Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития Киевской Руси




1. В Древней Руси шел процесс классообразования. Уже в IX в. началось выделение частной собственности: церковной, княжеской, частных лиц. Но все же процессы социально-классовой дифференциации по сравнению с Европой того времени были слабо выражены. Крупная частная собственность - вотчина - имела рабовладельческий характер и не играла ведущей роли в экономике Древней Руси.

2. Основной ячейкой общественного устройства была община. Это замкнутая социальная система, организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Община - многофункциональна, базировалась на принципах коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий. Ее внутренняя жизнь была организована на принципах прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие решений.

3. Господствовало коллективное общинное управление. Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном вариантах. Государство строилось на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить «ряд» - договор, с народным собранием - вече. А это значит, что он тоже был элементов общинной власти, призванным соблюдать интересы общества. Состав вече был демократическим. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни.

4. В Древней Руси было много городов, но их роль была несколько иной, чем в Европе. На Руси город являлся в первую очередь политическим центром, это был своеобразный город-государство. Жизнь русских была организована на демократических началах, но по типу демократия была близка к эллинской, т.е. к демократии античных городов-полисов. Так же как и в Элладе, демократия на Руси носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены такие социальные группы, как женщины и рабы. Киевская Русь развивалась по пути близкому к античному, но важнейшая проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллективизма.

5. Возникновение в домонгольской Руси государственных образований происходило вне античной традиции и римского публичного и особенно частного права с его разработанной системой прав личности, оснований частной собственности, владения, отношений между простыми товаропроизводителями, таких, как договор, купля-продажа, ссуда, долг, завещание, являлось существенной особенностью, ограничивавшей возможность эволюции государственности по пути, аналогичному западноевропейскому.

6. Не только князь и дружина, но и рядовое население Киевской Руси было вооружено. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (сотня, тысяча). Именно народное ополчение решало исход сражений. Влияние княжеской дружины было существенным, но не решающим. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности, прежде всего со стороны кочевой степи.

Русская государственность с IX в. прошла трудный путь. Ее эволюция характеризовалась двумя тенденциями.

Первая проявилась в элементах вассалитета, существенно не ущемлявшего личной свободы вассала и основывавшегося на взаимных обязательствах. Князь был первым среди равных, не принимавшим важных решений без совета со старшей дружиной, а дружинники имели право выбирать себе сюзерена и менять его по своему усмотрению. Города обладали некоторыми элементами вольностей (вече), опиравшимися на традиции общины. Формой самоорганизации «свободного» крестьянства была крестьянская община, а позднее - территориальное объединение нескольких общин (община-волость) (вассально-дружинные отношения).

Проявлением второй тенденции было усиление роли младшей дружины, члены которой по отношению к князю находились в положении не вассалов, а фактически подданных-министериалов. Подданство-министириалитет - служба, в которой отсутствует договорная основа: слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина (княжеско-подданические отношения).

В домонгольский период у Русских земель была возможность эволюционировать по прогрессивному пути развития. Но ситуация изменилась коренным образом.

Упадок Киевской Руси. Становление новых центров государственности.

На рубеже XI-XII вв. Древнерусское государство распадается на отдельные княжества и земли. Этот процесс обозначен в истории как начало удельной раздробленности раздробленности.

В 1097 г. Мономах стал инициатором съезда князей в Любече. Это была попытка спасти русское единство и прекратить братоубийственные войны, которые начались после смерти Ярослава Мудрого. Причиной таких войн послужило решение Ярослава разделить Русь между шестью наследниками (пятью сыновьями и племянником). Он установил порядок передачи власти не к старшему сыну, а к старшему в роду. Но после съезда усобицы не прекратились.

Началу раздробленности на Руси предшествовало ряд событий:

I. Смягчение международной обстановки – союзничество с Византией после крещения Владимира и его женитьбе на византийской принцессе Анне; Ярослав разбил печенегов.

II. Историческое развитие, процесс феодализации обнажил искусственность объединения "сверху" племенных союзов под эгидой Киева – регионы разделены бездорожьем, низкий уровень культурного и экономически-торгового развития.

III. В XII в. упрочивается институт вотчины. Появляется класс крупных землевладельцев – бояр (старшие княжеские дружинники и местная верхушка земельной аристократии). Усиливается привлечение к обработке вотчинных земель свободного населения через закуп.

IV. Принцип наследования власти усугубил раздробленность. Киев утратил значение столицы. В 1169 г. Киев был разграблен как вражеский город.

Процесс феодальной раздробленности начинается со второй половины XI века. Правившие отдельными землями князья из рода Рюриковичей стремятся ко все большей самостоятельности, противопоставляют себя великокняжеской власти, опираясь на местное боярство. В конце XI в., в 1097 г., в Любече на съезде русских князей был зафиксирован факт распада принято решение, чтобы каждая княжеская семья наследственно владела своими землями. По существу, это был переход к новой политической системе. На Руси образовался ряд крупных самостоятельных княжеств. Наиболее значительными были: Владимиро-Суздальское (Мономашичи, потомки Юрия Долгорукова, сына Владимира Мономаха), Черниговское (Ольговичи, потомки Олега Святославовича, отца героя «Слово о полку Игореве»), Смоленское (Ростиславичи), Галицко-Волынское (одна из линий Мономашичей) и т.д. Особый политический строй установился в Новгородской феодальной республике. Это время бурного роста городов. Летопись называет в IX - X вв. - 24; в XI в. - 62; в XII в. - 119.

Значение Киевского государства во второй половине XII в. резко упало, на киевский престол стали смотреть как на временное держание. Однако, несмотря на утрату Киевом общерусского значения борьба за обладание им продолжалась до монголо-татарского нашествия[4].

Подобный период переживали все ведущие страны Европы. К середине XII в. на Руси сложилось 15 княжеств, к началу XIII в. – 50, а к XIV в. – 250.

Раздробленность государства говорит о том, что:

во-первых, старые институты власти больше не могут обеспечить внешней и внутренней безопасности страны;

во-вторых, развитие производительных сил отдельных районов, позволяет им существовать самостоятельно.

Собственно, на рубеже XII в. произошел не распад Древней Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию городов и княжеств. Номинально киевский князь оставался главой государства. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями, экономически княжества не отгородились друг от друга, общими оставались религия и культура.

Попытка установления единоличной власти и объединения была предпринята Андреем Боголюбским (1157-1174), который представлял собой ярко-выраженный тип динамичного феодального правителя: удачливый и храбрый полководец, целеустремленный и жестокий государственный деятель, заносчивый и властолюбивый человек. Но его убийство в результате заговора только разожгло усобицы.

Распад Киевской Руси не сразу нарушил единство древнерусской народности, но различия накапливались, укреплялись местные особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.