Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н.

 

«Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок» часть 1. Основы управления перевозочным процессом. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: Учебное пособие/ Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д; 2010. - 160 с.: - Библиограф.: 20 назв.

 

Изложен основной курс эксплуатационной науки – «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок», в состав которого входят следующие дисциплины:

1 Основы управления перевозочным процессом.

2 Технология и управление работой станций и узлов.

3 Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений.

4 Организация пассажирских перевозок.

5 Технология и управление движением на полигоне и сети железных дорог.

 

 

Предназначено для студентов факультета «Управление процессами перевозок» всех специализаций.

 

Рецензенты: зам. нач. дороги по Ростовскому региону (СКжд) В. В. Оганесян;

проф. каф. ВТ и АСУ (РГУПС) А.И. Филоненков.

 

 

 

Ó Ростовский государственный университет путей сообщения, 2010

 

Эксплуатационная наука включает в себя изучение закономерностей перевозочного процесса, анализ передового опыта организации движения поездов и использования технических средств, методы наиболее рациональной работы железнодорожного транспорта РФ и т.д.

Основными курсами науки об эксплуатации железных дорог, определяющими подготовку инженеров по специальности «Организация перевозок на транспорте (железнодорожный транспорт)», являются:

- Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок;

- Управление грузовой и коммерческой работой;

- Хладотранспорт;

- Проектирование станций и узлов;

- Транспортно-грузовые системы;

- Экономика транспорта;

- Охрана труда.

Ведущим курсом эксплуатационной науки является «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок».

Предмет курса - организация и управление движением поездов, технология работы различных подразделений на железнодорожном транспорте.

Данный курс является не только технико-технологическим с практическим уклоном, но и научным, позволяющим на основе изучения внутренних закономерностей перевозочной работы и тенденций развития транспорта определять методы решения инженерных задач по обеспечению перевозок и снижению их себестоимости за счет выбора в конкретных условиях технических средств, технологии перевозочной работы и автоматизации управления перевозочным процессом с использованием микропроцессорной техники и ЭВМ.

Содержание курса «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок» определяется следующими дисциплинами:

1 Основы управления перевозочным процессом.

2 Технология и управление работой станций и узлов.

3 Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений.

4 Организация пассажирских перевозок.

5 Технология и управление движением на полигоне и сети железных дорог.

Выпускник по направлению и подготовки дипломированного специалиста «Организация перевозок на транспорте (железнодорожный транспорт)» должен выполнять следующие профессиональные задачи по видам деятельности:

а) производственно-технологическая деятельность:

- осуществление с учетом требований рыночной коньюктуры и современных достижений науки и техники, разработки мер по усовершенствованию систем управления на транспорте;

- реализация стратегии предприятия и достижения наибольшей эффективности производства и качества работ;

- анализ состояния действующих систем управления и разработка мероприятий по ликвидации недостатков;

- организация работ по проектированию методов управления;

- организация и эффективное осуществление различных транспортно-технологических систем доставки грузов;

- эффективное использование материальных, финансовых и людских ресурсов;

- обеспечение безопасности движения в различных условиях;

- обеспечение реализации действующих стандартов в области перевозки грузов и пассажиров;

Разработка эффективных схем организации движения транспортных средств;

б) организационно-управленческая деятельность:

- организация работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;

- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;

- оценка производственных и непроизводственных затрат на разработку транспортно-технологических систем доставки грузов;

- осуществление контроля за работой транспортно-технологических систем;

- осуществление контроля и управления системами организаций дорожного движения;

в) научно-исследовательская деятельность:

- анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий;

- комплексная оценка эффективности функционирования систем организаций движения;

- моделирование процессов функционирования транспортно-технологических систем и транспортных потоков;

- прогнозирование развития региональных транспортных систем;

- оценка экологической безопасности функционирования транспортных систем;

- развитие систем лицензирования и сертификации;

г) проектная деятельность:

- формирование целей проекта решения транспортных задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом показателей экономической и экологической безопасности;

- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;

- разработка плана развития транспортных предприятий, систем организаций движения;

- использование информационных технологий при разработке транспортно-технологических схем.

Изучение этого курса осуществляется с целью улучшения работы персонала, подвижного состава, обеспечения безопасности движения пассажирских и грузовых поездов.

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ»

 

Основной целью дисциплины является изучение принципов организации управления эксплуатационной работой железных дорог, теоретических основ оптимизации производственных процессов железнодорожных станций и подразделений.

