Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика трех стадий развития общества




 

Отличительные признаки Стадии общественного развития
доиндустриальное общество индустриальное общество постиндустриаль-ное общество
Период возникновения ~ 6 тыс. лет назад ~ 250 лет назад последняя четверть XX в.
Ключевая сфера экономики сельское хозяйство промышленность сфера услуг (прежде всего наука и образование)
Организационно-технические характеристики экономики малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
Основы развития традиции последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют церковь и армия промышленно-финансовые корпорации университеты (как центры научных знаний)
Ведущие социальные группы священники и феодалы бизнесмены научно-технические специалисты

 

Средневековое европейское и русское общество было обществом традиционным:

¯ преобладало сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде;

¯ существовала корпоративная замкнутость сословий;

¯ в духовной жизни монопольное положение занимала церковь;

¯ государственная власть представлена в форме автократического самодержавного правления – когда правитель не нес ответственности за результаты своей деятельности;

¯ общинная замкнутость;

¯ несвобода личности.

Традиционное общество развивалось и изменялось (особенно в период средневековья), что, в конечном счете, способствовало переходу к обществу индустриальному. Но на пути движения к более развитой стадии происходили события, явления и процессы, которые подготовили этот переход. В этой связи представляет интерес переход Европы к Новому времени, период XV – первой половины XVII вв. В первую очередь происходят изменения в экономической сфере – развивается капитализм:

X происходит первоначальное накопление капитала;

X возникает рынок, свободный от ограничений;

X рационализация экономической жизни;

X появление буржуазии и частной собственности;

X появление пролетариата, продававшего свою рабочую силу.

Мощный толчок к развитию капитализма в Европе дала "революция цен" XVI в. Она была связана с:



- притоком драгоценностей, драгоценных металлов из Америки;
- дешевизной американского золота и серебра;
- ростом городского населения, слоя купечества, продавцов сельскохозяйственной продукции; увеличивалась прослойка людей, которые не имели фиксированных источников доходов за счет ренты или зарплаты
- увеличением численности финансистов, владельцев промышленных предприятий.

 

Первоначально крупные капиталы создавались в сфере обращения (на разнице цен, ростовщичестве). По мере их становления зрело понимание, что сфера производства может дать еще больше возможности в увеличении капитала. С этой целью:

³ в городах возникают мастерские, объединяющие ремесленников;

³ на смену простой кооперации приходят мануфактуры, основанные на разделении труда (на первых мануфактурах чаще всего трудились разорившиеся ремесленники за зарплату);

³ происходит отмена личной зависимости крестьян (крепостного права) и появляются свободные наемные работники.

Мануфактурный капитализм, возникший в позднее средневековье, изменил социальный облик общества:

рыцарство теряет свое военное значение;

¶ дворянство начинает заниматься предпринимательством по причине снижения реальной стоимости земельной ренты;

¶ появляется третье сословие – буржуазия (из числа преуспевших цеховых мастеров, купцов, предпринимателей, бюрократии, которая лоббировала интересы предпринимателей);

¶ крестьянство в результате разорения превращается в наемных работников.

Феодальная иерархическая социальная структура рушится, ей на смену приходит социально подвижная (мобильная) система.

Происходят изменения в области политики – формируется абсолютизм (усиление власти монархов вследствие возникшего равновесия между старым правящим феодальным сословием – дворянством и упрочивающей свои позиции буржуазией). Монархи проводили независимую от какой-либо группировки политику, укрепляли централизованное государство, создавая единое экономическое пространство.

Рассматриваемый период сопровождался научными и Великими географическими открытиями, техническими изобретениями, Реформацией:

ü в XV в. изобретение Гуттенбергом печатного станка. Книги стали дешевле и более доступными. Доступ к знаниям мог осуществляться без посредства церкви. К 1501 г. типография была в 260 европейских городах;

ü создание гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно);

ü создание более совершенных географических карт;

ü прорыв в познании анатомии человеческого тела (Везалий);

ü инженерные проекты Леонардо да Винчи (летательный аппарат, подводная лодка);

ü морские путешествия европейцев привели к открытию новых земель. При этом географические открытия сводились не только к посещению ранее неизвестной части земли, но и к установлению контактов с народами, населявшими эти территории (знания в области географии, астрономии о шарообразности земли, усовершенствование навигационных приборов, строительство каравелл способствовали этому процессу);

ü в XV в. открытие острова Зеленого Мыса, островов Северной Америки, морского пути в Индию; в XVII в. открытие Австралии и пролива между Азией и Америкой (Х. Колумб, Васко да Гама, Магеллан, Торрес, С. Дежнев).

