Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система показателей, необходимых для принятия различных управленческих решений на основе проведенного анализа финансовой отчетности




Деятельность любой организации сопровождается расходами раз­личного вида и относительной значимости. В зависимости от вида учета используются различные классификации затрат и связанные с этим способом исчисления себестоимости продукции. Традиционно используемая группировка расходов на прямые и косвенные позво­ляет осуществлять исчисление себестоимости продукции, форми­ровать финансовую отчетность, но не дает возможности принятия управленческих решений. Для этих целей широко используется группировка затрат на переменные и постоянные. Именно эта группировка вместе с классификацией затрат на ревалентные и по от­ношению к данному управленческому решению неревалентные широко используется в аналитических процедурах, задачей которых является подготовка информационной базы для принятия управлен­ческих решений. Рассмотрим основные способы обработки инфор­мации для принятия управленческих решений.

Анализ безубыточности - это инструмент планирования и при­нятия управленческих решений. Основой для принятия решений от­носительно производственной деятельности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. Так как план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь в будущем выполнение его будет зависеть от множества факторов. В процессе составления планов руководство предприятия должно ответить на некоторые во­просы.

1. Какое количество продукции необходимо для того, чтобы предприятие смогло не только покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?

2. По какой цене необходимо реализовывать произведенную про­дукцию?

3. Какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным?

На эти и многие другие вопросы позволяет ответить анализ безубыточности. Суть метода заключается в определении для каждой конкретной ситуации выпуска, обеспечивающего безубыточную дея­тельность. Самым простым является анализ безубыточности одно­продуктного производства.

Пример. Производственное предприятие «Зерно» занимается выпуском масла. Для разработки плана работы на следующий квартал необхо­димо провести анализ безубыточности этого однопродуктного пред­приятия. Плановые расходы на 1 л готовой продукции предприятия составляет 19 руб. Постоянные расходы за квартал составят FC = 240 000 руб. Отпускная цена 1 л масла планируется около 34 руб.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

литров,

где FC – постоянные расходы за квартал;

p – Отпускная цена 1 литра масла;

z – Плановые расходы на 1 литр готовой продукции предприятия.

Такой объем производства позволит организации покрыть все за­траты и выйти на нулевую прибыль. Если производство продукции за квартал, не достигнет 16000 л., финансовый результат предприятия будет отрицательным, а деятельность - убыточной.

Исходя из уровня годовой доходности, установлен следующий уровень целевой прибыли П = 50 000 руб. Рассчитаем, по формуле, какой объем выпуска позволит получить такую прибыль:

литров.

Изучив рыночную ситуацию, руководство предприятия «Зерно» запланировало объем выпуска масла Q на следующий квартал 19300 л. При таком объеме производства уровень прибыли составит:

руб.

Гибкий бюджет предприятия предусматривает возможность неблагоприятной ситуации в плановом периоде, которая, возможно, приведет к росту арендной платы и соответственно постоянных за­трат (ЗП) на 20 000 руб. Менеджеры организации считают возможным увеличить отпускную цену масла, поскольку она определяется рын­ком. Наиболее простой возможностью сохранения расчетной при­были является сокращение переменных расходов (РП):

руб.

Данному предприятию необходимо добиться экономии перемен­ных затрат в размере (19 - 18) = 1 руб. на 1 кг продукции.

Несмотря на простоту и наглядность модели безубыточности, ее применение связано с множеством ограничений и допущений.

Затраты предприятия подразделяются на постоянные и пере­менные. Лишь немногие затраты можно отнести к одной из двух категорий. Особенно проблематично такое подразделение для условно-переменных затрат. Если разделение затрат на переменные и постоянные все же состоялось, то в анализе безубыточности сле­дует понимать, что полученный результат до определенной степени условен.

При достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным, по­скольку спрос падает, а предельный доход (выручка на единицу ре­ализации) уменьшается. Поведение затрат прямо противоположно: после достижения не которого объема производства начинается рост удельных затрат в связи с падением предложения ресурсов. Если ресурсы ограничены, попытка закупить дополнительную партию сырья приведет менеджера к поставщику, который предложит более высокую цену, чем обычно, а потребность в дополнительной рабо­те повлечет за собой оплату сверхурочных. Таким образом, выруч­ка и переменные затраты прямолинейно зависят от объема выпуска лишь при нормальных уровнях производства - не слишком низких и не слишком высоких.

Модель безубыточности подразумевает, что производится един­ственный вид продукции или постоянная их номенклатура (тогда комбинацию продуктов, соответствующую их долевому соотноше­нию, можно считать условной единицей, относительно которой про­водится анализ безубыточности.) однако постоянство номенклатуры встречается редко, как и однопродуктное ведение производства.

Обязательным условием проведения анализа безубыточности является ведение учета затрат таким образом, чтобы можно было выделить переменные и постоянные затраты. В организациях, где невозможно выделить переменные и постоянные составляющие, применение данного метода невозможно.

Одновременно с определением уровня безубыточности проводят анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных компо­нентов, участвующих в формировании финансового результата.

Пример. Необходимо определить чувствительность прибыли к изменению основных параметров производственного предприятия «Зерно».

1. Удельные переменные затраты z увеличились на 1,5 %:

руб.

Определим уровень прибыли при планируемом объеме выпуска :

руб.

Рост удельных переменных затрат на 1,5 % привел к снижению прибыли на 0,1 %. Аналогично можно доказать, что при снижении z на 1,5 % прибыль увеличится на 0,1 %:

литров, отсюда

Точка безубыточности при новом уровне затрат оказывается выше на 1,9 %, чем при нормативном z = 19 руб./ л., и это означает, что при более высоком уровне переменных затрат на единицу про­дукции предприятие будет получать прибыль только после того, как произведет продукции на 1,9 % больше, чем при плановом уровне затрат.

Определим уровень выпуска продукции при прежней величине прибыли:

литров, отсюда

литров.

Таким образом, предприятию необходимо выпустить на 3667 литров продукции больше, чтобы достичь того же уровня прибыли за квар­тал, что и при нормативном значении удельных затрат.

2. Постоянные расходы FC увеличились на 1,5 %.

Рассчитаем уровень прибыли при плановом выпуске Q = 19 300 литров:

руб., отсюда

.

Следовательно, при увеличении постоянных расходов на 1,5 % прибыль уменьшается на 7,2 %.

Рассчитаем новую точку безубыточности при новом уровне по­стоянных затрат:

литров, отсюда

.

При новом уровне постоянных затрат желаемого уровня прибыли предприятие может достичь, лишь увеличив выпуск до:

литров.

3. Цена (р) увеличилась на 1,5 %, то есть отпускная цена 1 литра масла стала 34.51 руб. Рассчитаем уровень прибыли при плановом выпуске:

руб., отсюда

.

Плановое увеличение цены реализации на 1,5 % приведет к росту прибыли на 19,8 %.

Рассчитаем точку безубыточности при новом уровне цены реали­зации:

литра, отсюда

.

Предприятие достигнет целевого уровня прибыли в 49 500 руб. при:

литров.

4.Рассчитаем изменение прибыли при изменении объемов про­изводства на 1,5 %, то есть Q = 19500 литров масла:

руб., отсюда

Проведенный анализ показывает, что прибыль производственно­го предприятия «Зерно», наиболее чувствительна к изменению цены: увеличение или уменьшение цены реализации на 1,5 % приводит к росту или падению прибыли на 19,8 %. Далее по степени влияния на уровень прибыли следуют удельные переменные затраты (± 10,9 %) и объема производства (±8,7 %). Наиболее слабое влияние на при­быль предприятия оказывает изменение постоянных расходов (±7,2 %).

