Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления




Лекция 1

Лекция 3.

Лекция 2.

Лекция 1

ИЖЕВСК 2010

Психология личности преступника и преступное поведение

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕМА № 4

ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Основні рекомендовані джерела

Список рекомендованих джерел

Додаткові рекомендовані джерела

Основні рекомендовані джерела

Список рекомендованих джерел

 

1. Информатика: учебник / Б.В. Соболь [и др.]-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 446 [1] с. - (Высшее образование).

2. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2005. — 640 с: ил.

3. Стивен Бигелоу. Устройство и ремонт персонального компьютера. Аппаратная платформа и основные компоненты. 2-е изд. Пер. с англ. — М.: ООО «Бином-Пресс», 2005 г. — 976 с: ил.

4. Основные принципы функционирования компьютеров.

 

 

5. ГОСТ 19.701-90. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Введ.

6. Лекції з інформатики

7. Измерение количества информации. Формула Хартли

 

 

 

 

1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2005. — 640 с: ил.

 

План:

1. Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления.

2. Мотивация и механизм преступного поведения.

3. Типология личности преступника.

План:

4. Общая характеристика преступной группы.

5. Характеристика преступных групп в зависимости от их криминализации и организованности.

План:

6. История и основные понятия науки виктимологии.

7. Проблема виктимного («способствующего») поведения.

 

План:

1. Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления.

2. Мотивация и механизм преступного поведения.

3. Типология личности преступника.

Значительные теоретические исследования личности преступника в нашей стране были получены в 60-х годах XX века. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. В отечественной криминальной психологии обозначен системный подход к изучению и объяснению преступного поведения.

Криминальное поведение отличается от правопослушного не только по своему содержанию, но и по психорегуляционным особенностям. В связи с этим предметом пристального внимания со стороны криминальных психологов выступают, с одной стороны, истоки асоциальности преступников, степень их антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой – роль криминогенной ситуации, самого асоциального субъекта и потерпевшего в развитии преступного деяния. С учетом научных традиций в современных зарубежных публикациях упоминается 10 типов психологических теорий причин преступности и личности преступника (биопсихологические, психоаналитические, теории эмоциональных проблем, теории социально-когнитивного научения, теории умственной отсталости и др.)[1]. В этих теориях, дается анализ личностных особенностей и влияния малых групп (семьи, референтных групп и т.д.) на преступное поведение.

Криминальная психология как отрасль юридической психологии изучает психологические факторы и закономерности формирования преступного поведения, а также средства и методы психологического обеспечения профилактики данных общественно-опасных деяний.

Криминальная психология изучает психологические механизмы, причины и условия преступного поведения, ситуативные и длящиеся факторы, влияющие на него, соотношение преступления и отклоняющегося поведения личности[2].

Задачи криминальной психологии можно подразделить на теоретические и прикладные. К основным теоретическим задачам следует отнести:

- систематизация и обобщение психологических знаний о личности преступника и преступном поведении;

- установление и обоснование психологических причин преступности и социально-психологических закономерностей преступного поведения;

- изучение психических процессов, состояний, свойств и качеств личности преступника и их проявлений в преступном поведении;

- создание научно обоснованной классификации (типологии) личности преступников;

- психологический анализ поведения потерпевшего в криминогенной ситуации;

- определение перспективных направлений взаимодействия с правоохранительными органами.

Основными прикладными задачами криминальной психологии являются:

- изучение причин преступного поведения;

- рассмотрение психологических особенностей преступного поведения при приготовлении к преступлению, его совершении, сокрытии следов;

- изучение криминальной мотивации и конкретных мотивов преступлений;

- изучение социально-психологических механизмов криминальной среды (лидерства, традиций и обычаев, иерархической соподчиненности и т.д.);

- реализация психологических знаний по проблемам общей, групповой и индивидуальной профилактики преступлений и др.

Одной из прикладных задач криминальной психологии является изучение причин преступного поведения. В курсе криминологии эти причины рассматриваются с различных позиций в рамках имеющихся научных концепций.

