Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кратко остановимся на аргументах философов-экзистенциалистов




Философы-экзистенциалисты М.Хайдеггер, К.Ясперс и др. отмечают, что для сознания ХIХ в. было свойственно понимание истории как личности, которая сама объективно стремится к прогрессу, используя человека для своих целей. Такое понимание истории как объективного процесса, находящегося «по ту сторону добра и зла» оправдывает все жертвы во имя прогресса.

Согласно концепции К.Ясперса М.Хайдеггера, собственную историю имеют только человек, личность. Смысл и цель исторического, общественного прогресса в целом и заключается в становлении, превращении человека в личность. Личность же есть - человек, который через акт выбора, свободно определяет свое поведение в жизни.

В своей работе «Истоки истории и ее цель» К.Ясперс пишет, что личность, а вернее, становление личности и есть основание исторического процесса и прогресса.

Поэтому, - по Ясперсу, - подлинная, собственно история начинается тогда, когда возникает личность, действующая по природной или социальной необходимости. По его гипотетическим утверждениям, это произошло между 800 и 200 г.г. до н.э. в разных регионах мира (это - отшельники Китая, пророки Иудеи, аскеты Индии, а философы Древней Греции «выпали» из естественной детерминации и сотворили историю по законам совести). Они и были признаны К.Ясперсом первыми личностями.

Основное время появления личности - это так называемое - «осевое время» как время очеловечивания человека, т.е. возникновения великих личностей (В Индии – Будда, в Китае - Конфуций и Лао - цзы, в Иудее-великие пророки, в Греции - Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель).

К.Ясперс приходит к выводу, что так называемое «осевое время» носит подвижно-статичный характер: оно то вспыхивает, то затухает. И поэтому единство человеческой истории - еще не законченный процесс. В ХХ в. мировая история, по мнению экзистенциализма, переживает не «осевое время», а период господства не личности, а толпы, массы и массового сознания. Поэтому, по Ясперсу, основной смысл и цель истории человечества - это превращение толпы, публики, широких слоев народа в субъекты мировой истории, сознательно - философски изменяющий мир. Этот процесс не завершён и он будет продолжен далее, т.е. в XXI веке.

Положительной стороной этой концепции является уверенность философов-экзистенциалистов в достижении единства, гармонии человеческой жизни на пути возникновения и превращения субъекта в движущий фактор личностного содержания.

Особую актуальность нынче приобретает новейшая концепция ″ столкновения цивилизаций ″ С. Хантингтона, в которой обосновывается идея вступления человечества в новую фазу своего развития.

Эта новая ступень связана не с национальным или идеологическим противостоянием в XX в., а с так называемыми цивилизационными конфликтами. Эти столкновения становятся доминирующим фактором международной политики, где основным станет конфликт между Западом и остальным миром и естественным следствием чего станет адекватная реакция не западных цивилизаций на западную силу и её систему ценностей. По его мнению, основная угроза для Запада исходит из мусульманских и евразийских стран.

Тем не менее, современные философы истории ставят вопрос о необходимости диалога между различными социокультурными мирами, на реализацию принципов ненасилия и ответственности за судьбы мира.

Эта проблема является актуальной для нашей страны, Украины, ибо в начале XXI в. мы вынуждены делать выбор между западной, восточной или евразийской парадигмами (установками) развития.

Этот выбор зависит не только от руководства нашей страны, но и главное от самого народа, что во многом определит судьбу нашей страны на следующее столетие.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.