Предметом изучения являются закономерности перевозочного процесса и использования технических средств в их взаимодействии и взаимосвязи, методы рациональной технологии организации перевозок с целью улучшения работы эксплуатационного штата, подвижного состава, обеспечение безопасности движения поездов и техники безопасности.

В процессе изучения дисциплины студент знакомится с основными понятиями и определениями: раздельные пункты, классификация станций и узлов, транспортные средства, технические системы управления движением поездов, рынок транспортных услуг, конкуренция в сфере транспортных услуг, структура и система управления перевозками, информационные технологии в управлении перевозками, безопасность движения в управлении перевозками, теория маневровой работы, нормирование маневровой работы на вытяжных путях и в парках станции.

Основные задачи дисциплины: ознакомится с терминологией, основными понятиями и определениями организации и управления движением поездов, технологией работы различных подразделений на железнодорожном транспорте.

Требования к уровню усвоения дисциплины:

1 Студент должен иметь представление о принципах организации эксплуатационной работы, структуре управления ж.д.т., плане формирования поездов, графике движения поездов, показателях эксплуатационной работы, математических методах, используемых для решения эксплуатационных задач на железнодорожном транспорте и др.

2 Студент должен знать: терминологию, основные понятия и определения, систему управления эксплуатационной работой в условиях реформирования ж.д.т.; основы организации и управления эксплуатационной работой станций всех категорий и документы, регламентирующие их работу; информационные технологии в управлении перевозками; систему управления безопасностью перевозочного процесса; технологию и управление маневровой работой; основы теории маневров.

3 Студент должен уметь использовать методику нормирования маневровой работы на вытяжных путях, определять время на окончание формирования составов всех категорий, производить расчет загрузки и потребного количества маневровых локомотивов.

2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ»

 

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ  
   
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УТВЕРЖДАЮ:   Проректор А.В. Охотников  
  2007 г.  
СД.08.01 Основы управления перевозочным процессом  
(индекс) (наименование)  
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)                  
190701/240100 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)  
(код) (наименование)  
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)                  
240101 240107 240103 240105 Магистральный железнодорожный транспорт Управление грузовой и коммерческой работой на ж.д. транспорте Управление пассажирскими перевозками Сервис на транспорте  
(код) (наименование)  
ФАКУЛЬТЕТ/ ИНСТИТУТ   УПП  
КАФЕДРА 44 Управление эксплуатационной работой  
  (код) (наименование)  
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма Очн.-заоч Работа с ПК  
    5 лет 4 года 6 лет 4 года 5,9 лет  
в зачетных единицах 1,9              
Всего аудиторных занятий, час, в том числе: 54   12 10      
-лекций, по семестрам (заездам) 36/5с   8/10з 6/5з      
             
-лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам (заездам)              
             
- практические занятия, по семестрам (заездам) 18/5с   4/11з 4/5з      
             
Всего самостоятельной работы, час, в том числе: 14   57 59   2  
-контрольные работы по семестрам (заездам)     15/11з 15/5з      
-расчетно-графические работы по семестрам (заездам)              
-курсовые работы по семестрам (заездам)              
-курсовые проекты по семестрам (заездам)              
Индивидуальная работа, час              
Зачеты, по семестрам (заездам), час 9/5   9/11 9/5      
Экзамены, по семестрам (заездам), час.              
Итоговый контроль (зачет, экзамен) для записи в диплом, семестр (заезд) Зачет, 5 с   Зачет, 5 с Зачет, 5 с      
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.  
ОСНОВАНИЕ ГОС специальности 240100 от 05.04.00 Учебный план 19.02.2001 г. (5 лет ОФОБ) ред. от 1.07.05 Учебный план 08.06.2001 г. (6 лет ЗФОБ) ред. от 26.03.04 Учебный план 29.06.2001 г. (4 года ЗФОБ) ред. от 26.03.04  
  Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)  
АВТОР к.т.н., доцент   Мусиенко Н.Н.    
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)  
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА  
Кафедрой Управление эксплуатационной работой к.т.н., проф.    
  Зубков В.Н.    
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)  
Учебно-методическим советом специальности   Зубков В.Н.    
(подпись) (Ф.И.О.) (дата)  
Учебно-методическим управлением        
       