Биологический (биопсихологический) подход, упомянутый выше, сводится к идее о том, что врожденные или наследственные (генетически обусловленные) причины становятся главными в объяснении тех или иных преступлений. Так, по утверждению представителей данных концепций нарушение хромосомного набора (наличие 47 лишней хромосомной пары или «синдром «Клайнфельтера», который в 36 раз чаще встречается у преступников, чем у законопослушных граждан) является своеобразной предпосылкой для преступного поведения.

Аванесов Г.А. выделяет такие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

1) патология биологических потребностей, что нередко становится причиной сексуальных извращений и половых преступлений;

2) нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;

3) наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, наркоманией, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

4) психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического окружения среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором[3].

Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию среды. С психологической точки зрения зарождение и развитие личности преступника анализируется как отклонение в его социализации. Социализация преступников протекает в виде психологических процессов и явлений, имеющих место в микросреде (семейных, учебных, дружеских, профессиональных и т.п. группах).

Еще крупнейший русский психолог А.Ф.Лазурский обоснованно подчеркивал, что извращенное развитие человеческой личности связан не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ума, воли, эмоций), а большей частью с несоответствием между особенностями психики и теми внешними условиями, в которых происходит развитие человека[4]. В.Н.Кудрявцев отмечает, что недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне социально-физиологической основы социализации, без анализа рефлекторно-эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо, дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до материальной основы, т.е. физиологии индивидуального организма»[5].

Зарождение наклонностей к преступному (противоправному) поведению начинает формироваться обычно в детстве, а в более взрослом возрасте нередко наблюдается их прогрессирующее развитие. Криминально-психологический склад личности не определяется однозначно биологическими или социальными явлениями. В значительной степени он формируется также под действием выборов отрицательных линий поведения в неочевидных, критических ситуациях, увеличение количества взаимосвязанных нравственных установок и представлений, которые обосновывают сделанные выборы. Непонимание человеком своих заблуждений и недостатков, отсутствие усилий по их коррекции весьма облегчает совершение различных жизненных ошибок и дальнейшую деформацию нравственных и иных качеств. По мере накопления неблагоприятных моментов в поведении, морали, психологии конкретного лица, все трудней предупреждать правонарушения и преступления c его стороны.

Социализация преступников протекает в виде психологических процессов и явлений, имеющих место в микросреде (семейных, учебных, дружеских, профессиональных и т.п. группах). В исследованиях установлено несколько факторов, наиболее значимых для возникновения отклонений в социализации:

· стиль воспитания (например, жесткий, авторитарный, с принижением личностных качеств, с нарушением норм морали и т.д.);

· установка окружающих на будущую участь человека (навязывание собственного мнения, клейма; приписывание определенных качеств и стереотипов поведения по типу «Ничего хорошего из тебя не выйдет»);

· социальное обучение (в соответствии с асоциальными или антисоциальными нормами и ценностями, которые культивируются в ближайшей микросреде - физическое превосходство над слабыми, самовозвышение, пьянство и т.п.);

· совокупность нравственных влияний различных микросред (семьи, друзей, одноклассников и т.д., поведение которых, как правило расходится с общепринятыми норами – неуступчивость, пренебрежение, психологические давление, месть, жестокость и т.п.).

Современные исследования, проведенные отечественными психологами, в частности А.Р.Ратиновым и его сотрудниками, показывают, что основным отличительным признаком преступников от законопослушных граждан является: (1) уровень развития правосознания и отношение к правовым институтам (низкий уровень усвоения правовых ценностей, хотя правовая осведомленность преступников примерно такая же, как и у законопослушных граждан), отношение к различным правовым институтам общества. Преступники в отличие от законопослушных граждан (2) хуже усвоили требования нравственных и правовых норм. Нарушенный таким образом социальный контроль ведет к тому, что в качестве оценок ситуаций выступают личные переживания, обиды, проблемы, инстинкты и др.

