Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны




Анализ потенциала должен включать все сферы деятельности предприятия:

· организацию управления (менеджмент);

· маркетинг;

· исследование и разработки;

· технологию и производство;

· персонал;

· финансы;

· культура производства.

Задача анализа состоит в изучении факторов, влияющих на деятельность предприятия и определяющих его состояние.

В специальной литературе излагаются методики проведения исследований. Кроме того, крупные предприятия, а также консультационные организации имеют свои методики исследования.

Укажем состав основных факторов, которым следует уделять внимание при анализе.

Организация управления:

ü организационная структура;

ü функциональное и иерархическое разделение труда;

ü централизация и децентрализация;

ü соотношение между линейным и функциональным руководящим персоналом;

ü методы и порядок принятия основных видов решений;

ü организация системы контроля за исполнением решений;

ü управленческие информационные системы;

ü организация системы коммуникаций;

ü стиль управления;

ü квалификация и способности высшего менеджмента;

ü система стратегического планирования.

Маркетинг:

Ø применяемые концепция и стратегии;

Ø рынки (размеры, собственная доля, конкуренты);

Ø потребители;

Ø товар и ценовая политика;

Ø каналы распределения, организация сбыта и торговая агентура;

Ø запасы товаров;

Ø торговые издержки;

Ø послепродажное обслуживание

Ø рекламная деятельность;

Ø информация.

Исследования и разработки:

· состав кадров, их квалификация и опыт;

· мотивация труда;

· портфель новых проектов;

· состояние лабораторной базы и испытательного оборудования;

· сотрудничество с другими предприятиями (организациями);

· лицензионные соглашения;

· организация процесса проектирования;

· состояние и организация информационного обеспечения.

Технология и производство:

v состав кадров, их квалификация и компетентность;

v производственные подразделения (количество, специализация, мощности);

v тип применяемой технологии;

v тип и состояние основных фондов;

v организация технического обслуживания;

v организация производства;

v система календарного планирования;

v организация контроля качества;

v основные поставщики и их надёжность;

v состояние безопасности жизнедеятельности производства;

v производительность производственной системы;

v прямые издержки производства.

Персонал:

Ø структура персонала, его квалификация и опыт;

Ø условия найма;

Ø текучесть кадров;

Ø политика комплектования кадров;

Ø система обучения, повышение квалификации и переквалификации кадров;

Ø система оценки труда персонала;

Ø система оплаты труда;

Ø мотивация труда.

Финансы:

· состав и квалификация кадров;

· финансовое состояние и стабильность;

· источники и величина финансовых ресурсов;

· прибыль и её использование;

· движение денежной наличности;

· планирование финансов;

· состояние отчётности;

· замечания ревизоров.

Культура производства:

§ стандарты поведения и традиции;

§ мировоззренческие особенности руководителей;

§ философия менеджмента.

Источником информации служит документация предприятия, а также суждения экспертов.

Рассматривая совместно результаты анализа использования потенциала предприятия и анализа конкурентов, выявляются относительные преимущества предприятия в конкуренции.

Выявив относительные преимущества предприятия (организации) в конкуренции, составляют перечень его сильных и слабых сторон. Очевидно, что этот перечень для различных предприятий специфичен и будет определяться их особенностями и факторами внутренней среды.

Различают две группы факторов, обеспечивающих предприятию конкурентные преимущества:

ü превосходство в ресурсах (лучшее качество, низкие цены и др.);

ü лучшее мастерство, умение (связано с эффективностью выполнения всех видов деятельности предприятия, работой исследовательских, проектных, производственных и обслуживающих служб).

Превосходство в ресурсах и лучшее мастерство позволяют предприятию предлагать потребителям товары широкого ассортимента более высокого качества и по более низким ценам, чем конкуренты, добиваясь преимущества. Достигнутые преимущества позволяют занять более прочные позиции на рынке, получать рентабельность выше средней по отрасли, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию сильных сторон и устранению слабых сторон предприятия.

Под сильными сторонами предприятия понимают всё, что обеспечивает его преимущества над конкурентами.

Сильные стороны:

v высокая компетентность;

v достаточные финансовые ресурсы;

v совершенная технология;

v хороший менеджмент;

v высокая трудовая этика;

v квалифицированная команда управленцев;

v хорошая система контроля качества продукции и процессов и др.

Из сильных сторон наиболее значимыми являются те, которые обеспечивают предприятию долговременный отрыв от конкурентов, то есть то, что они не могут повторить, скопировать, и что относится к «исключительному превосходству».

Слабые стороны предприятия – это то, что не позволяет ему достичь преимущества над конкурентами.

Слабые стороны:

Ø устаревшее оборудование;

Ø высокие производственные издержки;

Ø отсутствие чётких стратегий развития;

Ø нехватка финансовых или иных ресурсов;

Ø устаревшая организационная структура;

Ø слабое представление о рынке и др.

Разработка стратегии должна опираться на сильные стороны предприятия и быть такой, чтобы минимизировать воздействие слабых сторон. Для этого выясняют как изменения ситуации на рынке и в какой мере соотносятся с сильными и слабыми сторонами предприятия. Если ситуация на рынке такова, что способствует реализации его сильных сторон, то у предприятия появляются возможности (шансы) укрепить свои позиции. Если изменения на рынке связаны с его слабыми сторонами, то предприятие сталкивается с риском и угрозами.

Проследить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия можно с помощью SWOT-анализа (аббреватура SWOT (СВОТ) составлена из первых букв английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats).

Позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Технология проведения SWOT-анализа предусматривает составление таблицы (матрицы), вид которой приведён на рисунке 4.3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.