Имя файла: (по шаблону) (сокращ. наимен. дисц.)_(код спец.)_(год)    
  1. Цели и задачи дисциплины
  1.1. Дидактические единицы дисциплины по ГОС– представлены разделами, темами и понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. При отсутствии дисциплины в ГОС дидактические единицы разрабатываются УМС специальности.
  Основы управления перевозочным процессом: раздельные пункты, классификация станций и узлов, транспортные средства, технические системы управления движением поездов, рынок транспортных услуг, конкуренция в сфере транспортных услуг, структура и система управления перевозками, информационные технологии в управлении перевозками, безопасность движения в управлении перевозками, теория маневровой работы, нормирование маневровой работы на вытяжных путях и в парках станции
   
  1.2. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
  Изучение принципов организации управления эксплуатационной работой железных дорог, теоретических основ оптимизации производственных процессов железнодорожных станций и подразделений
   
  1.3. Требования к уровню усвоения дисциплины
  Студент должен знать: Систему управления эксплуатационной работой в условиях реформирования ж.д.т.; основы организации и управления эксплуатационной работой станций всех категорий и документы, регламентирующие их работу; информационные технологии в управлении перевозками; систему управления безопасностью перевозочного процесса; технологию и управление маневровой работой; основы теории маневров.
  Студент должен уметь использовать методику нормирования маневровой работы на вытяжных путях, определять время на окончание формирования составов всех категорий, производить расчет загрузки и потребного количества маневровых локомотивов.
  Студент должен иметь представление о принципах организации эксплуатационной работы, структуре управления ж.д.т., ПФП, ГДП, показателях эксплуатационной работы, математических методах, используемых для решения эксплуатационных задач на железнодорожном транспорте и др.
  1.4. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
  Перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
  Математика Теория вероятностей и массового обслуживания Случайные величины. Обработка результатов наблюдений. Понятие о линейной корреляции Технология и управление движением на полигоне и сети железных дорог. Совершенствование технологии работы направлений и системы организации вагонопотоков Выполнение курсовых и дипломных проектов
  Общий курс железных дорог   Раздельные пункты. График движения поездов Устройство раздельных пунктов. Классификация станций. Основные технологические операции. Устройство стрелочного перевода
  Подвижной состав и тяга поездов Устройство подвижного состава Основные типы подвижного состава.
   
  2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
  Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формулируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1-2.4 дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращенные обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1, 2.2 и 2.3 в столбце «Методы».