Учитывая структуру личности, отметим, что для преступников характерны (3) дефекты направленности личности. Психология на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения рассматривает четыре группы преступников, обладающими следующими особенностями[6]:

А) Деформация ценностей и отношений;

Б) Деформация потребностей;.

В) Конфликт или дисбаланс между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами;

Г) Слабая деформация потребностей, отсутствие определенных интересов и ограниченный круг общения.

Для преступников характерно (4) нарушение социальной адаптации. По другим индивидуально-психологическим качествам личности основная масса преступников наиболее отличается от большинства законопослушных граждан определенным (5) нарушением эмоционально-волевой сферы. Имеет место значительная ситуативность поступков и ухудшение регуляции эмоций.

Исследования показывают, что: импульсивность; агрессивность; отчужденность; высокая чувствительность и др. в наибольшей степени присущи тем, кто совершает грабежи, разбойные нападения, изнасилования, убийства или наносит тяжкий вред здоровью. Реже эти качества можно обнаружить у тех, кто совершил кражи, еще реже – у взяточников[7].

Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь (страх) нежелательных последствий (6), а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан[8].

Психологические особенности личности влияют на поведение человека, в частности в правозначимых ситуациях. Несомненно, что среди лиц, совершающих преступления, можно выделить некоторые закономерности, связанные с возрастными и психическими особенностями, спецификой пола, индивидуальных качеств и т.п.

Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что: 1) среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Однако в некоторых видах преступлений доля женщин выше, чем в преступности в целом (хищение чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребление служебным положением и др.)[9].

2) Ю.М.Антонян приводит данные, позволяющие определить возрастные границы преступлений. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 16-29 лет. Далее следует группа 30-39 лет, а затем преступная активность значительно «спадает». Наименьшая доля среди преступников падает на лиц, старше 60 лет[10].

На указанные периоды жизни падают так называемые «возрастные кризисы». Во-первых, кризис подросткового периода (именно в этом возрасте чаще совершаются агрессивные, импульсивные преступления, как своеобразный выход напряженности, конфликтности, освобождения от комплексов и т.д.). Поэтому подростки в основном совершают убийства, кражи, грабежи, разбои, хулиганства, изнасилования.

Во-вторых, кризис «зрелости» (кризис 30- летних), связанных с поиском себя и своего места в жизни, реализации своих способностей. Среди тех, кто совершил должностные преступлений и хищения имущества замаскированными способами, преобладают преступники старше 30 лет.

3) Существует и другая закономерность – зависимость преступлений от расстройств психической деятельности. Именно такие заболевания оказывают значительное влияние на поведение человека, в частности противоправное. По данным Ю.М. Антоняна, среди преступников около 50% лиц, страдающих алкоголизмом, психопатиями, олигофренией, остаточными явлениями травм черепа, органическими заболеваниями центральной нервной системы и некоторыми другими расстройствами психики. Наличие психических аномалий помогает понять (при признании определяющей роли социальных факторов) совершение лишь отдельных преступлений – некоторых насильственных, хулиганских. Основная же масса преступлений (значительная часть насильственных, кражи, экономические преступления, преступления против общественного порядка и т.д.) совершается, как правило, психически здоровыми людьми [11].

Отклонения не всегда приводят человека к преступному поведению. Аномалии могут быть криминогенны в одних случаях и совершенно нейтральны - в других. Исследования, проведенные Ю.М.Антоняном, показывают, что среди убийц и виновных в нанесении тяжкого вреда здоровью больше всего психопатов, а среди совершивших изнасилование - лиц с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы и олигофренов.

Итак, в целях более эффективного выполнения своих служебных обязанностей, связанных с раскрытием, пресечением и профилактикой преступлений следовательдолжен знать психологические особенности преступника, что позволит ответить на вопрос о том, почему человек совершил то или иное преступление, т.е. каковы мотивы его деяния.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.