Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к пространству

Отношение к времени.

 

Русская культура – традиционная культура, где время воспринимается как неисчерпаемый ресурс преимущественной ориентации на прошлое. Тогда как на будущее или настоящее в европейской парадигме; на вечность – в картине восточного мира.

В центре православного Богослужения – цикличное повторение во времени единственного и неповторимого события. В результате мы имеем характерное для всей средневековой культуры антиномичное взаимопротиворечивое единство цикличной замкнутости времени и его протяженности. В архитектуре это выражалось в движении отсоединения базилики с куполом, через особый криволинейный ритм очертаний круга вращения в храме, к крестовокупольному храму.

 

В культурном и социальном мире России доминантой является общественное пространство, тогда как в Европе – индивидуальное, что соответствует ее геополитической природе. Владимир Соловьев предпринял в своей философии наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. У него была своя первичная интуиция, как у всякого значительного философа. Это была интуиция всеединства. Концепция Соловьева раскрывается в двух основных измерениях – историческом и типологическом. Исторический аспект представлен через осмысление процесса развития общества и культуры. Типологический аспект теории Соловьева выражен в его осмыслении парадигмы «Восток – Запад – Россия».

Общественные идеи, теории, связанные с осмыслением места человека в мире и обществе в русской культуре в основном укладывались в рамки национальной идеи.

Геополитическая идея псковского монаха Филофея «Москва – Третий Рим» утверждала главенствующую роль русского православия в социальной истории страны. Ведущими темами этого периода становятся: единство родной земли, идея общности, глубокий патриотизм («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщица» и др.)

Под влиянием идей просветительства и рационализма формировалась идеология просвещенного абсолютизма: консервативное начало в лице А.П. Сумарокова, М.М. Щербатова, дворянская либеральная оппозиция – Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, которые поддерживали мысль просветителей XVII в. о государстве, в котором философ на троне способен преобразовать общественную жизнь на разумных началах. Особой была позиция А.Н. Радищева. Он не принял идеологию и практику просвещенного абсолютизма, цивилизаторскую функцию отводил не государству, а лучшим представителям передового сословия. Радищев впервые в истории русской общественной мысли поставил вопрос о ликвидации крепостничества и самодержавия революционным путем. По мнению Н.А. Бердяева, Радищев стал «родоначальником русской интеллигенции… Он предвосхитил и определил ее основные черты».

На основе утверждения национальной культуры, самобытных ее черт в XIX в. продолжалось развитие традиций дворянской культуры, разночинцы расширили круг людей, приобщенных к культурной жизни. Русская культура выходила за рамки России. Была сформулирована национальная идея «Русская идея»: тема творческого наследия, идеи гуманизма, гражданственности и народности. Творчество Достоевского было проникнуто основными проблемами жизни России того времени, противоречиями общественной и социальной жизни, духовности. Л.Н. Толстой мастерски показал все стороны и подробности жизни человека и природы, мучительные поиски нравственного идеала, насытил свои произведения правдой этой жизни. И.С. Тургенев выступал против крепостного права. В его произведениях наблюдается глубокий реализм, стройность композиции, богатство языка, показана целая галерея прекрасных женских образов. Величайшие писатели-реалисты не только отображали жизнь, но и искали пути ее преображения.

XIX в. – «золотой век» русской культуры: взлет духа, духовно-культурный подъем – Великий российский Ренессанс; трагически-творческий узел в русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными на рубеже XX–XXI вв; уникальность и христианско-православная традиционность древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей; выражение синтезирующего, философско-морального, соборно-собирательного характера русской культуры от космически-вселенских исканий до практических инструкций ответов на русские вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «А судьи кто?», небывалое развитие художественной культуры и ее стилевое многообразие.

XX век – «русский коммунизм» – национальная идея, пропитанная традиционным коллективистским сознанием русского, советского человека. Советская культура – это переплетение утопической идеи коммунизма с драматизмом личных судеб. Знаменитый роман Е. Замятина «Мы» – символ общественного характера культуры советской России.