  2.1. Аудиторные занятия(лекции, лабораторные, практические, семинарские) Очная форма обучения
  Неделя Кол. час   Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
      Лекция «Значение и роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере РФ» Краткая характеристика рынка транспортных услуг. Преимущества и недостатки работы железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Общая характеристика компании ОАО «РЖД». М П
      Практическое занятие «Определение местных вагонопотоков станции» Объем местной работы станции. Характеристика грузовых пунктов. П Э
      Лекция «Технический комплекс железнодорожной транспортной системы и объективные проблемы в сфере железнодорожного транспорта РФ» Технический комплекс железнодорожной транспортной системы. Необходимость ускоренного обновления основных фондов ж.д.т. Преодоление технического и технологического отставания РФ от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники. Низкий технический уровень развития специализированного машиностроения в условиях длительного недофинансирования. Необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры ж.д.т. Необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок. Необходимость повышения безопасности функционирования ж.д.т. Критическая недостаточность инвестиционных ресурсов. М П
      Лекция «Влияние рынка на технологию перевозок» Обеспечение выживаемости и поддержания эффективности работы железных дорог. Конкуренция в сфере транспорта и ее основные виды. М П ПБ
      Практическое занятие «Определение расчетных вагонопотоков станции» Транзитный вагонопоток без переработки. Транзитный вагонопоток с переработкой. П Э
      Лекция «Значение структурной реформы железнодорожного транспорта России и необходимость ее проведения» Значение структурной реформы ж.д.т. РФ и необходимость ее проведения. Основные предпосылки, цели и задачи развития реформы РЖД 2001–2010 гг. Ключевые направления структурной реформы отрасли. Организационные этапы структурной реформы в РФ. Принципы проведения реформы ж.д.т. Прогнозируемые социально-экономические результаты структурной реформы к 2010 году. М П ПБ
      Лекция «Эксплуатационная модель перевозок в условиях реформирования железнодорожной отрасли» Этапы реструктуризации структуры управления перевозками. Общая характеристика сетевого центра управления перевозками (ЦУП). Общая характеристика дорожного диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП). Общая характеристика логистического центра управления перевозками на дороге. М П
      Практическое занятие «Определение поездопотоков станции» План формирования станции. Расчетные поездопотоки станции. П Э
      Лекция «Основы организации и управления эксплуатационной работой железных дорог» Предмет и содержание курса «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок». Основные принципы организации эксплуатационной работы. М П
      Лекция «Технологические основы организации перевозок» Основные документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта. Основные понятия и определения. М П
      Практическое занятие «Определение технологических нормативов на расформирование и формирование поездов» Число маневровых районов формирования поездов. Технологические нормы времени на формирование поездов. П Э
      Лекция «Количественные показатели эксплуатационной работы» Количество отправленных грузов и пассажиров; грузооборот и пассажирооборот; общие объемы грузовой работы; объемы передачи подвижного состава по стыковым пунктам; работа подразделений, грузонапряженность работы подразделения; пробеги вагонов, поездов, локомотивов. М П
      Лекция «Качественные показатели использования подвижного состава» Скорости движения поездов (ходовая, техническая, участковая и маршрутная); величина оборота вагона; норма рабочего парка; среднесуточный пробег вагона; производительность вагона; нагрузка вагона (статическая и динамическая). М П
      Практическое занятие «Определение потребности маневровых локомотивов по расформированию и формированию поездов» Общие затраты маневровых средств на формирование поездов. П Э
      Лекция «Качественные показатели использования локомотивного парка» Оборот локомотива. Основная потребность в локомотивах. Среднесуточный пробег локомотивов. Производительность локомотива. М П
      Лекция «Информационные технологии в управлении перевозками» Анализ технических средств и необходимость информатизации железнодорожного транспорта. Предпосылки развития информационных технологий. Информационные системы и задачи. Применение новейших достижений техники и технологий в управлении перевозочным процессом. Роль автоматизированных систем управления перевозками и внедрение информационных технологий. М П ПБ
      Практическое занятие «Технология работы сортировочной горки» Нормирование элементов горочной технологии. Расчетные характеристики работы горки. Определение необходимой мощности сортировочного устройства. Технологические показатели работы горки. П Э
      Лекция «Система управления безопасностью перевозочного процесса» Опыт управления безопасностью движения за рубежом. Анализ безопасности движения на Российских железных дорогах. Методы решения проблемы обеспечения безопасности движения. Основные мероприятия, направленные на достижение надежного уровня безопасности. М П ПБ
