Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения памяти в патопсихологии

Патопсихологические исследования нарушений памяти.

Цель занятия: рассмотреть проблемы расстройства памяти, основные направления исследований патологии памяти, варианты патологии памяти.

 

 

Литература:

 

1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Медицина, 1976 г.

2. Блейхер В.М. Словарь. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Киев, 1984г.

3.Галант Р.Я. О расстройствах памяти. М.:Медгиз,1935 г.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология.- М.,1976г.

5. Зейгарник Б.В. Нарушения памяти. Хрестоматия \ Сост. Белопольская. Н.Л.- М.:Изд-во УРАО, 1998 г.

6. Логинова С.В., Рубинштейн С.Я. О применении метода “пиктограмм” для экспериментального исследования мнестических процессов психических больных.- М,1972г.

7. Петренко Л.В. Нарушения высших форм памяти.-М.,1976г.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. МГУ:1998г.

9. Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М.,1890.

10. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. - Ростов н\Д: Изд-во ЛРНЦ “Феникс”, 1998 г.

11. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева,1994г.
1. Патопсихологические исследования нарушений памяти.

 

Актуальность данной проблемы: почти все больные жалуются на расстройство памяти, встречается эта проблема и среди здоровых людей. Но очень редко люди говорят о недостатках своего мышления, неадекватности суждений, но все замечают дефекты своей памяти.

Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что, проблема памяти наиболее проработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.

И.М.Сеченов указывал на то, что память является краеугольным камнем психического развития. “Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы.” Главную особенность человеческой памяти Сеченов видит не в фотографичности воспроизведения, не в “зеркальности” запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов.

 

 

ПАМЯТЬ - это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.

Основные функции памяти:

n Запоминание (фиксация) - функция памяти, которая осуществляет закрепление нового путём ассоциирования его с приобретенным ранее.

n Сохранение (ретенция) - функция памяти, которая заключается в длительном удержании и накоплении индивидуального и общественного опыта.

n Воспроизведение (экфория энграмм) - функция памяти, заключающаяся в актуализации закреплённого ранее содержания прошлого опыта путём извлечения его из долговременой и перевода в оперативную.

Выделяют краткосрочную (кратковременную) и долгосрочную (долговременную) память. Первая характеризуется огромным числом впечатлений, поступающих в бодрствующий мозг и запечатляемых им на непродолжительное время (от часов до секунд), после чего они исчезают из памяти и произвольно не могут быть воспроизведены. Вторая связаны с осуществлением, отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного воспроизведения в будущем некоторой информации.

 

 

Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, - опосредованность, целенаправленность, мотивированность - относятся и к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) Поэтому и распад мнестической деятельности принимает различные формы благодаря переходу к “поуровневым” исследованиям психической деятельности человека (А.Н. Леонтьев) Изучение памяти как мотивированной, направленной, опосредованной деятельности является конкретизацией такого процесса.

Исследования, посвящённые патологии памяти, идут в разных направлениях:

а) клиническое направление (С.С. Корсаков, Ю. Грюнталь, В.А. Гиляровский, Р.Я. Голант, С.Г. Жислин.) Его представители связывали расстройства памяти с определёнными синдромами, нозологическими единицами и не ставили перед собой задачи раскрытия их психологических механизмов;

 

б) психофизиологическое и нейропсихологическое направления

(В. Пенфилд, Б. Милнер, Л.Т. Попова, А.Р. Лурия и др.) В работах представителей этого направления содержится анализ психофизиологических основ памяти, изучается природа мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга;

в) психологическое направление, которое в основном рассматривает вопросы организации памяти и её нарушений. Теоретические и методологические позиции, на которых базируются представители этого направления, крайне неоднородны, а порой противоречивы. К этому направлению примыкают работы ряда современных зарубежных авторов, ограничивающихся констатацией наличия или отсутствия организации запоминания при психических расстройствах (Г Берксон, Г. Кантон, В.Осборн, В. Валлас и др.) К нему следует отнести исследования, синтезирующие основные понятия гештальтпсихологии с теоретико-информационными идеями (Г. Спитз).

 

Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти.

Исследования расстройств памяти важны также для практических вопросов психиатрической клиники. Нередко данные о нарушении памяти, полученные при патопсихологическом эксперименте, не совпадают с представлениями самого больного о характере своей мнестической деятельности. Например, больные жалуются на ослабление памяти, которое мешает им в работе, в то время как психологическое исследование не выявляет этого нарушения. И наоборот, некоторые больные успешно работают, данные же психологического эксперимента обнаруживают расстройства мнестической деятельности. Анализ подобного несовпадения оказываются часто очень важным при решении экспертных вопросов, выборе коррекционных мероприятий. Они важны ещё в том отношении, что помогают согласованию понятий психиатрии и психологии.

Эти факты свидетельствуют о том, что в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу. Результаты их изучения могут оказаться полезными при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.

