Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные системы вальдорфских школ




ВОПРОС

ВОПРОС

Ядром воспитательной системы школы является воспитательный коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов – педагогического и ученического. При этом педагогический коллектив – управляющая подсистема, а ученический – управляемая. Но ученический коллектив – не только объект педагогического воздействия, но и субъект собственного развития.

ВОПРОС

Многие зарубежные и отечественные учёные пришли к выводу, что воспитание – особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Но, на наш взгляд, задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов её педагогической системы.

 

Воспитательная система – группа компонентов социальной

действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности. (В.С. Кукушин).

В практике современной школы чаще всего фигурируют две системы: система дидактическая, охватывающая учебную деятельность школьников и методическую работу учителей, и система воспитательной работы, под которой обычно понимается система внеучебных воспитательных мероприятий. Во многих случаях эти две системы существуют и развиваются параллельно, изредка они проникают друг в друга, и именно при интеграции систем наблюдается наиболее интенсивный процесс формирования личности школьника.

Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова).

 

 

Схематично воспитательную систему можно отобразить следующим образом:

           
 
 
     


Воспитательная система школы включает в себя, прежде всего, блок целей, осмысленных и принятых педагогическим коллективом. Если их нет, то нет и системы. Цели задают систему, определяют её характер.

Прежде чем заявить о начале формирования воспитательной системы в школе, нужно выявить психологическую готовность к этой работе всего школьного коллектива. В школе должны быть сформированы

коллективистские отношения – отношения взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности в достижении успехов и т.д.

На основе анализа существующего опыта можно сформулировать следующие признаки гуманистической воспитательной системы в школе:

 

1. Наличие в школе «малой», т.е. собственной концепции воспитания,

отражающей её настоящее и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися.

2. 2. Здоровый образ жизни коллектива.

3. Ориентация на общечеловеческие ценности.

4. Событийный характер больших коллективных дел.

5. Наличие «зон свободного развития».

6. Оформление школы по принципу «И стены воспитывают».

7. Включённость среды в школу и школы в среду.

8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счёт внутренних сил.

9. Гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе учреждения.

10.Внимательность, доброжелательность, стремление помочь и товарищам, и

посторонним людям: чувство принадлежности к коллективу школы,

ощущение защищённости и комфорта.

Каждый из этих признаков в отдельности ещё не говорит о наличии сложившейся гуманистической системы. Однако наличие всех (или почти всех) названных признаков – свидетельство того, что система практически сложилась.

 

 

Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своём развитии 4 этапа:

 

Первый этап -- становление системы. На этом этапе осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется её структура. Главная цель первого этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношений между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающим социумом носит, как правило, стихийный характер. Период первоначального формирования системы не должен затягиваться. Темпы системообразования должны быть достаточно высокими, чтобы быстрее оправдать ожидания участников в совершенствовании качества школьной жизни.

Второй этапотработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного ученического коллектива, самоуправления в нём, развитие

межвозрастного общения в сферах спорта, художественной самодеятельности, технического творчества, клубов по интересам, общественно-полезной деятельности. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этапокончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив – это содружество детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

Четвёртый этапперестройка воспитательной системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны. В результате кризиса могут произойти:

n смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

n возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

n исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

 

Оценка эффективности воспитательной системы школы:

 

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л.К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне её сформированности и эффективности.

 

КРИТЕРИИ ФАКТА могут быть представлены такими показателями, как:

 

n упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объёма и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

n наличие сложившегося единого школьного коллектива;

n интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

 

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА складываются из таких показателей, как:

n степень приближённости системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей, принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

n общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика. Его социальная защищённость, внутренний комфорт;

n уровень воспитанности учащихся.

 

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

 

 

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Назовём некоторые хорошо известные.

 

Вальдорфские школы существуют с начала ХХ в., и их популярность растёт. РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребёнка осуществлялость бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, -- принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В таких школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям представляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимается всё, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремёсла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр и т.д. составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.

Вальдорфские учителя – это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании -- развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного чувства. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику в свободном общении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.