Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 5. Представительные (законодательные) органы государственной власти России




Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента России, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (Государственных Дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т. п. органов на уровне сельских и городских районов). Все указанные органы занимаются нормотворческой деятельностью, осуществляют планирование развития соответствующей территории, обеспечении прав населения, контроль за деятельностью исполнительной власти.

Конституция России (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом России. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа - депутатов. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства.

Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам:

а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;

б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания. Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные полномочия.

Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации, обеспечивается реализация интересов и законодательной, исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов. В нижней палате парламента Российской Федерации - Государственной Думе - представлены интересы политических партий. Этому способствует реализация права выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы по партийным спискам.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент России обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. В отличие от ранее действовавших Конституций России, парламент России не именуется в Конституции России 1993 г. «единственным законодательным органом» страны. И это вполне справедливо: в условиях реализации принципа разделения властей правом принимать нормативные акты равной с законами юридической силы обладает Президент России, принятые в пределах полномочий главы государства, также имеют общефедеральный характер на территории Российской Федерации.

Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесенным Конституцией и другими законами Российской Федерации к его ведению, обеспечивается постоянно действующим характером его работы. В соответствии со ст. 99 Конституции России Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы Российского парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Законодательством урегулирован порядок заседания палат Федерального Собрания. Согласно Конституции России (ст. 100) Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. При этом заседания палат являются обычно открытыми, т. е. свободными для посещения представителями других государственных органов, общественных объединений, а также работников средств массовой информации. Однако в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами о порядке работы каждой палаты, их заседания могут быть закрытыми. Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях: для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей. Следует отметить, что Совет Федерации первого созыва избрал в руководящие органы палаты трех депутатов (Председателя Совета Федерации и двух его заместителей), а Государственная Дума - шесть депутатов (Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и четырех заместителей - по одному от крупнейших партийных фракций палаты). Кроме того, в соответствии с Регламентом нижней палаты образован Совет Государственной Думы для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты.

В интересах более тщательной подготовки вопросов на рассмотрение депутатов каждой из палат Российского парламента, принятия обоснованных решений и осуществления контроля за их реализацией, Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. Перечень комитетов и комиссий, их состав и порядок образования определяется каждой палатой и закрепляется в ее Регламенте. Вследствие того, что Совет Федерации и Государственная Дума в своей повседневной деятельности решают различные задачи, то количество и содержание работы образуемых комиссий не одинаково. Так, депутатами Совета Федерации сформировано 16 комитетов. Среди них комитеты по вопросам экономической реформы, собственности и имущественными отношениями, по вопросам науки, культуры и образования, по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, по безопасности, по обороне и др. Государственная Дума образовала 23 комитета. В их числе: комитеты по международным делам, по обороне, по безопасности, по делам Федерации, по законодательству и судебно-правовым вопросам, по бюджету, налогам, банкам и финансам, по экономической политике и др. Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий определяется содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта России, его наименование и структура, устанавливаются конституцией (уставом) субъекта России с учетом исторических, национальных и иных традиций. Число депутатов, срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта России и не может превышать пять лет, вместе с тем часть депутатов может работать на профессиональной постоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Расходы на обеспечение деятельности утверждаются самим законодательным органом государственной власти субъекта России и предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта России. Его деятельность правомочна, если в состав законодательного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность заседания определяется его регламентом. Заседания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации имеет полномочия:

а) принимает конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и поправки к ней;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта России и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов России в пределах полномочий субъекта России;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией России, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта России.

Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждается бюджет субъекта России и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта России;

б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта России;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта России;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта России;

д) устанавливаются налоги и сборы субъекта России, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта России, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта России, в том числе долями (паями, акциями) субъекта России в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта России;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта России;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России, а также выборов высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России);

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта России и порядок его изменения:

м) утверждается схема управления субъектом России, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России;

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта России:

- определяется порядок деятельности указанного законодательного (представительного) органа;

- назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта России (прокурор субъекта, начальник управления МВД, председатель суда субъекта), а также оформляется согласие на их назначение на должность высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России – по представлению Президента России);

- назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта России, а также дата выборов высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России);

- назначается референдум субъекта России;

- оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта России;

- утверждается соглашение об изменении границ субъектов России;

- назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта России;

Законодательный (представительный) орган субъекта России осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта России, исполнением бюджета субъекта России, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта России.

Вопрос № 6. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственные органы исполнительной власти России включают:

1. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы и агентства) – их структура утверждена Указом Президента России от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»):

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам: 1) Министерство внутренних дел Российской Федерации - Федеральная миграционная служба 2) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3) Министерство иностранных дел Российской Федерации - Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству 4) Министерство обороны Российской Федерации - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству - Федеральная служба по оборонному заказу - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств - Федеральное агентство специального строительства 5) Министерство юстиции Российской Федерации - Федеральная служба исполнения наказаний - Федеральная служба судебных приставов 6) Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) 7) Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) 8) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) 9) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) 10) Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) 11) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 12) Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)   II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам: 1) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - Федеральная служба по труду и занятости - Федеральное медико-биологическое агентство 2) Министерство культуры Российской Федерации - Федеральное архивное агентство 3) Министерство образования и науки Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 4) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Федеральное агентство водных ресурсов - Федеральное агентство по недропользованию 5) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 6) Министерство регионального развития Российской Федерации 7) Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям - Федеральное агентство связи 8) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору 9) Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации - Федеральное агентство по делам молодежи - Федеральное агентство по туризму 10) Министерство транспорта Российской Федерации - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Федеральное агентство воздушного транспорта - Федеральное дорожное агентство - Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Федеральное агентство морского и речного транспорта 11) Министерство финансов Российской Федерации - Федеральная налоговая служба - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - Федеральное казначейство (федеральная служба) 12) Министерство экономического развития Российской Федерации - Федеральная служба по аккредитации - Федеральная служба государственной статистики - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - Федеральное агентство по государственным резервам - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 13) Министерство энергетики Российской Федерации   III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации: 1) Федеральная антимонопольная служба 2) Федеральная таможенная служба 3) Федеральная служба по тарифам 4) Федеральная служба по финансовому мониторингу 5) Федеральная служба по финансовым рынкам 6) Федеральное космическое агентство 7) Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации 8) Федеральное агентство по рыболовству 9) Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 10) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 11) Федеральное агентство лесного хозяйства 12) Федеральная служба по интеллектуальной собственности  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.