Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое исследование, его программа




ТЕМА 10. Методология и методика социологических исследований

Социальные функции культуры

Культура играет большую роль в жизни общества и человека, поскольку выступает средством аккумуляции, хранения и передачи социального опыта и ее роль реализуется через ряд функций:

1. Образовательно-воспитательная функция заключается в том, что культура в процессе ее усвоения делает человека человеком. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации. Уровень культуры личности определяет степень ее социализации, приобщения к культурному наследию.

2. Интегративная функция заключается в том, что, как полагал Дюркгейм, освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к группе, нации, государству и т. д. Культура сплачивает людей и обеспечивает целостность общества.

3. Регулирующая функция выражается в том, что культура формирует и регулирует поведение человека через его самосознание. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, с помощью предписаний и запретов осуществляет регулирование поведения и деятельности личности.

10.1. Социологическое исследование, его программа.

10.2. Методы сбора первичной социологической информации:

а) опрос;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

д) анализ документов.

Социологическое исследование — это изучение различных структур общества, социальных процессов, причин, мотивов, массовых форм поведения, мнений и оценок различных слоев населения. Разность познавательных целей определяет различие видов исследований. В зависимости от цели исследования они делятся на теоретические и эмпирические (конкретные, прикладные). Результатом теоретического исследования являются теория среднего уровня или общесоциологические теории, а результатом эмпирического — система эмпирических социальных фактов (т. е. фактов, проверяемых в опыте) о социальных действиях и отношениях, мнениях и оценках. Если иметь в виду, что социология в качестве одного из важнейших принципов включает принцип эмпиризма, то система эмпирических фактов — это та база, на основе которой можно делать теоретические обобщения, выстраивать различные теоретические концепции.

Общество — сложный объект и объективность его исследования требует соблюдения этических принципов:

· научной честности, профессионализма и компетентности — их соблюдение важно для получения объективной и достоверной социологической информации, на основе которой могут приниматься решения;

· конфиденциальности, анонимности — нельзя применять в исследованиях процедуры и методы, ущемляющие интересы и личное достоинство людей;

· ответственности за выводы и рекомендации, соблюдения принципа «Не навреди».

В социологии используются различные виды исследований. Их можно классифицировать по разным основаниям:

I. По цели исследования делятся на: теоретические — их целью является раскрытие закономерностей, понимание и объяснение причин изучаемых явлений; эмпирические — их целью является выработка и принятие решений, улучшающих функционирование социальных объектов.

II. По способу проведения исследования делятся на: разовые (дают знания о статическом состоянии системы, его структуре); повторные (дают динамику изменений в социальных объектах). Они могут быть: панельными (изучается одна и та же проблема с интервалами во времени по единой программе и методике); лонгитюдными (изучается одна и та же совокупность людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам).

III. По решаемым задачам исследования делятся на: разведывательные (пробные, пилотажные), которые служат для получения оперативной информации и проводятся с использованием сжатого по объему инструментария с ограниченным кругом респондентов, а также используются для проверки качества инструментария; описательные (служат для получения общей картины состояния объекта); аналитические (выявляют причины тех или иных социальных феноменов, факторы, воздействующие на них, противоречия, пути решения проблем).

IV. По масштабу исследования делятся на: локальные, отраслевые, региональные, общенациональные, международные.

Исследование всегда проводится по определенной методике, которая представляет собой совокупность методов, процедур, приемов сбора, обработки и анализа информации о социальных фактах, о поведении, суждениях, оценках, мнениях.

Научное исследование предполагает разработку программы, предусматривающей следующие этапы исследования:

1. Подготовка, разработка программы исследования.

2. Сбор первичной социологической информации (полевое исследование).

3. Обработка полученных данных.

4. Анализ и обобщение полученной информации.

5. Составление отчета о результатах исследования.

Результативность исследования в значительной мере зависит от программы. Программа — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации. Она выполняет следующие функции:

1) методологическую — определение научной проблемы, целей, задач и принципов исследования;

2) методическая — разработка общего логического плана исследования и определение методов, методик сбора первичной социологической информации о социальных фактах, мнениях, оценках;

3) организационная — разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведения основных этапов социологического исследования.

Этим функциям соответствует и структура программы (методологическая, методическая и организационная части).

Методологическая часть содержит в себе:

· Формулировку проблемы, ее обоснование (без проблемы всякое исследование теряет смысл). Социальная проблема — это противоречивая ситуация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Проблема обнаруживается тогда, когда имеющиеся варианты решения не дают результата. При прояснении проблемы важно, что мы знаем об объекте и что нам неизвестно (представление о неизвестном будут определять наши познавательные действия и усилия). Иногда бывает не так просто сформулировать проблему. Правильно сформулированная проблема — это уже половина ее решения. Если в формулировке проблемы выяснено неизвестное, то уже можно определять цели и задачи исследования (проблема не имеет готовых решений, задача имеет алгоритм решения). Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основными, так и вспомогательными. Характер задач зависит от содержания цели.