      Лекция «Основы организации и управления эксплуатационной работой станции». Понятие о раздельных пунктах. Назначение станций в системе управления перевозочным процессом. Классификация станций и их значение в перевозочном процессе. Основные технические устройства на станциях и их размещение. Основные документы, регламентирующие работу железнодорожных станций. Поездопотоки и вагонопотоки станции. Организационная структура управления станцией. М П
      Практическое занятие «Технология работы предгорочного парка. Специализация путей сортировочного парка» Определение числа бригад ПТО, ПКО и работников СТЦ. Специализация путей СП. П Э
      Лекция «Технология и управление маневровой работой» Значение маневровой работы для железнодорожного транспорта.Классификация маневров. Классификация маневровых устройств и средств. Организация и обеспечение безопасности маневровой работы.Безопасность при маневровой работе. М П
      Лекция «Основы теории маневров» Основоположники теории маневровой работы. Основные понятия теории маневров. Типы маневровых полурейсов. Способы сортировки вагонов на вытяжных путях. М П
      Практическое занятие «Технология работы приемо-отправочного парка» Обработка транзитных поездов. Обработка поездов своего формирования в ПО. П Э
      Лекция «Методика нормирования маневровой работы на вытяжных путях» Способы нормирования маневровой работы на вытяжных путях. Порядок производства и обработки хронометражных наблюдений. Определение расчетных параметров для полурейсов, выполняемых осаживанием. Определение расчетных параметров для полурейсов, выполняемых толчками. Определение расчетной скорости разгона для полурейсов, выполняемых толчками. М П
      Лекция «Нормирование продолжительности расформирования-формирования составов на вытяжных путях Факторы, влияющие на продолжительность расформирования-формирования поездов. Нормирование продолжительности маневров при выполнении их способом осаживания. Нормирование продолжительности маневров при выполнении их серийными толчками. Нормирование продолжительности маневров при выполнении их одиночными толчками. Упрощенные формулы нормирования маневров на вытяжных путях. М П
      Практическое занятие «Организация местной работы на станции» Расчет числа вагонов в местной передаче. Определение технологических нормативов на маневровую работу по обслуживанию грузовых пунктов. Среднесуточные затраты локомотиво-минут на выполнение местной работы. Технологическая загрузка местного локомотива. П Э
      Лекция «Нормирование окончания формирования составов, подготовка составов своего формирования к отправлению» Порядок нормирования окончания формирования составов. Определение времени на окончание формирования составов одногруппных поездов. Определение времени на окончание формирования составов двухгруппных поездов. Определение времени на окончание формирования многогруппного (сборного) поезда. Подготовка составов своего формирования к отправлению. М П
  Заочная форма обучения (6 лет)
  В течение заезда   Лекция «Основы организации и управления эксплуатационной работы железных дорог» Значение и роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере РФ. Технический комплекс железнодорожной транспортной системы. Значение структурной реформы железнодорожного транспорта России и необходимость ее проведения. Эксплуатационная модель перевозок в условиях реформирования железнодорожной отрасли. М П ПБ
    Лекция «Показатели эксплуатационной работы на ж.д.т» Количественные показатели эксплуатационной работы. Качественные показатели использования подвижного состава. Качественные показатели использования локомотивного парка М П
    Практическое занятие «Определение количественных показателей работы станции» Объем местной работы станции. Транзитный вагонопоток без переработки. Транзитный вагонопоток с переработкой. П Э
    Лекция «Технология и управление маневровой работой. Основы теории маневров» Назначение производства маневровой работы. Классифи­кация и основные способы производства маневровой работы на станции. Маневровые устройства и средства. Организация маневровой работы. Требования ПТЭ при производ­стве маневровой работы. Основные понятия теории маневров. Эле­менты маневровых передвижений. Типы маневровых полурейсов и факторы, влияющие на их продолжительность. Технология про­изводства маневров на вытяжных путях. М П
    Лекция «Методика нормирования маневровой работы на вытяжных путях. Нормирование окончания формирования составов, подготовка составов своего формирования к отправлению» Нормирование маневровой работы на вытяжных путях. Оп­тимизация времени на сортировку вагонов с делением состава на части. Требования безопасности при производстве работ с подвижным составом. Порядок нормирования времени на окончание формирования составов. Определение времени на окончание формирования составов одногруппных, двухгруппных и сборных поездов. Определение потребного количества маневровых локомотивов. Способы маневров по сборке групп вагонов. Подготовка состава своего формирования к отправлению. М П
    Практическое занятие «Определение качественных показателей работы станции» Определение простоя местного вагона, транзитного вагона без переработки, с переработкой, рабочего парка станции. П Э
