Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет труда школьного психолога - нормы и способы регуляции активности у школьника в социуме




Нормы регуляции активности – это исторически сложившиеся формы взаимозависимости и зависимости людей и властных отношений в процессе жизнедеятельности общества и общественном производстве.

Важнейшей социальной функцией социальных норм является обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлением личности.

Нормы бывают ограничивающие, регулирующие, направляющие и т.д.

Пример норм ограничивающих:

Нельзя переносить свои чувства на клиента, то есть считать, что клиент чувствует то же самое, что и ты. Потому что ты не почувствуешь переживание другого – то есть клиента.

Нельзя советовать. Потому что ты предлагаешь действие "для себя", а не для другого. Ты прочувствовал, пережил будущую ситуацию, но этого нет у другого.

Нельзя за клиента решать проблему, потому что он не получит опыт использования собственного способа решения проблемы, или не поймет, что такого способа у него нет, и зафиксируется в негативных переживаниях.

Пример норм регулирующих:

Нужно выражать свои чувства по поводу проблем клиента. Потому что ты "нормальный" человек, который переживает действия в воображении и относится к ним. Не переживает не человек, тупой, безразличный и т.п., с которым нельзя общаться человеку, даже имеющему проблемы (психологические).

Нужно быть внимательным к клиенту, потому что невнимание психолога усиливает опыт негативных переживаний от общения с другими у клиента, а внимание дает информацию о состояниях клиента и его реакциях на действия психолога.

Пример норм направляющих:

Личность важнее проблемы. Нужно внимание уделять не столько содержанию проблемы, сколько возможностям человека по её решению.

Настоящее важнее прошлого. Нужно акцентировать внимание клиента на том, что в настоящем он уже перешел к продуктивным действиям по преодолению прошлых негативных переживаний и состояний.

Самостановление важнее целенаправленного влияния и формирования поведенческого или учебного навыка. Важно акцентировать внимание клиента на его способности самому научиться делать то, что он считает важным для себя.

Способы регуляции активности – это динамическая последовательность использования психологических механизмов для изменения активности с целью получения желаемого результата. Желаемый результат можно достичь, используя различные психологические механизмы, которые приведут к различным затратам психической и физической энергии. Чтобы побудить другого человека совершить определенное действие, можно накричать на него, запугать его (используется механизм эмоционально-энергетического подчинения), а можно убедить его в необходимости данного действия для него самого (используется механизм коммуникативно-рационального взаимодействия с человеком). Использование разных механизмов изменения активности человека является разными способами регуляции активности.

Отсутствие изменений в предмете труда, то есть в нормах и способах регуляции собственной активности у школьника, свидетельствует о неэффективности деятельности школьного психолога, как бы внешне ни выглядела благополучной его активность по отношению к школьникам. Предмет труда школьного психолога, как развивающиеся психические характеристики другого человека (группы людей) и психологические характеристики образовательного процесса, непосредственно не соотносятся с конкретными личностными качествами и особенностями психолога, но требуют обязательного присутствия в профессиональном самосознании, что может быть достигнуто в процессе обучения.

3. Характеристика средств труда школьного психолога.

Средства труда школьного психолога – это способы коммуникации и организации деятельности.

Школьный психолог воздействует на другого человека (группу людей) посредством передачи информации и организуя определенную деятельность этого человека (группы людей). В процессе воздействия психолог получает от человека информацию о нем самом и о его деятельностях. Данная информация используется для корректировки воздействий и является основанием для последующих воздействий, то есть, передачи информации и организации деятельностей. Основой для передачи другому человеку определенной информации и организации его специальных деятельностей являются профессиональные знания и умения психолога, а также, профессионально важные качества личности, которые обеспечивают эффективность передачи информации и организации деятельности другого человека, как формы целенаправленного воздействия на него.