Кроме уровня выпуска, позволяющего покрыть все затра­ты, анализ безубыточности и чувствительности позволяет определить параметр, при изменении которого на 1,5 % прибыль увеличивается или уменьшается наиболее значительно. Эта составляющая затрат или доходов является наиболее перспективным направлением со­вершенствования деятельности предприятия.

На производственном предприятии «Зерно» прибыль оказалась наиболее чувствительной к изменению цены, небольшое колебание которой на 1,5 % привело к увеличению прибыли на 19,8 %. Руководству предприятии необходимо обратить внимание на вопросы ценообразования и сбытовой политики, так как это дает наибольший эффект.

Высокая чувствительность величины прибыли к изменению цены может негативно отразиться на положении предприятия в случае не­удачной рыночной ситуации и снижении рыночных цен. Особенно опасно данное положение в высококонкурентных отраслях, прежде всего в розничной торговле и производстве продуктов питания. В та­ких отраслях цена является параметром, который диктует рынок.

Предприятие имеет минимальные возможности ее регулирования. В этом случае резервы повышения финансовой результативности следует искать в снижении затрат либо росте выпуска.

Организации, которые выпускают единственный вид продукции, встречаются очень редко. В реальном бизнесе самыми распростра­ненными являются многопродуктные производства.

Анализ безубыточности многопродуктного производства является более сложным по форме и содержанию. Большинство предприятий выпускает большое количество продуктов. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого результата уровня прибыли, руководству ор­ганизации необходимо и решать проблему выбора оптимальных ви­дов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений.

Пример. Производственное предприятие «Каскад» выпускает несколько видов колбасных изделий. В настоящее время производится несколь­ко видов продукции: колбаса вареная (А), колбаса варено-копченая (Б), мясо деликатесное (С). Необходимо провести анализ производ­ственных показателей за предыдущий месяц для разработки плана работы на следующий месяц. Необходимо определить, изменение, каких показателей приведет к максимальному эффекту. Данные по выпуску оформлены в виде таблицы (см. таблицу № 22).

Таблица №22.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ООО «КАСКАД» (СЕНТЯБРЬ, 2004 Г.)

Показатель Обозначение А В С ИТОГО
          6=3+4+5
Объем реализации, кг. Q 24 000 21 000 14 000 59 000
Доля в общем объеме реализации w 0,41 0,35 0,24 1,00
Цена, руб./кг р        
Удельные переменные затраты, руб./кг. z 68,4 97,5 95,2  
Вклад на один кг, руб. Const = p - z 51,6 52,5 74,8  
Выручка, руб. R=Q*p 2 880 000 3 150 000 2 380 000 8 410 000
Переменные затраты, Руб. VC=z*Q 1 641 600 2 047 500 1 332 800 5 021 900
Вклад, руб. Const=R-VC 1 238 400 1 102 500 1 047 200 3 388 100
Вклад, % к выручке          
Постоянные затраты FC       396 000
Прибыль         1 113 600

Рассчитаем точки безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства:

где средний вклад рассчитывается по формуле:

Рассчитаем объемы производства, позволяющие покрыть все затраты и выйти на нулевой уровень прибыли:

штук;

штук;

штук.

Уровень точек безубыточности для каждого вида продукции ле­жит ниже сложившихся объемов производства, что для организации является, безусловно, положительным фактором. Таким образом, предприятие имеет достаточно широкие возможности варьировать общий объем выпуска продукции, а также долю отдельных ее видов в суммарном выпуске.

Планирование дальнейшей деятельности предприятия необхо­димо для анализа прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и возможностей предприятия. Сначала необхо­димо определить наиболее прибыльный вид продукции. Это можно сделать на основании данных о вкладе. Если не существует ника­ких рыночных и технологических ограничений, то выпуск изделий с максимальным вкладом на единицу выпуска является самым жела­тельным способом расширения производства. Если емкость рынка не ограничена, и любой продукт можно реализовать в любом коли­честве, то рассматривать вопрос о расширении необходимо с точки зрения возможности предприятия.