  Заочная форма обучения (4 года)
  В течение заезда   Лекция «Основы организации и управления эксплуатационной работы железных дорог. Показатели эксплуатационной работы на ж.д.т» Значение и роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере РФ. Технический комплекс железнодорожной транспортной системы. Значение структурной реформы железнодорожного транспорта России и необходимость ее проведения. Эксплуатационная модель перевозок в условиях реформирования железнодорожной отрасли. Количественные показатели эксплуатационной работы. Качественные показатели использования подвижного состава. Качественные показатели использования локомотивного парка М П ПБ
    Практическое занятие «Определение количественных показателей работы станции» Объем местной работы станции. Транзитный вагонопоток без переработки. Транзитный вагонопоток с переработкой. П Э
    Лекция «Технология и управление маневровой работой. Основы теории маневров» Назначение производства маневровой работы. Классифи­кация и основные способы производства маневровой работы на станции. Маневровые устройства и средства. Организация маневровой работы. Требования ПТЭ при производ­стве маневровой работы. Основные понятия теории маневров. Эле­менты маневровых передвижений. Типы маневровых полурейсов и факторы, влияющие на их продолжительность. Технология про­изводства маневров на вытяжных путях. М П
    Лекция «Методика нормирования маневровой работы на вытяжных путях. Нормирование окончания формирования составов, подготовка составов своего формирования к отправлению» Нормирование маневровой работы на вытяжных путях. Оп­тимизация времени на сортировку вагонов с делением состава на части. Требования безопасности при производстве работ с подвижным составом. Порядок нормирования времени на окончание формирования составов. Определение времени на окончание формирования составов одногруппных, двухгруппных и сборных поездов. Определение потребного количества маневровых локомотивов. Способы маневров по сборке групп вагонов. Подготовка состава своего формирования к отправлению. М П
    Практическое занятие «Определение качественных показателей работы станции» Определение простоя местного вагона, транзитного вагона без переработки, с переработкой, рабочего парка станции. П Э
  2.2 Индивидуальная работа преподавателя со студентом Очная форма обучения
  Неделя Кол.час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на СНТК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
  В течение курса   Консультирование студентов по вопросам дисциплины: «Основы управления перевозочным процессом». Д, ПГ
    Заочная форма обучения (6 лет)
  Неделя Кол.час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на СНТК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
  В течение заезда   Консультирование студентов по вопросам контрольной работы: «Основы правления перевозочным процессом Д, ПГ
    Заочная форма обучения (4 года)
  Неделя Кол.час. Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на СНТК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
  В течение заезда   Консультирование студентов по вопросам контрольной работы: «Основы управления перевозочным процессом». Д, ПГ
  2.3. Самостоятельная работа студента Очная форма обучения
  Неделя Кол. час. Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
  В течение курса   Тестирование по дисциплине: «Основы управления перевозочным процессом». Проверка знания инструкций по программному обеспечению «АСПО» Д, ПГ
  9 Подготовка и сдача зачета. И
  2 Подготовка докладов к научно-практической конференции Э
  1 Применение математических методов в эксплуатационных расчетах на железнодорожном транспорте (Основные математические методы, классификация их по условию применения. Методы математического анализа, используемые для решения эксплуатационных задач. Основные задачи организации и управления процессами перевозок и методы их решения). И,Э
    Заочная форма обучения (6 лет)
  Неделя Кол. час. Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
  В течение курса   Тестирование по дисциплине: «Основы управления перевозочным процессом». Проверка знания инструкций по программному обеспечению «АСПО» Д, ПГ
  15 Выполнение контрольной работы на тему «Основы управления перевозочным процессом» И
  31 Применение математических методов в эксплуатационных расчетах на железнодорожном транспорте (Основные математические методы, классификация их по условию применения. Методы математического анализа, используемые для решения эксплуатационных задач. Основные задачи организации и управления процессами перевозок и методы их решения). И,Э
  Выбор оптимальных параметров маневровых локомотивов (Прогрессивные методы выполнения маневровой работы. Расчет для текущих условий эксплуатации.Расчет для перспективных условий эксплуатации. Производительность маневровых локомотивов и пути ее повышения. Особенности организации маневровой ра­боты на подъездных путях предприятий.Охрана труда работни­ков, связанных с маневровой работой; безопасность маневровой работы).
  9 Подготовка и сдача зачета. И
                                                                                 