 

В исследовании патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

* проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;

* вопрос о динамике мнестического процесса;

* вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Следует отметить, что не всегда удаётся вычленить в каком-нибудь определенном, частном амнестическом синдроме отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются; однако экспериментально удаётся нередко выделить ведущую роль того или иного компонента.Анализ амнестического синдрома усложняется ещё тем обстоятельством, что так называемые “ядерные” симптомы, вызванные болезненным состоянием мозга, сливаются с вторичными, наслаивающимися на них симптомами.

 
1) Нарушения непосредственной памяти.

Корсаковский синдром. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остаётся память на события прошлого, так называемый, корсаковский синдром, который был описан русским психиатром С.С. Корсаковым при тяжёлых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

В последствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться при других диффузных поражениях мозга неалкогольного генеза (К. Гампф, И Делей) и также при поражениях определённых мозговых систем (В.М. Бехтерев) Больные у которых имеют место подобные явления, не помнят, событий недавнего прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно назвать события из своего детства, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня.

При анализе структуры корсаковского синдрома встал вопрос о том, является ли забывание недавнего прошлого следствием дефекта воспроизведения или удержания материала.

 

Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что речь идёт о плохом воспроизведении.

Ещё в 1911 г. Э. Клапаред проводя эксперимент, незаметно для больного, несколько раз подряд, здороваясь с ним, колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной перестал подавать врачу руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того что с ним здоровались.

Одной из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями.

Так, один из больных заявил, сегодня “ходил в лесок по грибы”, на самом деле находясь в больнице.

Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени.

 

Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить её пробелы, придумав несуществующий вариант событий. Таким образом, нарушения памяти на недавние события сочетаются у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчётливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с неимевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводят к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни.

Не случайно А.Р. Лурия, В.А. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания.

Прогрессирующая амнезия Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологи событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живёт в начале нашего века, что только окончилась первая мировая война. В.А. Гиляровский описывал в 30-х гг. больную, которой казалось, что она живёт у помещика, она боялась “барыни-помещицы”.

Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция головного мозга.

 

Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдалённое прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живёт не в настоящей ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий имевших место в далёком прошлом.

Такие расстройства, характеризующиеся “жизнью в прошлом”, ложным узнаванием окружающих, возникают в основном при старческом слабоумии.

 

 
2) Нарушение динамики мнестической деятельности.

Описанные выше нарушения памяти носили в основном стабильный характер.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны её динамики. Больные в течение какого-то времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать.

Оценка памяти подобных больных в терминах “память больного снижена”, “память больного не нарушена” не является адекватной. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амнестическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается её динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных, перенесших травмы головного мозга, у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

Подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Экспериментальные психологические исследования выявляют лабильность всех форм их деятельности, познавательной и эффективно-эмоциональных сфер.

Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и, по существу, является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, её истощаемости.

 
3) Нарушение опосредованной памяти.

 

Работами отечественных психологов показано, что память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко и др.). Поэтому, следовало ожидать, что психическая болезнь, изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. В то время как опосредование улучшает запоминание здоровых людей, то у больных фактор опосредования становится помехой. Этот факт был ещё в 1934 г. впервые описан Г.В. Биренбаум. Исследуя больных разных нозологических групп с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.

 

Этот метод, предложенный А.Р. Лурией состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания он должен придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем воспроизвести предложенные слова. Качество рисунков значения не имеет. Таким образом, задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым конкретным понятием, а это возможно только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом.

Г.В. Биренбаум, исследовавшая при помощи этого метода нарушение понятий у душевно больных, указывала на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления сознание таких условных связей бывает затруднено.

 

 
4) Нарушение мотивационного компонента памяти.

Современная психология не является больше наукой об отдельных психических функциях. Психические процессы следует рассматривать как разные формы психической деятельности, которые формируются онтогенезе. В зависимости от той задачи, на решение которой направлена деятельность человека, она принимает форму того или иного процесса (восприятия, памяти). Ещё в 1923 г. в экспериментальном исследовании памяти (Б.В. Зейгарник) т.н., “ феномен воспроизведения незавершённых действий”, была доказана необходимость учёта мотивационного компонента. Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершённые действия, в соотношении 1,9: т.е. незавершённые действия воспроизводились на 90 % лучше, чем завершённые.

Причина в том, что у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание. Выполнение задания выступало в качестве мотивированного намерения. При незавершённости действия остаётся неосуществлённым, создаётся некая аффективная активность, которая проявляет себя в воспроизведении.

 

 

Выводы по первому вопросу:

n исследования патологии памяти ведутся в следующих основных направлениях:

-проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;

-проблема о динамике мнестического процесса;

-вопрос мотивационном компоненте памяти;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обязательные записи СМК, предусмотренные стандартом ISO 9001 | Экспериментальные исследования в этой области позволяют выделить преимущественно функциональную значимость этих симптомов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.