Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории диалектики как формы отражения всеобщих и универсальных связей бытия




 

Диалектика представляет собой универсальную, всеобщую и подвижную теоретическую систему элементов, среди которых особое место занимают основные категории диалектики.

Каждая из частных наук (а сегодня их насчитывается более 10 тыс.) имеет свой понятийный или категориальный аппарат, с помощью которого ученые более основательно раскрывают предметы и объекты своих исследований. Но вместе с тем, они не могут обойтись без использования философских категорий, в которых отражаются всеобщие свойства, признаки, связи и отношения, присущие всему бытию.

Может ли любой ученый или практик обойтись без использования таких категорий диалектики как «единичное – особенное – общее – всеобщее», «причина» и «следствие», «необходимость и случайность», «форма» и «содержание», «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность»? Думаю, что нет, ибо категории диалектики, во - первых, носят «парный» «характер, отражая при этом противоположные состояния целостного бытия, и во - вторых, в них, вернее, через них, отражаются и фиксируются в знании сущностные и противоречивые взаимосвязи и взаимозависимости, имеющие место в самом мире.

а) «единичное – особенное – общее – всеобщее»

Окружающий человека мир существует в виде отдельных предметов, вещей, и явлений, отличающихся как правило, друг от друга.

Специфические характеристически, которые отличают одну отдельную вещь или предмет от других, фиксируются категорией единичного. В категории же «общее» воплощаются сходные, повторяющиеся свойства или признаки вещей, предметов, явлений.

Любой предмет в целом, который существует как отдельное образование являет собой единство общего и единичного, т.е. единичное и общее есть стороны отдельного как такового.

Будучи стороной, частью отдельного, всякое общее, так или иначе, «лишь приблизительно верно охватывает отдельные предметы», а «всякое отдельное неполно входит в общее», наряду с общим оно содержит в себе единичное.

Например, каждый человек есть существо отдельное. Каждому из нас свойственны генетические, биологические и физические черты или признаки, отличные от других людей. Вместе с тем, всем людям присущи сходные или общие признаки (например, анатомическое строение, национальные, профессиональные или этнические). Что же собой представляют категории «особенное» и «всеобщее»?

Категория «особенное», с одной стороны, являет собой промежуточное, связующее звено между единичным, общим и всеобщим, но, с другой стороны, «особенное» носит относительно самостоятельный характер и в то же время как бы интегрировано как в единичное, так и в общее и всеобщее.

Другими словами, в категории «особенное» фиксируются отличительные свойства или признаки вещей, предметов и явлений.

Категория же «всеобщее» занимает особое место в ряду рассматриваемых категорий. Не будет тавтологией, если мы скажем, что во «всеобщем» воплощено «общее» высшей степени общности. Короче говоря, в категории «всеобщее» отражен высший уровень обобщенного бытия как такового, его универсальный и бесконечный характер.

Проблема соотношения единичного и общего по разному толковалась и ныне толкуется в разных философских системах. Так, через всю историю развития философской мысли прослеживается спор о природе общих понятий, или универсалий, который можно свести к двум точкам зрения: номинализму и реализму.

Представители номинализма (от лат. noumen – имя) отрицали категорически реальное существование общего, полагая при этом, что общее существует лишь в сознании человека в виде имен, названий предметов или явлений. К ним можно отнести таких философов как И. Росцелин (1050-1120), Д. Скотт (1266-1308), У. Оккам (1285-1349), Дж. Беркли (1684-1753) и.др.

Представители же реализма признавали реальное существование общего в виде неких идеальных сущностей вещей, которые, якобы, предшествуют отдельным вещам и существуют независимо от них. К ним можно отнести таких философов как Платон (427-347) до н.э., А. Кентерберийский (1033-1109), А. Уайтхед (1861-1947) и другие.

При всей реальности бытия единичного и общего, они не могут существовать самостоятельно, как только через отдельные вещи, предметы, выступая частью, стороной последних. Короче, каждый отдельный предмет есть единство единичного, особенного и общего, неповторимого, специфического и повторяющегося.

Рассматриваемые нами категории диалектики тесно связаны между собой и могут взаимопревращаться друг в друга. Как правило, границы меж ними носят подвижный характер. В процессе развития, при строго определенных условиях, они могут превращаться друг в друга. Если, например, какой - либо организм, в процессе своего индивидуального развития, приобретает новый, особенный, признак, то он может быть передан по наследству и стать признаком ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках определенного вида. И, таким образом, признак из единичного как бы становится сначала особенным, а затем превращается в общий (видовой).

В развитии организмов могут происходить и прямо противоположные процессы, когда те или иные признаки начинают отмирать и исчезать. Он становится свойством как бы лишь немногих организмов в форме атавизма. Общее, в данном случае, «перешло» в единичное.