 

  Заочная форма обучения (4 года)
Неделя Кол. Час. Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы; курсовые проекты и работы, контрольные, расчетно-графические, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
  В теченииекурса 2 Тестирование по дисциплине: «Основы управления перевозочным процессом». Проверка знания инструкций по программному обеспечению «АСПО»  
15 Выполнение контрольной работы на тему «Основы управления перевозочным процессом» И
9 Подготовка и сдача зачета. И
33 Применение математических методов в эксплуатационных расчетах на железнодорожном транспорте (Основные математические методы, классификация их по условию применения. Методы математического анализа, используемые для решения эксплуатационных задач. Основные задачи организации и управления процессами перевозок и методы их решения). И,Э
Выбор оптимальных параметров маневровых локомотивов (Прогрессивные методы выполнения маневровой работы. Расчет для текущих условий эксплуатации.Расчет для перспективных условий эксплуатации. Производительность маневровых локомотивов и пути ее повышения. Особенности организации маневровой ра­боты на подъездных путях предприятий.Охрана труда работни­ков, связанных с маневровой работой; безопасность маневровой работы).
         

 

  2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
  Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, модульно-кредитные и модульно-рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центров, предприятий и организаций и др.).
  Наименование основных методов Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения
  1. Использование информационных ресурсов и баз данных Получение информации через интернет об инновациях в области технологий и техники, применяемых на железнодорожном транспорте(www.rzd.ru, консультант +)
  2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособия Использование официальных сайтов библиотек, в том числе изучение электронного каталога библиотеки РГУПС
  3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ  
  4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
  5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Общий курс железных дорог (Классификация станций. Основные технологические операции). Подвижной состав и тяга поездов (Основные типы подвижного состава).
  6. Применение активных методов обучения, «контекстного» и «на основе опыта»  
  7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)  
  8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Тестирование и выбор оптимальных способов обучения студентов. Подготовка к выполнению комплексного дипломного проекта, докладов на научные конференции
  9. Другие  
   
  3. Средства обучения
  3.1. Информационно - методические
  Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
  Основная литература:
  Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Технология и организация эксплуатационной работы. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Часть I. Основы организации и управления эксплуатационной работой железных дорог. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2002 г. 96 с. 100 (50) Рекомендовано УМО по образованию в области ж.д. транспорта в качестве учебного пособия для ВУЗов  
  Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Технология и организация эксплуатационной работы. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Часть II. Технология и управление работой станций и узлов. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2001 г. 196 с. 100 (50) Рекомендовано УМО по образованию в области ж.д. транспорта в качестве учебного пособия для ВУЗов  
  Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Технология и организация эксплуатационной работы. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Часть III.Организация вагонопотоков. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2005 г. 88 с. 100 (50) Рекомендовано УМО по образованию в области ж.д. транспорта в качестве учебного пособия для ВУЗов  
  Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Технология и организация эксплуатационной работы. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Часть IY.График движения поездов. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2006 г. 140 с. 100 (50) Рекомендовано УМО по образованию в области ж.д. транспорта в качестве учебного пособия для ВУЗов  
  Дополнительная литература:
    Зубков В.Н., Мусиенко Н.Н., Организация эксплуатационной работы на подразделении железной дороги. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2004 г. 80 с. 100 (50)
    Отпущенников В.И., Ермаченко Е.В., Насибуллина З.В., Тимошек И.Н. Организация работы сортировочной станции. Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2000. - 64 с.
  Солоп И.А., Мусиенко Н.Н.,Голубева Е.В. Система коллективного тренинга оперативных работников служб, связанных с движением поездов. РГУПС. Ростов н/Д, 2004. 76 с.  
  Солоп И.А., Мусиенко Н.Н., Голубева Е.В. Технология и управление работой станций и узлов Часть 1 г. Ростов н/Д: РГУПС 2003. 50 с.  
  Солоп И.А., Мусиенко Н.Н., Голубева Е.В., Хаблак К.А. Технология и управление работой станций и узлов Часть 2 г. Ростов н/Д: РГУПС 2003. 96 с.  
    Концепция построения новой системы управления перевозочным процессом на железных дорогах России. – М.:МПС, 2000. 2 (1)
   
  3.2. Материально - технические
  № ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов
  Г210 ЭВМ с программным обеспечением «АСПО» Тестирование по основным инструкциям:ИДП, ИСИ, ПТЭ.
   
    Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
  Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
  1. Тесты: Data2 на ASU_fs_1(U:)/UMK/УПП/УЭР
  2. Основные положения Программы структурной реформы железных дорог России.
  3. Структура управления перевозками в современный период.
  4. Государственное значение железнодорожного транспорта и его задачи.
  5. Основные принципы организации перевозок на железнодорожном транспорте.
  6. Основные понятия и определения.
  7. Понятия о раздельных пунктах. Классификация станций, их значение в перевозочном процессе.
  8. Основные устройства на станциях и их размещение.
  9. Документы, регламентирующие работу станции.
  10. Структура управления станциями в современный период.
  11. Характеристика рынка транспортных услуг.
  12. Конкуренция в сфере транспорта и ее основные виды.
  13. Структура и система управления перевозками.
  14. Диспетчерское управление на железнодорожном транспорте.
  15. Техническое нормирование на железнодорожном транспорте.
  16. Информационно-технологические системы, эксплуатируемые на железнодорожном транспорте.
  17. Роль автоматизированных рабочих мест в управлении перевозочным процессом.
  18. Информационные технологии и перспективы их развития.
  19. Структура системы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.
  20. Документы, регламентирующие безопасные приемы управления движением поездов в эксплуатационной работе.
  21. Техническое обеспечение безопасности в системах управления.
  22. Назначение и классификация маневров.
  23. Маневровые устройства и средства.
  24. Организация маневровой работы.
  25. Безопасность при маневровой работе.
  26. Основные понятия теории маневров.
  27. Классификация полурейсов.
  28. Способы сортировки вагонов на вытяжных путях.
  29. Способы нормирования маневровой работы.
  30. Факторы, влияющие на продолжительность расформирования-формирования поездов на вытяжных путях.
  31. Эмпирические формулы для расчета продолжительности расформирования-формирования составов на вытяжке.
  32. Оптимизация времени маневров при делении состава на части.
  33. Упрощенные формулы нормирования маневров на вытяжных путях.
  34. Производительность маневровых локомотивов и пути ее повышения.
  35. Определение загрузки маневровых локомотивов опорных станций. Организация маневровой работы на подъездных путях предприятий.
  5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год ______ / ______
   