Одно из следствий географических открытий – формирование колониальной системы.

 

В XVI в. сложились две колониальные империи:

испанская португальская

(в Латинской Америке) (с центром в Бразилии)

 

В середине XVI в. в борьбу за внеевропейский мир включились Англия, Франция, Голландия. Соперничество держав за лидерство в Новом Свете стало мощным символом их развития. Богатства, хлынувшие из новых земель ускоряли формирование капиталистической системы хозяйствования.

Глубокие перемены в европейском обществе в направлении капиталистического развития стали возможны благодаря явлению, которое получило название Возрождения или Ренессанса. Родиной Возрождения стала Северная Италия (XVI в.). В дальнейшем границы явления расширились, охватив в XV-XVI вв. Францию, Англию, Германию.

Для Ренессанса характерно:

ª обращение к культурному наследию античности, чистоте античных языков;

ª формирование учения гуманизма с идей человека свободной воли предназначение которого - самосовершенствование и саморазвитие (человек – центр Вселенной);

ª возникновение и развитие индивидуализма и антропоцентризма.

Новая концепция человека пронизывает произведения таких великих представителей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Р. Микеланджело, П. Брейгель, А. Дюрер, Ф. Рабле, Ф. Петрарка, Д. Боккачо, Л.Б. Альберти, Донателло, Рафаэль и др.

Эпоха Возрождения – это не только блестящие имена в искусстве, художественной литературе. Проблема совершенного общества, государства как необходимого условия для свободного саморазвития человека была одной из центральных в исторической, политической, философской мысли эпохи.

Подлинный переворот во взглядах на политику произвел выдающийся историк и мыслитель Н. Макиавелли.

Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в "Опытах" М. Монтеня (1533-1592). Он отвергал религиозные основы мировоззрения, отстаивал светское свободомыслие, осуждал схоластику. Главный принцип этики М. Монтеня – свободные проявления человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Пожалуй, нет ни одной темы жизни человека XVI в., которую бы не пытался осмыслить М. Монтень и, пожалуй, найдется не так уж много трудов прошлого, которые по своей проблематике и подходам к ней, были бы столь созвучны современности.

В ряду выдающихся мыслителей XV-XVII вв. свое законное место занимают также Т. Кампанелла, Д. Бруно, Э. Роттердамский, Ж. Боден, Т. Мор, Ф. Бэкон, Б. Спиноза.

Возрождение в определенной степени подготовило Европейскую Реформацию – социальное и политическое движение против католической церкви. Суть ее можно свести к следующим моментам:

· критика пороков духовенства;

· призывы восстановить истинно христианское благочестие;

· идеи церковной реформы.

 

Отличие идеологии Возрождения от идеологии Реформации:

° гуманизм Возрождения рационалистичен. Возведенная в абсолют личность способна не только на созидание, но и на разрушение ³ в основе идеологии Реформации не разум, а вера
° гуманизм терпим, диалектичен, толерантен ³ Реформация требует единомыслия и твердой религиозной дисциплины
° гуманизм сосредоточен на человеке ³ Реформация сосредоточена на Боге

 

Но и Возрождение и Реформация – это разрыв со Средневековьем.

 

Начало Реформации. 31 октября 1517 г. профессор Виттенбергского университета М. Лютер обнародовал свои 35 тезисов против торговли индульгенциями.

Причины Реформации. В XV-XVI вв. церковь все больше теряла свой авторитет в обществе. Спекулируя индульгенциями церковь в глазах верующих превращалась в торговую лавку, переставала быть духовным учреждением. С другой стороны, общество, переживая ломку средневековых устоев, как никогда нуждалась в духовной опоре и попечительстве. Люди, оставленные в одиночестве, находили опору в собственных религиозных чувствах, вере, связывающей их души с Богом. Вот почему проповедь церковной реформы встретила столь горячий и масштабный отклик: начавшись с тезисов М. Лютера, она охватила практически всю Европу.

