Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация о среде




В России существует большее количество малых коммерческих предприятий (особенно в сфере услуг, и в меньшей степени в сфере производства) занимающихся одним видом деятельности, т.е. появилась объективная почва для конкуренции, а значит и для учета внешней среды для этих предприятий.

2. Для любого российского производителя благ услуг и ценностей (как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого банка) проблема учета факторов внешней среды актуальна из-за воздействия следующих трех глобальных факторов:

· Политического. В стране не создана устойчивая система власти. У разных политических сил в корне, в принципе разное отношение к предпринимательской деятельности и ее сфере. Например, в среде косвенного урегулирования бизнеса (с помощью налогов) или в отношении прямого контроля и управления предпринимательской деятельностью.

· Социального. В России имеет место резкое различие между богатыми и бедными. Это сокращает не только первичный спрос (потребительский), но и вторичный спрос (спрос на рынке факторов производства: на сырье и материалы, основные средства, капитал и прочее). Расслоение населения на бедных и богатых – это есть предпосылка создания различных сегментов потребительского рынка: для богатых и бедных, что в свою очередь, ставит проблему выбора своей товарной политики для предприятия.

· Экономического. Кризисная ситуация страны в целом снизила возможности накопления капитала у предприятий и перспективы их роста.

Таким образом, в переходный период к рынку значение рабочей и общей среды для российского предприятия существенно возрастает. Так не скажешь о предприятии, функционирующей в условиях командно-административной системы, где все связи во внешней (рабочей и общей) среде определялись государством без учета интересов хозяйствующих субъектов. Конкуренции не было. Было социалистическое соревнование, которое имело слабое сходство с ней. Рабочая среда предприятия, функционирующего в условиях рынка, гораздо сложнее и требует детального и сложного ее анализа.

 

 

После определения наиболее значимых факторов среды необходимо осуществить сбор всей информации.

Информация определяется следующими способами:

1. Сканирование среды или поиск уже сформированной информации, существующей в ретроспективе (анализируя вторичную и первичную литературу).

2. Мониторинг среды или отслеживание текущей, вновь появляющей информации.

3. Прогнозирование среды или составление будущих сценариев существования среды.

Отслеживание информации осуществляется в рамках 3 систем получения информации (СПИ):

1. Иррегулярные (не периодические) системы получения. Хорошо действуют в условиях продолжающегося кризиса среды (например, нехватка энергии или политическое потрясение, вызванное отставкой президента). Информация, полученная при таком способе, может быть применена при краткосрочной реакции на кризис предприятия. Недостаточна для прогнозирования будущих событий.

2. Регулярные (периодические) системы получения. Характерен периодический ежегодный обзор событий. Преобладает здесь ретроспективный момент с некоторым вниманием на будущее. Применяется при принятии рабочих решений менеджментом.

3. Системы непрерывного обзора. В рамках данной системы постоянно отслеживаются значимые элементы (критические точки) среды предприятия. Информация, полученная в процессе исследования – устойчивый компонент процесса планирования. Ориентирована на будущее. Используются методы прогнозирования. Данные системы довольно дорогостоящие и поэтому их использование в процессе мониторинга ограниченно.

 

Источники информации могут быть следующими:

1. Нелегальные.

2. Легальные (около 90% информации можно получить легально). Сбором информации должны заниматься и топ-менеджеры (т.к. имеют возможность войти в различные информканалы), и отделы планирования: ПФО, комитет по стратегическому развитию и прочие службы. Источники информации для процесса планирования представлены на рис.4.2.

(рис.4.2)

 


Оценка информации. Оценка информации – заключительный этап анализа организационной среды. Итоги оценки - основа для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии. Цель оценки – выяснения отрицательных и положительных влияний среды на будущую деятельность предприятия. В процессе оценки осуществляется смещение от понимания среды к пониманию возможностей и угроз этой среды для предприятия. Некоторые распространенные методы оценки:

1. Метод 5х5 (предложен в 1984 году Альбретом Месконом). Метод заключается в задании 5 вопросов о 5 факторах внешней среды.

1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.

2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

4. Если вы уже определили направления стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?

5. Назовите 5 внешних пространств (областей), включающих возможность изменений, которые могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей.

Для того, что бы дать более достоверные ответы на каждый из 5 вопросов необходимо предварительно собрать всю информацию о внутренней среде предприятия и попытаться сделать прогнозы ее будущего состояния.

2. Другой метод представляет собой перечень из четырех вопросов, включающий основные критерии оценки влияния каждого фактора среды на будущее предприятия.

1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение предприятия?

2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?

3. Насколько велик о будет воздействие фактора на предприятие?

4. Когда воздействие этого фактора на предприятие может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?

3. Метод матрицы «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на предприятие» (разработал специалист по анализу внешней среды Дж.Х.Вилсон). Предназначен для лучшего понимания вопроса.

 

 

Рис.4.3

Если в соответствии с матрицей значение фактора оказывается высоким или средним, то ему должно уделяться соответствующее внимание.

4. Метод СВОТ или СВОТ-анализ (SWOT - по начальным буквам английских слов: «силы», «слабости», «возможности», «угрозы»). Метод СВОТ – это метод стратегического анализа, включающий в себя и оценку внешней среды. Он уже должен использоваться предприятием для определения конкретных перспектив предприятия. С помощью его определяется сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы внешней деловой среды. Пример использования данного методы представлен в табл.4.2.

В качестве дополнения к анализу внутренней среды необходимо рассматривать топ-менеджерам способности своих подчиненных менеджеров к стратегическому управлению, а именно: способности наметить курс; способности организовать дело в соответствии с намеченным курсом; способности повысить энтузиазм и заинтересованность людей в работе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.