Проблема четкого понимания диалектики единичного - особенного – общего – всеобщего имеет огромное теоретическое и практическое значение как в философии, так и в частных науках. Дело в том, что философское знание механизмов взаимозависимостей между рассматриваемыми категориями позволяет на практике, и в социальной – тоже, разобраться со сложностью и противоречивостью многообразных процессов, имеющих место в самой объективной действительности, понять законы ее развития и применять их адекватно в своей деятельности.

Сегодня Украина как самостоятельное и независимое государство сталкивается с трудностями и проблемами, через которые «прошли» многие страны Запада в процессе формирования стабильного рыночного общества. Руководителям страны нашей как в настоящем, так и будущем, следует глубоко понять эту диалектику «единичного – особенного – общего – всеобщего» и философски применять в процессе создания нового уровня жизни как для всей страны – Украины, в целом, так и для каждого ее гражданина, в отдельности. Разрешение возникающих при этом противоречий в обществе является законом для руководителя любого ранга.

б) «СОДЕРЖАНИЕ» И «ФОРМА»

Уже в античной философии мы обнаруживаем своеобразный подход ряда философов в понимании этой пары категорий.

Так, Аристотель рассматривал форму как организующий, упорядочивающий фактор бытия. Он мыслил форму как активнейшую силу, организующую пассивное содержание материи, по аналогии с ситуациями человеческого творчества (например, создание скульптуры) Но у Аристотеля мы обнаруживаем понятие «чистой формы» (формы форм), что свидетельствует о том, что у него «форма» играет первичную, определяющую роль по отношению к «содержанию».

Что же собой представляет «форма» и «содержание»?

Содержание – это философско – диалектическая категория, в которой отражается совокупность элементов, их связей и отношений, образующих данный предмет, данное явление, данный процесс.

Форма – это философско - диалектическая категория, в которой отражается способ существования и проявление сущности данного предмета, данного явления, данного процесса.

Например, содержанием романа является его сюжет (событие, характеры, поступки, переживания героев, решаемые проблемы), а формой романа является его композиция чувств, мыслей.

Содержание и форма – непрерывно связанные стороны одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.

Форма носит не внешний характер, она не накладывается автоматически на содержание, а выступает имманентно присущим фактором внутренней организации того или иного предмета, явления или процесса.

Содержание и форма едины, связаны между собой, но в рамках этого единства они не равноправны. Содержанию принадлежит всегда определяющая роль, т.е. содержание определяет характер формы и все стадии ее изменений. Но в то же время форма не пассивна. Она обладает относительной самостоятельностью: а) форма более консервативна и может отставать от изменения содержания; б) новые, более эффективные формы способны оказывать значительное стимулирующее воздействие на развитие содержания.

Если брать такую форму общественного сознания как искусство, то в ней форме придается исключительно важное значение. Так, на картине может быть изображено далеко не прекрасное лицо, но изображено оно должно быть прекрасно.

Форму вообще нельзя недооценивать. Так, в человеческой жизни и деятельности понятие формы связано с понятием определенных правил, упорядочивающих возможные виды деятельности. В технической деятельности – это ГОСТы, инструкции и т.д. Различными правилами регулируется международная жизнь, Большое значение имеет правовые нормы, а так же обычаи, ритуалы, традиции в различных сферах общественной жизни.

Относительная самостоятельность формы дает возможность, например, в науке временно сосредоточить внимание исключительно на формальной стороне предметов, действий, процессов. Существует целый ряд наук, изучающий различные формы бытия: геоморфология растительного и животного мира, структурная лингвистика и др.

Кроме того, в науке достаточно усиленно применяется метод формализации, т.е. метод, с помощью которого осуществляется перевод содержательных фрагментов знаний на искусственно символический или формальный язык, подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Краткость, обозримость выражений, оперативность преобразований – это достоинства формализованного языка. Использование технических средств современного типа возможного благодаря формализованному языку.

На практике выдвижение на первый план формы и применение искусственно роли содержания порождает формализм и бюрократизм. Не желая серьезно, содержательно, решать проблемы, как правило, бюрократ – формалист занимается «спекуляцией деятельности», «делает вид деятельности», прикрывая тем самым свое бездействие и равнодушие к выполнению действенному своих прямых обязанностей.

Вот почему нельзя абсолютизировать форму, ни игнорировать ее, ибо плохая или неразвитая форма организации может дискредитировать даже гениальные идеи или начинания. Только учет диалектики формы и содержания (когда форма содержательна, а содержание гармонично оформлено) позволит успешно решать как теоретические, так и практические проблемы бытия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.