3 Типологические особенности русской культуры:

 

первая особенность – бинарность культуры (с лат. двойственность). В древности феномен двоеверия, синтез, давший взлет всех видов искусства; в средние века – православно-старообрядчекая культурная традиция; в новое время – двухкультурность: православно-старообрядческая (сохранение церковных установлений и традиций древнерусской православной церкви) и синодаольно-мирская (православная традиция, утверждающая, что дух есть сфера, соединяющая божественное и человеческое);

вторая особенность – соборность. Линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории, что означало обретение своего неповторимого смысла, необходимости соборного единения людей;

третья особенность – приоритет искусства перед другими сферами культуры и иными способами познания мира. Русская философия, основанная преимущественно на нравственно-практическом методе и методе художественного творчества. Икона, церковная музыка, храм – воплощение архетипных истин – вечных истин: Любви, Добра и Красоты.

Вывод:

 

менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный баланс противоречивых тенденций нацонально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие, которое заявляло о себе в наиболее решающие моменты истории России и способствовало выживанию адаптивности русской культуры, ее более чем тысячелетней истории.

Литература

 

1. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья./ Н. А. Бердяев М.: Варна, 2006 – 406 с.

2. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции /М.: Грифон, 2007 -272 с.

3. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С Лихачев – СПб.,2007 – 440 с.

4. Мир русской культуры/ под ред. Мячина А.Н. - М.: Вече, 2004. - 607с.

5. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси XI–XI вв. / В.Я Петрухин -М., 2005 – 320 с.

6. Трубецкой Е. Русская Иконопись // Умозрение в красках. / Е. Трубецкой - М., 2006 – 442 с.

7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России XI–XХ вв./ В.С Шульгин, Л.В Кошман, М.Р Зезина - М., 2004 – 393 с.


[1] Уайт Л. А. Наука о культуре/ Антология исследований культуры. Т1 – СПб., 1997, с. 141

[2]. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 1999, с.35

[3] Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Соч. в двух томах, Т.2, М.1990, С.42.

[4] Ницше Ф. К генеалогии морали / Ницше Ф. Сочинения в 2 т.Т.2, М., 1990, С. 412.

[5] Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Соч. в двух томах, Т.2, М.1990, С.42.

[6] Там же, С.42

[7] Сорокин П.А. Общая социология. / П.Сорокин, Человек. Цивилизация. Общество., М., 1992, С.429, С. 218.

[8] Там же, С.202

[9] Сорокин П.А. Социокультурная динамика / П.Сорокин Человек. Цивилизация. Общество., М., 1992, С.429

[10] Фрейд З. Недовольство культурой / Мир философии. М.1997. Ч.2. С. 285.

[11] Там же, С. 285.

[12] Каган М.С. Философская теория ценностей, СПб., 1997, С. 113.

[13] Там же, С. 128.

[14] Мердок Дж.П.Фундаментальные характеристики культуры /Антология исследований культуры, СПб.,1997. С.47.

[15] Цитируется по Маерс Д. Социальная психология, Спб., 1997, С. 227-228.

[16] Шалютин Б.С. Общество произошло от обезьяны» // Человек. № 3. 2003. С. 12.

[17] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

[18]. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1972.

[19] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 194.

[20] Леви-Брюль Л. Первобытная культура. М., 1994. С. 333.

[21] Об этом: Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Саранск, 1996.

[22] Там же

[23] Об этом см. Еремеев А.Ф. Первобытная культура. Саранск, 1994. Т. 2.

[24] Об этом см. Юнг К. Психология бессознательного. М.,1994. С. 253 – 282.

[25] Лосев А.Ф. Форма – стиль – выражение. М., 1995. С. 316.

[26] Там же.

[27] Там же.

[28] Бердяев Н.А. «Русская идея». В кН. «О России и русской философии». М., 1990, с. 44.

[29] «клали требы» – приносили жертвы

[30] Бердяев Н.А. «Русская идея». В кн. «О России и русской философии». М., 2003, С. 44.

 

[31] Трубецкой Е. «Умозрение в красках» В кн. «Русская живопись». М., 2006, С. 6.

[32] Там же, с. 12.

[33] Там же, с.14

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение к сверхъестественному (религиозное самосознание) | Происхождение и трактовка термина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.