Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы

Основатель этой системы — директор московской школы № 825 В. А. Караковский Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяю­щую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция кол­лектива. Она опирается на идеи системности, комплексности вос­питания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти Идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для все го общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов предста­вителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет соби­рается довольно редко, два —четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят ре­шение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значи­тельный вес имеют постоянные и временные органы самоуправ­ления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия реше­ний существует далеко не только в рамках

официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно вли­яющие на жизнь школы. Первая — это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделя­ющих с В. А. Караковским ответственность за судьбу воспитатель­ной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказыва­ют мнение, противоположное мнению директора. Вторая груп­па — остальной педагогический коллектив, способный при необ­ходимости противостоять и директору, и особенно авторской груп­пе. И наконец, третья сила — лидирующая группировка старшек­лассников, в той или иной мере отражающая интересы всего уче­нического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмот­ря на их объективные различия, не означает, что в школе проис­ходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс при­нятия решений часто не оформляется демократическими проце­дурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованны­ми людьми, а при необходимости выносится на большой совет. Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброже­лательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьни­ками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершен­но естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в ка­бинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьез­ных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение — характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, поря­дочность, юмор — это те самые главные качества, которые необ­ходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности. Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних ка­никул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллек­

тивно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсив­ности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одно­му виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, ути­литарной цели.

Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ об­щения. Условно можно сказать, что сбор — это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

Сбор, занимая по времени меньше одного процента продол­жительности учебного года, является самой яркой школьной тра­дицией, самым сильным средством объединения, создания чув­ства «мы». Сбор служит функциональной основой, которая в зна­чительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор — это и школа актива, поскольку он включает в себя интен­сивную организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у | воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплета­ются с повседневными будничными ситуациями.

Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоя­тельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в сво­бодном общении; дидактический театр как часть Праздника зна­ний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удов­летворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отно­шениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятель­ность, ее продукты.

 

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функцио­нальное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учеб­ной и внеурочной деятельности. В школе используются коллек­тивные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.

Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отноше­ниями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении.

Итак, модель гуманистической воспитательной системы совре­менной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции «Мы — шко­ла»; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отно­шений; творчестве; взаимодействии с наукой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитательная система школы диалога культур | Воспитательная система школы-комплекса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.