Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XXI век знаменуется новым подходом к пониманию истории – история как наука, которая может показать пути решения многих проблем современной цивилизации




В середине XX века (в России – начало 90-х г.г.) история теряет свой высокий статус учительницы жизни. Главным обвинением в адрес истории послужила ее неспособность осмыслить коренные тенденции новейшего времени – предугадать мировые войны, революции. В это же время происходит переход от концепции понимания истории как процесса общественного развития, идеологии к осознанию места конкретного человека в историческом развитии.

Формируется 2 подхода к пониманию истории

Геродот (VI век до н.э.) употребляет понятие истории в значении распознавания, развертывания, расспрашивания. В IV веке до н.э. Аристотель выделяет историю как науку, которая изучает прошлое, отделив ее от поэзии.

История – одна из древнейших разновидностей человеческого познания, возникшая в античности к VI веку до н.э.

Курс лекций

Лекция I. Введение к курсу «История России» [1]

План:

1. Понятие истории.

2. Методология истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

3. Особенности развития России в исторической литературе.

 

В конце XIII века возникает современное понимание истории как науки о человеческом прошлом.

I. история как прошлая действительность

II. история как рассказ об этой действительности в устной или письменной традиции

XIX век – " золотой век " истории. В это время бытует убеждение, что историки могут дать истинную картину прошлого (история – учительница жизни), и для этого достаточно:

1) внимательно изучить источники;

2) честно, объективно относится к предмету исследования.

истории в обществе можно проследить через ее функции, которые заключаются в:

1) формировании исторического сознания [2] (совокупность представлений общества и отдельных социальных групп о своем прошлом и прошлом человечества);

2) политическом ангажировании [3] ( эта функция проявляется в социальной актуальности истории);

3) научно-познавательном начале – история стремится постигнуть логику общественного развития.

4) прогнозировании – когда история предлагает пути общественного развития. (При этом не следует забывать, что исторический прогноз носит сугубо вероятностный характер).

5) функции социальной памяти – история собирает и распространяет память о прошлом, формируя духовную атмосферу общества. Социальная память всегда целостно ориентирована и избирательна. Общество в зависимости от системы ценностей отбирает информацию, разделяя ее на "важную" или "не важную функции социальной памяти – история собирает и распространяет память о прошлом, формируя духовную атмосферу общества. Социальная память всегда целостно ориентирована и избирательна. Общество в зависимости от системы ценностей отбирает информацию, разделяя ее на "важную" или "не важную функции социальной памяти – история собирает и распространяет память о прошлом, формируя духовную атмосферу общества. Социальная память всегда целостно ориентирована и избирательна. Общество в зависимости от системы ценностей отбирает информацию, разделяя ее на "важную" или "не важную

Методология истории – специальная историческая дисциплина, изучающая сферу познавательных возможностей истории как науки.

Объектами исследования методологии истории являются природа, принципы, методы исторического познания. Она представляет собой функцию самокритики исторической науки. Методология истории имеет основные понятия и категории, которые призваны организовать и систематизировать сложный исторический материал.

Принципы исторического исследования – это исходные способы истолкования исторического материала и подходы к изучению истории.

1. Принцип историзма – любое явление рассматривается с момента его появления, в развитии и завершении.

2. Принцип системности – раскрытие целостности объекта изучения через его внутренние связи.

3. Принцип объективности – непредвзятое отношение к объекту.

Методы исторического исследования – это специальные приемы научного исследования, применяемые в истории (статистический, моделирования, наблюдения, эксперимента, социологический).

Категории исторического познания – понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира:

 

1. Историческая закономерность,

т.е. причинно-следственная, соотношение этих двух категорий

событийная цепь; привело к широкому диапазону

2. Историческая случайность, мыслей – от фатальной

т.е. уникальные, индивидуальные предопределенности исторического

причины событий, способные процесса до его абсолютной нарушить закономерный ход случайности

истории;

3. Историческая необходимость – коренится в объективных условиях и не является неизбежностью;

4. Альтернативность в истории – признание многообразия исторического процесса, в котором существует различные пути развития тех или иных событий, один из которых воплотится в действительность.

5) Современное понимание предмета истории заключается в том, что:

1) Объектом исторического изучения является человек. Французские историки школы "Анналов" положили начало "истории умонастроения" или "истории человеческого поведения", которые ранее выпадали из исторических исследований. Раскрытие внутреннего мира человека оказалось в фокусе исторических исследований.

История ментальности – это изучение инородного для историка мира, в котором жили другие люди, имевшие чуждые для современного восприятия мысли, чувства, установки.

2) Расширяется сам предмет истории – все обстоятельства, связанные с человеком прошлого, все сферы его деятельности - в центре внимания историка. Изменяется диапазон источников, вводятся новые: этнографические, археологические, эпистолярные.

3) Увеличение источниковой базы приводит к размыванию "собственного Роль проблемного поля истории". Чтобы избавиться от этой опасности следует восстановить традиционный принцип истории – истории нарратива, истории рассказа. Однако это вовсе не значит, что надо отказаться от принципа проблемности и аналитичности.

".

Существуют два подхода к изучению истории

I. Формационный II. Цивилизационный

Формационный подход – базируется на историческом материализме К.Маркса.

Формация – определенный тип социально-экономической организации общества.

К.Маркс выделял 5 основных общественно-экономических формаций.

Согласно данному подходу, в основе человеческого существования лежит "воспроизводство материальной жизни", т.е. отношения производства и потребления материальных благ. Каждый тип формации определяется на основе существующего в ней способа производства и антагонистических классов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.