Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды фискальной политики

Сущность и инструменты фискальной политики

ТЕМА 14. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

14.1. Сущность и инструменты фискальной политики

14.2. Виды фискальной политики

14.3. Влияние инструментов фискальной политики на совокупный спрос

14.3.1. Влияние государственных закупок на совокупный спрос

14.3.2. Влияние налогов на совокупный спрос.

14.3.3. Влияние трансфертов на совокупный спрос

 

Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздейст­вия на экономику с помощью изменения вели­чины доходов и(или) расходов государственного бюджета.

Фискальная политика направлена на сглаживание циклических колебаний и стаби­лизацию экономики в краткосрочном периоде.

Целями фискальной политики является поддержание:

• стабильного уровня совокупного объема вы­пуска (ВВП);

• полной занятости ресурсов;

• стабильного уровня цен.

Инструментами фискальной политики высту­пают расходы и доходы государственного бюджета:

• государственные закупки;

• налоги;

• трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюд­жета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой.

Фискальную политику проводит правительст­во. Ее инструменты воздействуют как на совокуп­ный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность). Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает сово­купное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдержива­ет производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос подробно рассматривается в разделе 14.2.

· В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

  Стимулирующая Сдерживающая
Проводится при спаде при буме
Направлена на увеличение деловой активности, как средство борьбы с безработицей. снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией
Меры - рост госзакупок; - снижение налогов; - рост трансфертов. - сокращение госзакупок; - рост налогов; - снижение трансфертов.
Воздействие на совокупный спрос
Р LRAS SRAS   P2 B   P1 A AD2
 
 


 

AD1

 

 

Y1 Y* Y

Р LRAS SRAS P1 A AD1   P2 B AD2  
 
 


 

 

Y* Y1 Y

Воздействие на совокупное предложение
Р LRAS SRAS1 P1 А SRAS2
 
 


P2 B

AD

 

Y1 Y* Y

 
Cнижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от У1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.  

Эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций является основным недостатком стимулирующей фискальной политики.

Рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, и это вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты становятся дороже. В этих условиях фирмы берут меньше кредитов, и инвестиционные расходы част­ного сектора сокращаются.

Поэтому с целью стимулирования частных ин­вестиций в период спада целесообразно использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег.

Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании со стиму­лирующей монетарной политикой.

 

· В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают:

1) Дискреционную фискальную политику, которая представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государствен­ном бюджете.

2 )Автоматическую (недискреционную) фискальную политику, основанную на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные стабили­заторы — это инструменты, величина которых не меняется, но сама встроенность их в экономическую систему автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве".

К встроенным (автоматическим) стабилизаторам относятся:

все виды налогов на доходы ( в том числе налог на прибыль корпораций).

При спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = t х Y) уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной.

Однако налоги — это изъятия из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при "перегреве" максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически "остужа­ется" при "перегреве" и "подогревается" при рецессии.

Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

• косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

НДС является частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов — изъятия из экономики — сокращаются. При "перегреве", наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

• пособия по безработице и пособия по бедности.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

 

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита го­сударственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

 

Преимущество встроенных стабилизаторов: нет необ­ходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие.

Недостатки встроенных стабилизаторов:

- оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики.

- не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска.

 

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный долг, его виды и последствия | Влияние государственных закупок на совокупный спрос
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.