Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты мирохозяйственных связей




Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осу­ществлением международных экономических операций.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъ­екты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты — это хозяйствующие субъекты, постоянно нахо­дящиеся на территории данной страны, независимо от их на­циональной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты — хозяйствующие субъекты, постоянно нахо­дящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно прожи­вают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц дан­ной страны, расположенных за ее пределами.

Все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъек­ты, международной системой национальных счетов (СНС) ква­лифицируются как институциональные единицы. Это физиче­ские и юридические лица, которые владеют факторами произ­водства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.

Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

1) нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) —вклю­чают фирмы, занятые производством товаров и реализацией ус­луг (нефинансовых) для рынка;

2) домашние хозяйства (house holds) — представлены физиче­скими лицами, занятыми экономический деятельностью, в том числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

3) неприбыльные институты (nonprofit institution) — состоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;

4) правительственные учреждения (government agencies). Вы­полняя свои прямые функции в области политики и регулиро­вания экономики, эти институциональные единицы осуществ­ляют также производство нерыночных продуктов, выносят ре­шения и постановления в области экономики, а также оказыва­ют услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организа­ции: социального обеспечения, здравоохранения и образования;

5) финансовые корпорации (Financial corporations) — фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспо­могательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

СНС не устанавливает различий между субъектами националь­ной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и фи­зические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом эконо­мические отношения с любыми субъектами других стран или уча­стниц международных экономических союзов.

Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэконо­мической деятельностью, в мировой экономике все более актив­ную роль начинают играть наднациональные международные ин­ституты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохо­зяйственных связей. К числу таких органов относятся консульта­тивные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов. Кроме того, к такого рода международным экономическим субъектам относятся Меж­дународный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международ­ный Валютный фонд, Международная организация труда, Меж­дународная финансовая корпорация, Европейский банк реконст­рукции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

Особая роль среди подобных организаций сейчас стала принад­лежать мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним принадлежат Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи, Лон­донский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка нацио­нальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.

Кроме организаций, имеющих мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских сообществ, Евро­пейский парламент и Суд Европейских сообществ. Подробно функции и цели этих институтов будут рассмотрены ниже, в главе «Интеграционные процессы в Западной Европе».

Главное место среди задач всех организаций такого рода за­нимают проблемы разработки «правил игры», т.е. правил и за­конов, обеспечивающих нормальное функционирование миро­вого или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макроуровень) и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций (микроуровень). Основной организа­ционной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация.

Международная корпорация, или МК (international corporation), — это особый тип организации экономической деятельности, пред­полагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

1) транснациональная корпорация (ТНК) — сообщество, го­ловная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообще­ства функционируют в разных странах;

2) многонациональные корпорации (МНК) — сообщество, го­ловная компания которого принадлежит капиталу двух или не­скольких стран, а филиалы размещены во многих странах.

К концу XX в., по данным ЮНКТАД, в мире действуют свыше 39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. — ТНК, имеющие 270 тыс. филиалов по всему миру. Общая сумма их активов — 2,7 трлн. долл., ежегодный объем продаж, осуще­ствляемый ТНК, превышает 6 трлн. долл., что составляет 60% мирового товарооборота.

Международные правила осуществления внешнеэкономиче­ской деятельности, выработанные наднациональными экономи­ческими институтами, являются общей правовой основой для всех государств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внут­ригосударственное законодательство, в соответствие с междуна­родными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономи­ческой деятельности государства и подмену его внешнеэкономиче­ских институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемер­ное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Напри­мер, для России основополагающими законами в этом плане яв­ляются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российский Федерации», «О разделе продукции» и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Мини­стерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглаше­ний, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в эко­номические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства — участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отноше­ния непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит ис­пользование права любой страны—участницы той или иной меж­дународной экономической организации разрабатывать и коррек­тировать правила внутрисоюзной экономической «игры».

Кроме того, государства, участвующие в мировом экономи­ческом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможно­сти воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым регу­лируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регу­лятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (и не только эко­номических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт сво­их высоких технологий и разрешают продавать их лишь стра­нам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и мно­гие другие страны, они сокращают и количество стран-импор­теров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить суще­ственное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и огра­ничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государ­ства могут осуществлять через принадлежащие им частные фир­мы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских това­ров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все боль­шую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих кор­пораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей преж­де всего в своих собственных интересах. Эти действия позво­ляют странам не только отстаивать свои экономические инте­ресы на международной арене, но и совершенствовать, а так­же поступательно развивать мировое хозяйство, международ­ные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.

 

Литература

1. Гурова И. П. Мировая экономика: учебник, 3-е изд. М.: Омега-Л, 2009, 391 с.

2. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов. / Под ред. проф. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 575 с.

 


[1] В ежегодном издании Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators — WDI) данные по всем странам и по мировой эко­номике в целом излагаются в стандартной таблице «Размер экономики» (Size of the economy). На официальном сайте Всемирного банка эта таблица находится в открытом доступе.

[2] Описание метода Атласа, разработанного Всемирным банком, можно найти в ежегоднике World Development Indicators в разд. Statistical Methods, в частности: World Development Indicators. 2002. P. 379—380.

[3] Porter M. E., Sata-i-Martin X., Schwab К. The Global Competitiveness Report 2007-2008. World Economic Forum, 2007. P. 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.