  Следующие записи относятся к п.п.
  Автор
  Зав. кафедрой
   
                     

 

 

Принято УМУ (отдел качества

подготовки специалистов): __________________________________ Дата: _____________________

3 ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ»

 

3.1 Лекция № 1 «Значение и роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере РФ»

 

Вопросы:

1 Краткая характеристика рынка транспортных услуг.

2 Преимущества и недостатки работы железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

3 Общая характеристика компании ОАО «РЖД».

1 Краткая характеристика рынка транспортных услуг. Транспортная система представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта, обеспечивающих перевозку грузов и пассажиров с использованием современных прогрессивных технологий с целью наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги. Она содержит следующие виды транспорта:

- морской;

- речной;

- автомобильный;

- трубопроводный;

- воздушный;

- железнодорожный и др.

В условиях усиливающейся конкуренции между различными видами транспорта повышение качества транспортного обслуживания клиентуры становится одним из главных путей завоевания или расширения транспортного рынка. Под качеством транспортного обслуживания клиентуры подразумевают полноту, скорость, своевременность доставки и сохранность грузов, безопасность перевозок, а также комплексность, доступность и культуру обслуживания потребителей транспортных услуг. Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов и пассажиров при минимизации затрат на транспортировку. Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России и является связующим звеном единой экономической системы.

Российские железные дороги (РЖД) являются основным и самым доступным транспортом для миллионов граждан, а в ряде регионов - единственным способом перевозки грузов и пассажиров. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, развитие сельского хозяйства, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. В системе железнодорожного транспорта занято около 1 млн. 300 тыс. человек, что составляет более 2 % трудоспособного населения России. В настоящее время эксплуатационная длина рельсовых путей РЖД составляет 7 % от мировой железнодорожной сети.

3 Преимущества и недостатки работы железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. Железнодорожный транспорт имеет ряд специфических особенностей и преимуществ перед другими видами транспорта:

1) развитость железнодорожной сети РФ, особенно в широтном направлении;

2) приспособленность ж.д. к перевозкам различных грузов в неограниченном количестве и в любом направлении;

3) регулярность перевозок независимо от погодных условий, времени года и периода суток;

4) высокая степень обеспечения безопасности движения поездов, а, следовательно, и сохранность перевозимых грузов;

5) универсальность использования подвижного состава для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

6) сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного;

7) возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;

8) наименьшее вредное воздействие на окружающую среду по сравнению с другими видами транспорта и др.

К недостаткам железнодорожного транспорта РЖД следует отнести:

1) капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (на единицу капиталовложений в развитие железнодорожного транспорта приходится больше продукции (тонно-км), чем на других видах транспорта;

2) потребление большого количества металла (на 1 км пути требуется почти 200 т) и электроэнергии (РЖД потребляют 7 % произведенного энергетиками электричества);

3) низкую производительность труда по сравнению с трубопроводным, морским и воздушным транспортом, но выше, чем на автомобильном (в среднем на 1 км эксплуатационной длины железных дорог России приходится почти 14 человек, занятых на перевозках, а в США – 1,5 чел. при примерно близких по размерам объемах транспортной работы).

Несмотря на указанные недостатки следует полагать, что железнодорожный транспорт обладает высокой конкурентоспособностью по отношению к другим видам транспорта РФ.

2 Общая характеристика компании ОАО «РЖД». Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров: США, Китай, Россия) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

ОАО «РЖД» учреждено Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Создание компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли.

Свою деятельность ОАО «РЖД» начало 1 октября 2003 года.

Органы управления ОАО «РЖД»:

- Общее собрание акционеров;

- Совет директоров общества;

- Президент общества;

- Правление общества.

Органом контроля ОАО «РЖД» является ревизионная комиссия общества. Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

- увеличение масштаба транспортного бизнеса;

- повышение производственно-экономической эффективности;

- повышение качества работы и безопасности перевозок;

- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.