· Цель — определить, теоретический или прикладной характер будет носить исследование. Цель — это представление о конечном результате деятельности. Обычно цель одна, а задач несколько и они являются конкретизацией цели.

· Объект и предмет исследования. Социальная проблема всегда имеет своего носителя, например, социальную группу. Она как объект характеризуется количественно, структурно, с точки зрения пространственно-временной определенности. Следовательно, объектом социологического исследования всегда выступает какая-либо социальная группа или их совокупности. Предмет исследования — это та сторона объекта, которая будет изучаться (например, отношение людей к труду, культурные ориентации человека). Один и тот же социальный объект может быть предметом разных исследований.

· Интерпретацию основных понятий. Понятия, используемые в исследовании, могут иметьразные смысловые значения, поэтому надо для себя четко определить те смысловые значения понятий, которые необходимы для решения данных конкретных проблем. Интерпретация — толкование. Существует логическая и операциональная (анализ) интерпретация. При логической интерпретации указывается, что понимается под данным понятием и с какими другими понятиями оно логически связано. Операциональная интерпретация (операционализация) есть указание конкретных признаков того, что выражает это понятие.

· Предварительный системный анализ объекта исследования. Это системное описание объекта, фиксация наиболее очевидных функциональных зависимостей между его составными частями, построение концептуальной модели объекта с системой внутренних и внешних взаимосвязей между элементами.

· Выдвижение, формулировка гипотезы. Гипотеза — это предположение, объясняющее социальные факты, явления, процессы, связь между ними, которое необходимо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования. Она задает направленность исследования, поэтому ее надо формулировать лаконично и однозначно. Гипотезы могут быть научными, рабочими, первичными, вторичными и др. По цели они могут быть описательными, объяснительными и предположительными.

Методическая часть включает в себя:

· Определение, выбор метода исследования и сбора первичной социологической информации. В социологии в основном используются методы: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов. Выбор метода определяется особенностями социального объекта, его социальными характеристиками, которые интересуют исследователя, а также экономическими соображениями (материальные ресурсы), требуемой точностью исследования.

· Построение выборки, от которой во многом зависит точность полученной социологической информации. Когда социальный объект достаточно массовиден, то нет смысла опрашивать всех людей, входящих в него. Объективную социологическую информацию о социальном объекте можно получить на основе исследования лишь его части. Все множество людей, входящих в социальный объект, называется генеральной совокупностью. Социологи выбирают из нее часть людей, которая вовлекается в исследовательские процедуры, и эта часть называется выборочной совокупностью, или выборкой. Между генеральной и выборочной совокупностями должна существовать связь, называемая репрезентативностью. Выборка репрезентативна тогда, когда она по всем социальным характеристикам соответствует генеральной совокупности. Это очень важное условие, обеспечивающее объективность полученной в исследовании социологической информации. Объем выборки зависит от объема генеральной совокупности: чем больше объем последней, тем меньше объем выборки. Например, при размере генеральной совокупности 500 человек необходимо опросить 222 респондента, при 3000 человек — 350 респондентов, при 1000 человек — 385 респондентов. Кроме того, выборка зависит от разброса социальных характеристик, которые необходимо учитывать в исследовании. Если социальный объект однороден, то выборка меньше. Наконец, выборку определяет требуемая точность исследования (чем больше точность, тем больше и выборка). Выборочное исследование может быть сплошным и частичным. Частичное может быть монографическим (берется единица генеральной совокупности и она всесторонне исследуется: например, одна группа студентов из всего множества групп), или выборочным (например, выбрана не группа, а нужное количество студентов из разных групп). Выборка может быть повторной и бесповторной, типической (по шагу) и квотной.

В организационной части составляется организационный план исследования, в которой указываются основные этапы, кто и за что отвечает, сроки выполнения работ.

Полученные в ходе исследования результаты обрабатываются и обобщаются, формулируются рекомендации. В обработке результатов широко используется вычислительная техника, все показатели подсчитываются в цифрах и процентах, составляются таблицы взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы.

В конце исследования необходимо задать себе вопросы: Получена ли новая информация? Что добавляет новая информация? Какие результаты оказались неожиданными? Какие выводы можно сделать?

По результатам исследования составляется отчет, структура которого включает: программу исследования, характеристику выборочной совокупности респондентов: кого опрашивали и в каком количестве, анализ и интерпретацию полученных данных, результатов исследования, практические рекомендации, выводы, приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.