Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логистика как концепция управления предприятием

Сущность логистики

 

Для раскрытия сущности логистики ее следует рассмотреть:

(1) как концепцию управления предприятием;

(2) как процесс (вид деятельности предприятия).

 

Можно выделить три основные концепции управления предприятием: менеджмент, маркетинг и логистику (рис. 1.1).

1. Концепция менеджмента позволила обеспечить насыщение рынка продукцией и услугами за счет максимального использования технологического, организационного, инвестиционного, профессионального и др. потенциалов предприятия. Результатом формирования и использования концепции менеджмента стала конкурентоспособная микроэкономическая система, ориентированная на интенсивные методы хозяйствования и направленная на удовлетворение однородных потребностей физических и юридических лиц.

2. Концепция маркетинга (или маркетинг-менеджмента). В условиях превышения предложения над существующим спросом, насыщения рынка продукцией и услугами и роста благосостояния потребителей для успешного выживания предприятия в условиях конкуренции необходимо «создавать» потребителя и в дальнейшем удерживать его за счет качественного удовлетворения разнообразных потребностей различных сегментов рынка.

Результатом формирования и использования концепции маркетинга стала конкурентоспособная мезоэкономическая распределительная система в соответствии с требованиями рынка.

3. Концепция логистики. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях возрастающей нестабильности внешней среды невозможно достигнуть без комплексного подхода к управлению хозяйственной деятельностью организации (совокупности операционной, сбытовой и закупочной составляющих), т.е. без реализации концепции логистики.

 

Рис. 1.1

 

Результатом формирования и использования концепции логистики стала конкурентоспособная мезоэкономическая концентрационно-распределительная система, являющаяся следствием трансформации ранее созданной мезоэкономической системы распределения продукции и услуг, ключевым элементом которой являются их потребители.

Таким образом, концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Основные ее положения сводятся к следующему:

1. Реализация принципа системного подхода. Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия, или даже его подразделения. Максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем его протяжении, либо значительные его участки. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического оборудования. Использование оборудования, соответствующего конкретным условиям. При выполнении определенной логистической операции должно использоваться не универсальное, а специально созданное для этой операции оборудование.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает предпосылки для привлечения кадров, обладающих более высоким профессиональным уровнем.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логитической цепочки. Одна из основных задач логистики минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, что система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек в логистической цепи.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограниченны. Поэтому все большее число предпринимателей обращаются к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Логистика как процесс

(вид деятельности предприятия)

 

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и неизвестным практике. Проблема наиболее рационального движения материалов, сырья и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения.

Во-вторых, новизна логистики состоит в использовании теории систем, в соответствии с которой проблема товародвижения стала рассматриваться как комплексная, что, кроме прочего, означало: удовлетворительный результат не может быть получен при акценте на какую-либо одну из сторон деятельности интересующей сферы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей.

В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. Экономические компромиссы (гармонизация экономических интересов) – категория, применяемая в процессе принятия решений по комплексу вопросов предпринимательской деятельности. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, хотя бы и в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы.

Логистический подход предполагает системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек, единство проектирования и реализации бизнес-процессов. Одним словом, логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы сферы обращения: «закупки ресурсов – производство – хранение – сбыт – транспорт – потребление».

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в следующем:

(1) выделение единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

(2) техническая, технологическая, экономическая и методологическая интеграция отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками (движущимися от поставщика к потребителю через промышленное или торговое предприятие).

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособности организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе правила «семи R-s» логистики (доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Происхождение и трактовка термина | Логистические операции и функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.