Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка и решение основных философских проблем в Киевской Руси XI – XVв.в




Безусловно, на процесс становления и развития философии в этот период оказало введение христианства на Руси в 988г. Поэтому, сама философская мысль была окрашена в религиозные, мистические тона. Конечно, философская мысль этого периода отличалась своеобразным схоластическим и абстрактным теоретизированием, отсутствием системных построений. В самом постижении космологических проблем можно выделить дуальный подход: понимание мира через абстрагирование проблемы человека, и в то же время это понимание достигается через включенность самого человека в этот мир, и осмысление его сущности.

Под философом украинскими мыслителями понимается человек, который не просто овладевает истиной, а применяет ее в собственной жизни.

Это же мы обнаруживаем и в понимании сущности самой философии:

«Философия есть не что иное как познание сущего, ибо оно есть сущее»

«Философия есть уподобление Богу… Она есть искусство искусств и наука наук, ибо философия является началом всякого искусства» «Философия является любовью и мудростью; истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к богу есть истинная философия».

В философии этого периода Бог является творцом всего сущего. Более того, мир есть единство двух его частей: действительного и желаемого. Если мир действительный – это «тварный» Богом мир, то желаемый – это мир Божественный, трансцендентный по отношению к человеку и природе.

Отсюда – две формы отношения к миру действительному:

а) негативное, как к миру зла;

б) позитивное, как к миру, сопричастному понятию добра, т.е. Божественному.

Решение гносеологических проблем детерминируется через отношение к Божественному. Даже истина трактуется как процесс толкования библейских текстов.

Что касается человека, то в этом учении он рассматривается через решение проблемы о соотношении души и тела. Если тело выступает в качестве природной сущности человека, то душа – в качестве не материальной, внутренней сущности, озаряемой божественной «благодатью». В конечном счете, единство души и тела – это высший критерий гармонии человека.

Вторая интересная идея, которая обнаруживает себя в философии этого времени – это идея соборности. Причем, эта соборность обусловлена тем, что человек, с одной стороны, есть некоторый индивид, который персонально ответственен перед Богом, с другой стороны, человек воплощает в себе неповторимые индивидуальные характеристики, приобретаемые им в конкретно – историческом социуме.

Третья идея – это идея святости человека.

Вообще говоря, святость - это высшая норма или цель наиболее выдающегося человека. По сути дела, святой является посредническим элементом между земным, естественным миром людей и потусторонним, Божественным миром. Конечно, основным критерием святости человеческих поступков является критерий нравственности.

И последнее, на что следует обратить внимание: это то, что процесс исторического развития Киевской Руси в литературе отождествляется с процессом развития христианства.

Поэтому, философская мысль в Украине носила в XI - XV в.в. не светский а сугубо религиозный характер. И это было вполне закономерным явлением.

Дальнейший же процесс развития философской мысли в XVI - XVIII в.в приобрел как гуманистический, так и реформаторский характер. Это способствовало своеобразному постепенному дистанцированию философии от религии, формированию, вернее, зарождению украинской национальной идеи. Конечно, это стало ключевым моментом в становлении и превращении в Украине философии в светское знание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.