Проводя анализ безубыточности, не следует забывать о других факторах рыночной активности предприятия. Максимальный уро­вень прибыли не является единственной, а в большинстве случае и главной целью предприятия. Отказ от производства одного или нескольких видов продукции из общей номенклатуры может от­рицательно сказаться на имидже предприятия, а в конечном итоге и рыночной позиции производителя. В большинстве случаев широ­кая номенклатура выпуска является фактором укрепления рыноч­ной позиции предприятия, так как разнообразный ассортимент вы­пускаемой продукции привлекает большое количество покупателей. Возможно, выпуск наименее прибыльных, но оригинальных товаров (в данном случае это мясо деликатесное) влияет и на рост продаж других, более прибыльных видов продукции, привлекая внимание к торговой марке и фирме производителю все новых и новых потре­бителей.

Кроме того, рынок не безграничен. Расширять производство и перераспределять ресурсы с одних видов продукции в пользу дру­гих можно до тех пор, пока продукцию можно продать. Ограничения по емкости рынка, вероятно, самые жесткие, поскольку для пред­приятия являются внешними и никакими самих предприятий не мо­гут быть изменены.

Оборотной стороной доходности является риск. В процессе сво­ей деятельности любая организация сталкивается с множеством раз­личных видов риска. Рассмотрим производственный риск, который в практике управления финансами ассоциируется с производствен­ным или оперативным левериджем.

Производственный (оперативный) леверидж характеризует соот­ношение между постоянными и переменными расходами в их общей сумме и вариабельностью показателя «Прибыль до вычета процен­тов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выде­лить и оценить влияние изменчивости оперативного левериджа на финансовые результаты деятельности организации.

Уровень производственного левериджа рассчитывается по фор­муле:

.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия используется величина эффекта производственного левериджа (EПР.Л.), которая является обратной величиной порога безопасности:

.

Если доля постоянных расходов велика, то организация имеет вы­сокий уровень производственного левериджа. Для такой организа­ции даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, так как постоян­ные расходы организация несет в любом случае, производится ли продукция или нет.

Вариабельность прибыли при изменении объемов производства в модели безубыточности выражается через величину производной:

.

Чем больше величина вклада, тем больше изменение прибыли при изменении объемов производства. При благоприятном стече­нии обстоятельств организация с высокой величиной вклада может быстро нарастить прибыль, однако при наступлении неблагопри­ятной ситуации (падении спроса и объемов производства) падение прибыли у такой организации будет проходить быстрее, чем у тех компаний, у которых доля вклада в выручке ниже.

Чем выше производственный леверидж, тем сильнее изменяется величина порога безопасности при изменении объемов выпуска. Из­менчивость прибыли, которая обусловлена изменением оператив­ного левериджа, количественно выражает производственный риск. Чем выше уровень операционного левериджа, тем выше производ­ственный риск предприятия. Предприятия с более высоким уровнем постоянных расходов несут больший риск убытка при неблагопри­ятном развитии рыночной ситуации.

Эффект производственного левериджа проявляется в том, что при изменении выручки предприятия изменяется и прибыль, при­чем чем выше уровень производственного левериджа, тем сильнее это влияние.

Пример. Рассчитаем эффект производственного левериджа производственного предприятия «Зерно»:

.

Таким образом, уменьшение выручки производственного пред­приятия на 1,5 % приведет к снижению прибыли на 5,85 %.

Величину производственного левериджа можно считать показа­телем рискованности не только самого предприятия, но и вида биз­неса, которым это предприятие занимается, так как соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат явля­ется отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.

Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро упасть ниже уровня безубыточности. Другими словами, предпри­ятие с более высоким уровнем производственного левериджа, явля­ется более рискованным. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении произ­водительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомнен­но, являются положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производ­ственного левериджа.

Анализ постоянных и переменных величин позволяет выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и принятия управленческих решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.