Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Система налогового администрирования

В широком понимании налоговое администрирование – это система управления государственными налоговыми отношениями в действии. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.

Повышение роли государства в управлении экономическими и социальными процессами предопределяет большую значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента государственного воздействия на экономику.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.

Переход от административно-командной экономики к рынку придает управлению налоговой системой глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно новые требования. В связи с этим сама система налогообложения приобретает новые, например, индикативные свойства. Недопоступление налогов может сигнализировать о том, что:

- действующие налоговые нормы перестали отвечать воспроизводственным потребностям и их следует подвергать ревизии;

-налоговые администрации утратили способность отслеживать тенденцию налоговых поступлений и перекрывать возможности от ухода налогов:

-усилились интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения..

Такого рода обуславливают необходимость пересмотра методов управления налоговым производством.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки в налоговом администрировании приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивает вероятность налоговых правонарушений, нарушает баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике. Например, способствует улучшению инвестиционного климата.

Налоговое администрирование обеспечивает реализацию налоговой политики государства. Однако не каждое государство отличается отлаженной налоговой политикой и действенным механизмом ее реализации.

Реализация Федеральной целевой программы «Реформирование налоговых органов», проводимая в настоящее время в России, способствует повышению эффективности экономического развития налогового администрирования. Она, в частности, предполагает устранение следующих негативных моментов:

- организация системы налоговых органов не в полной мере отвечает стоящим перед налоговой службой задачам;

-широкая сеть мелких налоговых инспекций, контролирующая сравнительно небольшие суммы поступлений, обуславливает высокий уровень косвенных издержек (расходы на технику, обучение персонала) и требует значительных усилий в плане координации ее работы;

- многие регионы с большим количеством мелких инспекций имеют чрезмерно высокое отношение численности управленческих кадров к общему числу работающих;

-отсутствие типовых моделей организации местных налоговых инспекций с типовыми функциональными обязанностями усложняет управление ими.

Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, можно назвать стержнем налогового механизма.

Налоговый механизм – это процесс управления, который разграничивается на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Вместе с тем налоговый механизм – это реальное налоговое производство и выступает как экономический инструмент субъективного регламентирования системы налоговых отношений.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в конституции РФ, налоговом, арбитражно-процессуальном, земельном, водном, таможенном и других кодексах.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Поэтому налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.

Значительный интерес с позиции управления представляет потенциал налоговой системы, т.е. возможности и способности, которые могут быть актуализированы при рациональном использовании ресурсов для эффективного развития системы. Однако сам потенциал (потенциальная возможность) может находиться как в состоянии невостребованных ресурсов(неиспользуемые возможности), так и в состоянии развития.

Для определения оптимального развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:

1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);

2) экономические, определяющие воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, (равнонапряженность);

3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность

 

.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдаленную перспективу (стратегическим, или налоговым планированием, прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а также оптимизации налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования – обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

- оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

- утверждаются объемы налоговых поступлений в доход бюджета;

-выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

-разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов разных уровней;

-определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.

В теории и практике налогового планирования выделяют следующие его виды: стратегическое и текущее. Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть нечто иное как прогнозирование, главной целью которого является прогноз и оценка налогового потенциала и поступление налогов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования решает конкретные задачи: определение налоговых баз по видам налогов, расчет объемов доходов и определение уровня собираемости налогов, оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам - налогоплательщикам, отраслям, регионам и т.д.

Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Налоговое планирование использует различные методы. Наибольшее распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.

Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов, об объемах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализе тенденций развития налогооблагаемой базы, структуры налогоплательщиков и др.

Экспертный метод используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов. Этим методом определяются налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводят мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов.

 

Важной функцией в системе налогового администрирования является учет. Оперативно-бухгалтерский учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:

-регистрацию и учет налогоплательщиков;

-прием и обработка налоговых деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений и задолженности;

-учет и контроль за использованием средств на содержание налоговых органов.

Учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, возможность потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования, но и но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и др. На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.

Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходят под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой, взаимодействия субъектов с налоговыми органами при регистрации в качестве налогоплательщиков, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, проверки деятельности субъектов, их ликвидации и др.

Формирование денежных накоплений тесно связано с формированием финансовых результатов предприятий. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов, то налоговому органу интересна (в качестве входящей информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность. Учет в системе налогового администрирования является преобразователем внешней информации. Соответствие входящей информации требованию достоверности особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Налогооблагаемая база – дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения.

Самым сложным в бухгалтерской практике организации-налогоплательщика, например, является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Информация, формируемая в аналитическом бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей является внешней входящей информацией для учета в системе налогового администрирования. В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета и внутренней отчетности можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.

 

Необходимым условием налогового администрирования является налоговый контроль. Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Существуют следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

-уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения;

- снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступают Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных НК РФ – таможенные органы и Министерство внутренних дел. Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

 

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности т.е. направлено на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и налоговых санкций.

Система налогового регулирования предполагает:

- изменение срока уплаты налога и сбора. а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога а также пени;

-предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

К налоговым стимулам примыкают налоговые льготы. Согласно Налоговому кодексу льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной

История свидетельствует, что налоговые стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот может отрицательно сказаться на финансовом положении хозяйствующего субъекта и даже на экономике страны в целом.

Одной из составляющих форм налогового регулирования являются меры санкционного действия, т.е. формы ответственности за правонарушения. К ним, в частности, относятся: налоговая, финансовая, административная, уголовная ответственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опасные и вредные факторы | Особливості реального інвестування
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.