъявлении исполнителем продукции в ОТК;

Б— сумма всех отклонений продукции ОТК после обнаруже­ния первого дефекта.

Для оценки результатов работы предприятия, цехов и отдель­ных исполнителей, а также морального и материального стимули­рования работников, за повышение качества продукции преду­смотрены следующие основные показатели:

возврат продукции из ОТК внутри цехов (количество откло­ненных ОТК деталей, узлов и изделий после обнаружения первого дефекта), характеризующий уровень технологической и производ­ственной дисциплины;

возврат продукции из цехов-потребителей цехам-изготовителям (количество возвращенных дефектных деталей, узлов, изделий), характеризующих качество работы технического контроля в цехе-изготовителе;

выполнение ежемесячных цеховых организационных техниче­ских планов по качеству (в процентах к общему числу заплани­рованных мероприятий), состояние культуры производства, опре­деляющие эффективность деятельности ИТР цеха и рабочих по устранению причин брака и возврата продукции;

количество принятой продукции с первого предъявления ОТК (в процентах к предъявляемому количеству), брак (в процентах к валовому выпуску или к общей трудоемкости в нормо-часах), количество продукции, на которую получены рекламации (в про­центах к объему выпускаемой продукции), характеризующие об­щее состояние и уровень качества изготовления продукции в цехах и по предприятию в целом.

Эффективность применения этой системы во многом обуслов­ливается уровнем обучения и воспитания кадров. Для повышения этого уровня организуются школы качества, в которых наряду с теоретическими занятиями осуществляется также практическое обучение работников методам качественного изготовления продукции на закрепленных за ними операциях.

В системе большое значение придается соответствию состоя­ния оборудования, оснастки, инструмента, контрольно-измеритель­ных приборов и технической документации требованиям техноло­гического процесса. Обязательны научная организация труда и производства, четкие внутрипроизводственные связи, ритмичность работы.

Выпуску продукции высокого качества способствует также система материального и морального стимулирования исполните­лей б зависимости от уровня сдачи продукции с первого предъяв­ления.

Критерий количественной оценки качества труда позволяет развернуть социалистическое соревнование, применять такие мо­ральные стимулы, как присвоение звания «Отличник качества», «Мастер — золотые руки» я др. При этом разнообразие методов морального стимулирования и размеров материального поощрения на различных предприятиях не меняет основного принципа си­стемы.

Использованный в системе БИП механизм управления качест­вом оказал влияние и на структуру управления. Прежде всего изменились функции ОТК (контролировать оценку качества), де­централизовался контроль из-за развития самоконтроля, повыси­лось качество труда и появилась возможность получать информа­цию о причинах дефектов, не зависящих от рабочего. Для анализа этой информации, обсуждения и принятия решений создаются постоянно действующие комиссии по качеству, регулярно прово­дятся дни качества.

День качества- это особая форма совещания, где подверга­ется критическому анализу работа по обеспечению качества про­дукции за неделю. Начальник ОТК докладывает о состоянии и уровне качества продукции на предприятии, о наиболее серьезных случаях брака и возврата продукции, о всех невыполненных в срок организационно-технических мероприятиях по обеспечению высокого качества и надежности продукции. Кроме того, сообща­ет результаты ежедневного контроля за чистотой и культурой производства.

Система БИП явилась началом комплексного подхода к ор­ганизации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих промышленных пред­приятиях. В ходе внедрения системы БИП ее основные принципы развивались, видоизменялись и обогащались применительно к специфике того или иного производства.

На некоторых предприятиях нельзя применять стопроцентный контроль, непрерывность поточного производства не позволяет комплектовать партии изделий для приемки, и одинаковые опера­ции выполняются различными рабочими, что затрудняет выявление виновника брака. В этих условиях за расчетную единицу был взят рабочий день' и контролеры ОТК проводят регулярный конт­роль работы исполнителя. Если установленный технологический процесс нарушается, то день, когда было допущено нарушение, считается днем сдачи дефектной продукции. Процент сдачи про­дукции с первого предъявления определяется отношением числа дней, отработанных без дефектов, к общему числу отработанных дней.

Принцип сдачи продукции с первого предъявления распростра­нился и на проектно-конструкторские организации. Для измерения качества работы конструкторов и технологов используются, це­лующие показатели:

§ показатель сдачи технической документации с первого предъ­явления, который определяется как отношение количества работ, сданных с первого предъявления, к общему количеству предъяв­ленных работ;

§ показатель возврата технической документации, предъявленной проверяющим лицам (может быть выражен абсолютным количе­ством и относительным);

§ количество явных ошибок, допущенных конструкторами и раз­работчиками, обнаруженных при изготовлении опытных образцов;

§ количество возвратов ОТК деталей, узлов, изделии из-за кон­структорских ошибок 'и др.

На предприятиях применяются шкалы размеров премий в за­висимости от уровня выполнения качественных и количественных показателей (где есть необходимость стимулировать увеличение производства, повышение производительности труда и т. п.).

Работникам, работающим с личным клеймом, выплачивается дополнительно сверх причитающейся премии 5—10 % тарифной ставки (оклада) или сдельного заработка. Условиями премирования ИТР могут быть:

§ увеличение продукции, сдаваемой с первого предъявления;

§ отсутствие рекламаций за отгруженную продукцию;

§ соблюдение технологических режимов, параметров и др.

Система БИП явилась мощным средством повышения качества продукции. С 1962 г. подобные системы начали внедряться в ГДР, ПНР, США, ФРГ, Японии и других странах.

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко. и быстро, имела и ряд недостатков. Система не позволяла контролировать и управлять уровнем раз­работок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла- реализацию и эксплуатацию. Относитель­но ограничена была сфера применения системы. Но эффектив­ность ее положительных элементов подтолкнула другие предприя­тия на поиск новых форм и методов управления качеством про­дукции.

На передовых предприятиях Львовской области был разрабо­тан так называемый «Львовский вариант саратовской системы»— система бездефектного труда (СБТ). Эта система предусматрива­ет количественную оценку качества труда всех производственных рабочих, ИТР и служащих, способствующих' своим трудом повы­шению качества продукции и улучшению технико-экономических показателей работы предприятия.

В СБТ основным показателем качества труда является «коэф­фициент качества труда» — количественное выражение качества труда исполнителей. Эффективность труда работников оценивает­ся ежедневно, а также суммарно за определенный календарный период. Бездефектная работа принимается за единицу (иногда за десять, сто). Все возможные дефекты в работе (например, ошибки в чертежах, неисполнение в срок поручений руководства, наруше­ние установленной технологии, выдача неправильной информации и т. п.), классифицируются и каждому из них соответствует зара­нее установленный и доведенный до исполнителя коэффициент снижения. Оценка качества труда производится уменьшением ис­ходного коэффициента качества на величину, равную сумме коэф­фициентов снижения за допущенные дефекты в работе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 15. Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.