Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке




Философия Средних веков

Тема 4.

Древнеримская философия

(1 в. до н.э. - 5 в. н.э.)

 

Имеет вторичный характер по отношению к древнегреческой философии. Возникает во II- I вв. до нашей эры.

Благодаря завоеванию Греции в Риме появилась философия. В Риме с пренебрежением относились к философии. Трезвый, практичный характер римлян.

Партия эллинофилов (любители греков) – молодые знатные римляне, увлекавшиеся культурой, философией, наукой греков. Появились первые римские философы: Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Ему удалось привить уважение римлян к философии. Доказал ее полезность и практичность.

Цицерон: «Cultura animi filosofia est». Культура души - есть философия.

Философские взгляды Цицерона – эклектизм (смешение разных философских направлений).

В Риме появляются римские стоики, эпикурейцы, скептики. Киников в Риме не было.

Римские стоики: Луций Анней Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) - воспитатель императора Нерона и его же жертва. «Нравственные письма к Луцилию» - этика римского стоицизма.

Император Марк Аврелий Антоний (161-180 гг. н.э. –годы правления).

Автор трактата «К самому себе». Слава, богатство, успех – все это преходящее. Важно не внешнее, а внутреннее содержание в человеке.

Римский эпикуреизм: Тит Лукреций Кар. Автор поэмы «О природе вещей» - энциклопедии античного материализма. Последователь учения Демокрита и Эпикура об атомах, популяризатор эпикуреизма.

Римский скептицизм: Секст Эмпирик.

 

 

1. Средневековое философское учение о Боге, мире и человеке.

2. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

3. Философская мысль классического арабского Востока.

 

Философия Средних веков (5 - 15 вв.) – религиозная философия. Основа – религиозное мировоззрение.

Монотеизм – религия единобожия.

 

 

христианство ислам

 

Важнейшая черта средневековой философии –

1)Теоцентризм (богоцентризм).

Бог – творец Вселенной, вечный, вездесущий, милосердный, всемогущий, святой (совершенный).

2)Креационизм (творчество, творец).

Бог – творец Вселенной, следовательно, управляет Вселенной, законы Вселенной определяются божественной волей. Т.е. все, что происходит в мире, происходит согласно божественной воле.

3)Религиозный антропоцентризм.

Человек после Бога занимает ведущее место во Вселенной, как самое разумное существо, наделенное свободой воли. Ветхий завет. Книга Бытия: «Человек сотворен Богом по своему образу и подобию». Это и ставит человека первым после Бога. Эта черта исключает возможность существования других существ во вселенной (другого разума).

Так высоко прежде человек не поднимался.

В отношении к человеку средневековая философия занимала двойственное положение:

1. Человек — образ и подобие Бога;

2. После грехопадения Адама и Евы каждый человек не является совершенством.

4)Этикоцентризм - духовно-нравственные проблемы в центре средневековой философии (проблемы праведности и грешности, спасения и погибели души). Изучением природы, внешнего мира средневековая философия не занималась.

5)Эсхатологизм - учение о конечных судьбах мира и человека. История заканчивается страшным судом – Апокалипсисом.

6)Провиденциализм. Вся история – провидение и замысел Бога.

Эти характеристики образуют религиозную картину мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.