Владение средствами труда в наибольшей степени обусловлено профессиональной подготовкой и профессиональным совершенствованием школьного психолога. Овладение средствами труда обусловливает формирование профессионально важных личностных качеств школьного психолога, таких, как коммуникабельность, организационные способности. прогностичность и т.д. Важным методологическим моментом здесь является то, что средством труда психолога является его собственная личность. Поэтому - насколько соответствует практической психологической деятельности личность профессионала - настолько эффективной будет профессиональная деятельность школьного психолога.

Тем не менее, осознание и принятие средств и способов труда школьного психолога на уровне профессионального самосознания позволяет делать эффективным процесс трудовой деятельности и профессионального саморазвития. Выделим наиболее существенные характеристики средств и способов воздействия школьного психолога.

Средства воздействия:

1.Коммуникативные. Непосредственное информационное (вербальное и невербальное) воздействие психолога на клиента - на сознание и бессознательное другого человека или группы людей. Наиболее разнообразное и широко применяемое средство, которое почти всегда используется совместно с другими средствами.

2.Организационно-деятельностные. Организация действий клиента и группы - тренинговые упражнения, игры, графические задания, танцевальные и т.п. Выполнение клиентом и/или группой заданных психологом действий и деятельностей предполагает в итоге изменения в психических особенностях и характеристиках действующего человека и/или группы, корректирующих и/или развивающих данные особенности.

3.Диагностические инструменты. Тесты и опросники.

4.Компьютерные программы (диагностические с комментариями, просветительно-диалогические и т.п.). Это специфическая форма коммуникативного или организационно-деятельностного психологического воздействия.

Способы воздействия:

1.Знания (знания о психическом развитии, онтогенетической норме развития, о нарушении (аномалии, отставании) развития, о коррекции развития; знания о технологиях диагностики и коррекции развития и т.п.).

2.Умения (умение узнать о психическом состоянии, о нормальном развитии, о нарушениях развития; умение провести коррекцию развития и т.п.).

3.Навыки (навыки вступления в контакт, получения доверия; навыки организации деятельности отдельного человека и группы людей и т.п.).

4.Профессионально важные личностные качества (ПВЛК) (коммуникабельность, организационная способность, прогностичность, социабельность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, сензитивность, наблюдательность, гибкость мышления и т.д.).

5.Субъектная позиция - ценностное отношение к другому человеку как самоисточнику активности, проявляющееся в общей системе организации и регуляции активности психолога. Содержательно, субъектная позиция может проявляться в следующих формулировках: "Ты для меня ценен своим существованием (экзистенциальная любовь, в отличие от критериальной)"; "Мне интересно с тобой общаться, ты вызываешь во мне искренний интерес своими психологическими особенностями".

6.Самоидентичность. Рассмотрение психологом себя в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую. Наиболее актуальна для школьного психолога следующая формулировка: "Я - взрослый, нормальный человек, заинтересованный в развитии твоей личности, то есть увеличении твоей самостоятельности, активности и ответственности, то есть нормальности (в отличие от аномальности) твоей жизни".

Способы воздействия представлены в виде кумулятивной шкалы: каждый последующий элемент включает в себя все предыдущие, но может рассматриваться и отдельно. Данное понимание средств труда школьного психолога позволяет формировать целостное представление у будущего специалиста об объекте труда, который крайне редко выступает как объект. Кроме этого, предлагаемая структура средств труда школьного психолога системно соотносится со структурой профессионально важных личностных качеств школьного психолога.

Насыщение частными техниками работы школьного психолога, как расширение средств труда происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности и профессионального совершенствования в течение всей жизни профессионала. При этом, наиболее активно профессиональное совершенствование происходит в периоды повышения профессиональной квалификации во время обучения после вуза.


Тема 2.Особенности профессиональной деятельности психолога.Основные виды деятельности педагога-психолога (к семинару № 3).

 

По отношению к методологической схеме взаимодействия людей анализ особенностей содержания видов деятельности педагога-психолога позволяет выделять актуальные связи между элементами: С1 – Педагог-психолог ("пп"); С2 – Клиент ("к"); О1 – Средства Труда ("ст"); О2 – Предмет труда ("пт").

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.