Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные отношения и бюджетный механизм




От всех других финансовых отношений бюджетные отличаются:

Во-первых тем, что они возникают по поводу образования и использования централизованных фондов денежных средств

Во-вторых круг участников бюджетных отношений значительно меньше, чем участников финансовых

Бюджетные отношения – совокупность распределительных денежных отношений возникающих между ОГВ и ОМСУ с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности с целью образования фондов денежных средств, используемых для удовлетворения общественных потребностей в рамках возможных на ОГВ и ОМСУ функций и задач.

Бюджетный механизм – разновидность финансового механизма, представляющая собой совокупность различных видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования и условий и методов осуществления бюджетного контроля.

Бюджетный механизм включает в себя следующие части:

1. механизм мобилизующий средства в бюджетную систему

2. Механизм расходования бюджетных средств, путем их представления юридическим и физическим лицам

3. Механизм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, элементами которого являются межбюджетные трансферты

Гл. 16, ст. 129(знать определения), 135, 142

Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Статья 135. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субсидий местным бюджетам;

субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Материальным воплощением бюджета является бюджетный фонд, то есть обособленная стоимость ВВП, части национального богатства, доходов от внешнеэкономической деятельности, которая концентрируется у соответствующего ОГВ или ОМСУ и используется для выполнения задач и функций, относящихся к его компетенции.

Статья 142. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

 

Общие и специфические черты бюджетного фонда (БФ)

Бф является разновидностью финансового фонда или фонда денежных средств.

Фонд денежных средств – обособленные денежные средства, имеющие целевое назначение, сбалансированные определенным образом и имеющие правовую регламентацию.

Общие черты БФ и других финансовых фондов:

- обособленный характер

- целевое назначение

- сбалансированность ст 33

- правовая регламентация

Кроме черт БФ имеет специфические, только ему присущие черты:

1 многоцелевое использование ст 21 запомнить пункты! БФ концентрируется у соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления и используется для выполнения задач и функций, отнесенных к его компетенции

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.09.2010 N 245-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

мобилизационная и вневойсковая подготовка;

мобилизационная подготовка экономики;

подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

ядерно-оружейный комплекс;

реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные научные исследования в области национальной обороны;

другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

органы прокуратуры;

органы внутренних дел;

внутренние войска;

органы юстиции;

система исполнения наказаний;

органы безопасности;

органы пограничной службы;

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

обеспечение пожарной безопасности;

миграционная политика;

модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

общеэкономические вопросы;

топливно-энергетический комплекс;

исследование и использование космического пространства;

воспроизводство минерально-сырьевой базы;

сельское хозяйство и рыболовство;

водное хозяйство;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лесное хозяйство;

транспорт;

дорожное хозяйство (дорожные фонды);

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

связь и информатика;

прикладные научные исследования в области национальной экономики;

другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство;

благоустройство;

прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

экологический контроль;

сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее и послевузовское профессиональное образование;

молодежная политика и оздоровление детей;

прикладные научные исследования в области образования;

другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография:

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

культура;

кинематография;

абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 30.09.2010 N 245-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

другие вопросы в области культуры, кинематографии;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) здравоохранение:

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

стационарная медицинская помощь;

амбулаторная помощь;

медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

скорая медицинская помощь;

санаторно-оздоровительная помощь;

заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

санитарно-эпидемиологическое благополучие;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 30.09.2010 N 245-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

прикладные научные исследования в области здравоохранения;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

другие вопросы в области здравоохранения;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) социальная политика:

пенсионное обеспечение;

социальное обслуживание населения;

социальное обеспечение населения;

охрана семьи и детства;

прикладные научные исследования в области социальной политики;

другие вопросы в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт:

физическая культура;

массовый спорт;

спорт высших достижений;

прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

другие вопросы в области физической культуры и спорта;

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) средства массовой информации:

телевидение и радиовещание;

периодическая печать и издательства;

прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

другие вопросы в области средств массовой информации;

(пп. 12 введен Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

обслуживание государственного внешнего долга;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ)

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иные дотации;

прочие межбюджетные трансферты общего характера.

 

2 масштабность – доля бюджетных фондов в ВВП составляет 1/3. Уровень концентрации финансовых ресурсов БФ будет зависеть от следующих моментов:

А) от уровня развития экономики

Б) от методов хозяйствования. При рыночных методах концентрируется меньшая доля финансовых ресурсов, при административно-командной – большая доля

В) от специфических условий характерных для определенного исторического этапа развития страны

Г) от экономических и социальных задач, решаемых обществом и от приоритетов развития, заложенных в гос. политике

3 мобильность/маневренность – достигается с соблюдением следующих принципов:

- общего или совокупного покрытия расходов бюджетов ст 35

- единства кассы. Заключается в том, что все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета должно зачисляться на единый БФ (счет) и с этого счета должны производиться все расходы. Однако на практике иная ситуация: доходы зачисляются на единый казначейский счет 40/01, доходы, распределенные органами федерального казначейства между бюджетами, а расходы средств идет с других счетов, то есть с единых счетов конкретных бюджетов, куда после распределения поступают средства.

- резервирования средств подкрепляется на практике разветвленной системой бюджетных резервов

 

Бюджетные резервы. (БР)

Это обособленная часть денежных средств бюджетов всех уровней, предназначенная для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. БР призваны обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины.

Кроме того БР должны способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета и устранять внутригодовые кассовые разрывы.

БР создаются в бюджетах всех видов и они формируются в 2-х формах: фондовой и нефондовой.

БР сформированные в фондовой форме называются резервными фондами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.