Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод статистики




Общая теория статистики.

Ряховской Рине, Прудниковой Ладе, Медаковой Алине,

Общая теория статистики.

(Электронный конспект лекций)

Преамбула. Электронный вариант курса лекций по дисциплине «Статистика» появился благодаря усилиям студентов группы ГМУ203:

которые нашли время и набрали на компьютере рукописный вариант курса лекций

Огромное спасибо вам и удач и успехов во всем.

Е.А. Ковалев


Оглавление

Глава 1. Предмет, метод и задачи статистики................................... 3

Глава 2. Статистическое наблюдение................................................. 9

Глава 3. Сводка и группировка статистических материалов......... 25

Глава 4. Графическое изображение статистических данных....... 31

Глава 5. Абсолютные и относительные величины.......................... 35

Глава 6. Статистическое изучение вариационных рядов.............. 41

Глава 7. Средние величины................................................................. 48

Глава 8. Показатели вариации............................................................ 60

Глава 9. Индексный метод в статистике............................................ 68

Глава 10. Ряды динамики.................................................................... 85

Глава 11. Статистическое изучение взаимосвязи показателей... 105


Глава 1. Предмет, метод и задачи статистики.

Статистика – это особая наука, которая составляет количественный каркас, отображающий все необходимые человечеству сведения об окружающем его мире. Слово «status» латинское, означает «состояние вещей» или «положение». От корня этого слова образовалось слово- stato – государство и существительное statistika. В научной литературе слово «статистика»вошло в употребление в 18 в. И первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», т.е. систематизированный сбор и представление данных о государственном устройстве, территории, населении, природных ресурсах и экономике страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.

Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики.

Ярким представителем первой школы был У. Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки, впервые широко применившим математику для экономического анализа. Его «политическая арифметика» основывалась на точном наблюдении и подсчете экономических явлений.

Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг (1606-1681) и Г. Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.

Дальнейшее развитие статистики связано с именами А. Кетле (1796-1874), Ф. Гальтона (1822-1911), К. Пирсона (1857-1936), В. Госсета (1876-1936), Р. Фишера (1890-1962). Считается, что А. Кетле положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика», так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. В целом представители статистико-математического направления внесли существенный вклад в развитие методологии статистической науки (ряды распределения, теория корреляции).

Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики (И.К. Кириллов (1689-1737) и В.Н. Татищев (1686-1750)) до статистики как науки о «категорическом исчислении» (А.Н. Радищев (1728-1806), Д.П. Журавский (1810-1856)). Видные представители русской академической школы статистики А.А. Чупров (1874-1926), Ю.Э. Янсон (1835-1893), А.А. Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.

К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) - «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».

Можно сказать, что история формирования и развития статистики как науки свидетельствует о том, что она сложилась в ходе научного обобщения накопленного учетно-статистического опыта, обусловленного потребностями эффективного управления массовыми явлениями в обществе.

Статистика как наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: состоящую из общей теории статистики и отраслевых статистик, условно объединенных по содержанию в разделы экономической и социальной статистики.

В настоящее время существует несколько определений понятия «статистика», поскольку оно может употребляться в различных значениях. В научной литературе даются различные определения статистики как науки и практической деятельности[1]. В современном толковании термина «статистика» можно выделить три значения:

1. Статистика как отрасль науки, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых явлений и процессов, отображаемую посредством статистических показателей, в которой излагаются теоретические вопросы сбора, сводки, группировки, методы измерения и анализа количественных сведений о массовых явлениях. Научной отрасли соответствует и учебная дисциплина.

2. Статистика как совокупность сведений о массовых явлениях, процессах в обществе и природе.

3. Статистика как вид практической деятельности по сбору, обработке, анализу статистической информации. В этом значении под статистикой понимают процесс ведения статистики, целью которого является формирование совокупности интересующих статистических сведений.

Обобщая представленные в научной литературе определения статистики как отрасли науки можно сформулировать определение статистики как науки. Статистика изучает количественную сторону массовых явлений, протекающих в совокупностях объектов, в целях познания их качественной стороны, применяя для этого особые научные приемы, выработанные ею. Специфика статистики как науки состоит в том, что она изучает количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в конкретных условиях места и времени. Универсальный характер статистики проявляется в том, что ее методы применимы к любой научной отрасли, изучающей массовые явления. Предметом изучения статистики служат различные общественные социально-экономические явления, исследование которых связанно с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.

В процессе развития статистики как науки обособились в качестве самостоятельных дисциплин:

1. Отраслевые статистики, в которых освещаются сущность и методология показателей, используемых при изучении соответствующей отрасли:

2. Экономическая статистика, содержанием которой является раскрытие сущности и методологии исчисления показателей, используемых при статистическом изучении народного хозяйства в целом;

3. Общая теория статистики, которая освещает теорию статистической методологии, общую для всех отраслевых статистик.

В статистике, имеющей дело с количественными признаками, давно стали применяться различные математические приёмы. Т.к. она строит свои выводы на основании большого числа, единичных и случайных явлений (событий), то она неизбежно соприкасается во многих случаях с теорией вероятностей. В результате взаимодействия теории вероятностей с другими приемами математики возникла как самостоятельная дисциплина «математическая статистика». Естественно, что общая теория статистики, освещающая теорию статистической методологии, не может не рассматривать те приемы математической статистики, которые помогают раскрытию статистических закономерностей. Общая теория статистики включает в себя многие разделы математической статистики, но зачастую без строгого математического доказательства, больше в прикладном плане.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.