Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2




Семинар 7 (тема 6.) Процесс профессионализации педагога-психолога и профессиональное развитие педагога-психолога в вузе.

Семинар 6 (тема 5.) Основные типы специализаций школьного психолога.

1.Читать литературу:

1.1.Рабочая книга школьного психолога. Ред. И.В.Дубровина. М., Междун. пед. академия, 1995г.

1.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Изд-во «Совершенство», 1998г., С. 267-296 (Раздел 4)

1.3.Битянова М.Р. Модели деятельности школьного психолога...

1.4.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996., С. 3-16.

1.5.Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы / Под ред И.В.Дубровиной. М., 1999., С.7-34.

1.6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, «Владос», 1995г.

1.7.Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. М., «Феникс +» 2000г.

1.8.Вишняков И.А. Методические материалы к курсу "Введение в психолого-педагогическую деятельность" по теме 5.

2.Подготовить ответы на вопросы:

2.1.Консультант по организации образовательного процесса.

2.2.Практический психолог по коррекции и терапии.

2.3.Психолог, сопровождающий психическое развитие.

2.4.Профориентолог.

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Не образовательные специализации педагога-психолога.

1.Читать литературу:

1.1.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. Стр.49-146.

1.2.Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. М., «Феникс +» 2000г.

1.3.Карандашев В.Н.Психология: Введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Смысл, 2003. Глава 13.

1.3.Вишняков И.А. Методические материалы к курсу "Введение в психолого-педагогическую деятельность" по теме 6.

2.Подготовить ответы на вопросы:

2.1.Уровни, этапы, ступени профессионализации.

2.2.Профессионализация и социализация.

2.3.Профессиональная адаптация, профессиональное творчество и профессиональная карьера.

2.4.Социальная ситуация и периодизация профессионального развития психолога в вузе.

2.5.Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.

2.6.Периоды профессионализации и содержание учебных дисциплин

2.7.Динамика профессионализации школьного психолога в акмеологических условиях подготовки в вузе.

3.Подготовить сообщение (желающие):

3.1.Профессиональные деформации личности психолога.

3.2.Индивидуальная профессиональная диагностика.


Тема 1.Психологические особенности профессиональной деятельности (к семинару № 1).

 

В психологии выделяется три основных вида человеческой деятельности*игра, учение и труд.

[* Деятельность – форма активности человека, регулируемая сознательно поставленной целью.

Регуляция (психическая) – «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» (Конопкин О.А., 1995 г.).

Цель – идеальный образ желаемого результата активности человека, существующий в его сознании.]

Основные виды человеческой деятельности – игра, учение и труд – различаются, прежде всего, по цели активности человека.

Целью игры является получение удовольствия от процесса активности. Человек вступает в игру, начинает играть, предчувствуя то удовольствие, которое доставит ему сам процесс выполнения игровых действий, проявления себя – своей сообразительности, скорости реакции, силы, ловкости, умения и т.д. - внутри системы игровых правил. Достижение определенного результата игры – выигрыша – является дополнительным мотивом, стимулом к игре, но не входит в цель игровой деятельности. Даже в случае проигрыша, человек может сказать: «Как хорошо поиграли! Какая была красивая, интересная, приятная игра!».

Целью учения является овладение новыми знаниями и способами действия. Человек совершает учебные действия (читает, запоминает, решает задачи) чтобы владеть определенной информацией, уметь делать то, что он считает для себя важным, ценным, необходимым.

Целью труда является получение потребляемого или общественно значимого продукта. Человек совершает трудовые действия, чтобы получить продукты питания, одежды, жилья и т.д.

Вытачивая деталь, токарь знает, что эта деталь является частью целого механизма, например, пылесоса. Сам он эту деталь не может съесть или надеть на себя, но за процесс её изготовления он получает вознаграждение, которое может использовать для удовлетворения своих потребностей.

Результат труда композитора или художника является общественно значимым, то есть общество, в лице слушателей и зрителей, готово дать композитору и художнику вознаграждение за результаты их труда.

Среди всех видов труда можно выделить такие виды, в которых трудящийся человек имеет в качестве предмета труда другого человека. В данных видах труда целью деятельности является такое воздействие на другого человека, которое можно потребить, или результаты которого будут общественно значимы. Воспитатель в детском саду играет с детьми – дети получают удовольствие. Учитель в школе учит школьников - они становятся знающими и умеющими людьми. Психолог работает с человеком, пережившим сильный стресс – меняется эмоционально-психическое состояние человека, он может продолжить нормальную жизнь.

Результат трудовой деятельности человека тем лучше, тем ближе к цели данной деятельности, чем более подготовлен человек к выполнению именно этого вида труда. Подготовленность человека к определенному виду труда называется профессионализмом, а сам человек называется профессионалом.

Эффективной для анализа психологических особенностей профессионализма и профессионала в тех профессиях, где предметом деятельности является другой человек, будет методологическая схема анализа человеческих взаимодействий. Данная схема отражает основу воздействия одного человека на другого (или на группу людей). Использование данной схемы при анализе любых форм и видов человеческого взаимодействия позволяет выделить наиболее важные особенности каждого из них.

 

Методологическая схема




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.