Духовными лидерами Реформации были М. Лютер и Ж. Кальвин. Главный принцип учения М. Лютера – спасение верой:

душу человека спасает только вера, а не заступничество церкви, не посещение служб, не многочисленные таинства;

между верующим и Богом не должно быть посредников в лице церковной иерархической организации;

отвержение духовного авторитета папы;

отрицание пышного культа;

из семи таинств католической церкви сохранилось два – крещение и причастие;

отвержение безбрачия (целибат) священников;

необходимость богослужения на языке верующего, а не на латинском;

требование секуляризации церковной и монастырской собственности;

единственным источником истины является Священное Писание (Священно Предание отвергалось).

Продолжением и логическим завершением учения М. Лютера стало учение о двойном предопределении Ж. Кальвина. В соответствии с этим учением над всеми верующими тяготеет судьбаБожье предопределение, и человек не может знать свою посмертную судьбу, т.е. перед Богом, судьбой люди не равны. Но, по Ж. Кальвину, человек должен быть уверен, что он является Божьим избранником, и такую уверенность он может получить в мирской активности, энергии, профессиональных успехах, стремлении к богатству, процветанию. Все это – признак предызбранности к спасению. Таким образом, по Кальвину, будучи не равными перед Богом, люди равны в своем земном предопределении, ибо каждый человек имеет шанс на самовыражение – успех, богатство, преуспевание и т.п. – и должен им воспользоваться.

Сторонников М. Лютера, Ж. Кальвина и других вождей Реформации стали называть протестантами. Реформация начиналась как попытка мирного обновления католической церкви, ее освобождение от злоупотреблений, а завершилась распадом католического христианства, как одного из оплотов средневекового европейского общества.

Весь XVI в. Европу сотрясали военные конфликты на религиозной почве:

Франциягугеноты и католики

Германия – протестанты и католики.

 

Эта война разрушила сословные границы. Одни дворяне убивали других, объединявшись с плебеями с согласия короля! Войны закончились компромиссом, когда отношения стали строится по принципу "чья власть, того и вера". Но лишь к середине XVII в. религиозное противостояние перестало быть причиной войны.

 

Итоги Реформации:

Ø сломлена монополия католической церкви;

Ø возникли новые религиозные течения (протестантизм, лютеранство, англиканство);

Ø там где Реформация победила, в руки мирян переходили огромные земельные богатства и имущество католической церкви;

Ø осуществлялась секуляризация;

Ø укреплялись позиции светлой власти;

Ø произошло идеологическое обновление личности. Появилась активная, деятельная личность. Именно в такой личности нуждалась Европа на пороге индустриализма;

Ø страны не пережившие Реформации замедлились и с переходом к индустриализму. М. Вебер связывал происхождение капитализма с Реформацией и хозяйственной этикой капитализма.+

Совершенно очевидно, что средневековое общество в рассматриваемый период столкнулось с целым рядом антисистемных явлений (Великие географические открытия, контуры европейского и мирового рынков, мануфактуры, Реформация и т.п.). Они со всей очевидностью свидетельствовали о том, что средневековый мир разрушался, уступая место Новому времени, в рамках которого позднее окончательно завершится переход от традиционного общества к индустриальному. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означало цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация – это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию . В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привел к их преобладающему положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией – высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

 

России предстояло дать ответ на вызов Европы.

 

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. I. Понятие и структура политической системы общества.
  3. II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества.
  4. II. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
  5. VI. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРА КАК ИСТОЧНИКА ЧС.
  6. Адаптация процессов и работ в стандартах жизненного цикла ИС к характеристикам конкретных проектов.
  7. АКСИО»: Агентство по культурно-социальным исследованиям общества.
  8. Актуальные проблемы развития логопедии на современном этапе. Организация логопедической помощи в России.
  9. Акционерные общества АПК РБ
  10. Акционерный капитал, акционерные общества и учредительская прибыль.
  11. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
  12. АЛЬМОР» (сокращённо от – «Альтернативные модели развития»).




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.236.238
Генерация страницы за: 0.017 сек.