Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструкции и устойчивость бортов карьеров




 

Практически возможен случай открытой разработки небольших по размерам в плане и круглых по форме залежей полезного ископаемого с вертикальными (или близкими к ним) откосами бортов карьера. При этом используют известный из практики строительства глубоких фундаментов метод «опускного колодца», когда выемка пустых пород и полезного ископаемого производится открытым способом, а удержание вертикальных откосов осуществляется мощной бетонной и железобетонной крепью, опускаемой под давлением в толщу породного массива по мере углубления горных работ. Освоенные при таком способе глубины составляют 40—60 м, а диаметры «опускного колодца»— 20—60 м. Расчеты показывают возможность увеличения глубин до 150—200 м (при ступенчатых колодцах) и диаметров до 100—150 м. Эффективность такого способа доказывается расчетами применительно к конкретным условиям.

Типичным дляоткрытых горных работ является выполаживание («разнос») бортов при удалении вскрышных пород до углов, обеспечивающих устойчивость и безопасность открытых горных работ. Угол откоса нерабочего борта γ Н (градус) по глубине карьера зависит от конструкции борта (чередования и ширины берм различного назначения), от угла откоса и высоты уступов:

 

 

где bТ и bП ширина соответственно транспортных и предохранительных берм, м; Ну высота уступа, м; а —угол откоса уступа, градус.

Аналогичным выражением характеризуется угол заложения (градус) рабочего борта карьера:

 

 

где ШР.П. —ширина рабочей площадки уступа, м.

При одинаковых величинах ШР.П, Ну и а по глубине карьера угол γР приближенно определяется параметрами одного рабочего уступа.

Угол откоса нерабочего борта карьера возрастает с увеличением высоты уступов и уменьшается при размещении на борту транспортных берм и съездов, а также при разработке в сложных инженерно-геологических условиях, когда уменьша­ются углы откосов нерабочих уступов и увеличивается ширина предохранительных берм. Уменьшение общего угла откоса борта глубоких карьеров на 3—5° приводит к увеличению объема вскрышных работ на десятки миллионов кубических мет­ров. Так, например, при глубине карьера 500 м и уменьшении угла откоса борта с 45 до 40° объем породы в карьере увеличи­вается на 24 млн.м3 на каждые 1000 м длины борта.

Углы откосов нерабочего борта по условиям устойчивости зависят от прочности пород, состояния и структуры породного массива.

Необходимо не только определять устойчивые углы наклона бортов карьеров, но и научиться управлять состоянием массива горных пород для получения высоких экономических показателей и лучшего использования недр и земельных ресурсов.

Под управлением состояния массива горных пород понимается комплекс научных и технических мероприятий, направленных на достижение оптимальных параметров карьерных откосов, при которых обеспечивается безопасность ведения горных работ и их максимальная экономическая эффективность. Комплекс этих мероприятий определяется природными и горно-техническими условиями разработки месторождений.

Критериями оптимальности при этом могут служить минимизация приведенных затрат или максимизация прибыли, подсчитанные с учетом всех возможных в данных условиях вариантов формирования равноустойчивых бортов карьера с различными углами наклона и при различных способах их искусственного укрепления.

Исходные принципы управления состоянием массива горных пород.

1. Принимаемые углы откосов бортов карьеров должны обеспечивать безопасное (для людей и оборудования) ведение горных работ и наибольшую экономичность разработки месторождения.

2. Коэффициент запаса устойчивости бортов карьеров следует устанавливать по стадиям:

при проектировании (на основании разведочных данных);

при строительстве карьера и в первый период его эксплуатации (на основании данных горно-строительных и эксплуатационных работ) для обеспечения устойчивости рабочих и промежуточных бортов карьеров;

при подходе горных работ к предельному контуру (на осно­вании данных длительной эксплуатации) для определения пре­дельных контуров карьеров.

3. В сложных условиях, особенно в глубоких карьерах, необходимы специальные меры по управлению состоянием пород в бортах карьеров и специальные службы по наблюдению за устойчивостью бортов и контролю проводимых инженерных мероприятий.

Комплексная методика технологического управления состоянием пород в бортах карьеров включает методики:

выбора оптимального направления развития горных работ с учетом условий устойчивости бортов карьеров;

управления состоянием пород в бортах путем изменения их конструктивных параметров;

постановки бортов в предельное положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.