Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность бюджета




В общем виде бюджет является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов государственного кредита - в их действии. Тем не менее являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресс, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.

 

Бюджетная классификация

Назначение бюджетной классификации

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, и есть бюджетная классификация.

Характер группировок и их принципы определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат — обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

Группировка показателейоснова бюджетной классификации. В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития. Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за «несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательна для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации. По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется. Бюджетные классификации СССР. В СССР до 1991 г. в бюджетной практике использовались две классификации: 1) классификация доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик; 2) классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов. Наличие этих двух классификаций объяснялось особенностями в доходной и расходной частях местных бюджетов, а также особенностями порядка кассового исполнения местных бюджетов учреждениями Госбанка СССР (по этим бюджетам в банке велись только текущие приходно-расходные счета).

Несмотря на частные отличия, общие основы единой системы группировок обеспечивали возможность свода всех бюджетов в единый Государственный бюджет СССР.

Бюджетная классификация 1991 г. В 1991 г. была введена новая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

Эта классификация была построена на принципах применения смешанных видов группировок:

1) расходы бюджета планировались и учитывались по ведомствам в соответствии с их финансовыми планами и сметами, где расходы распределялись по назначениям и направлениям (народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, управление, оборона и т.д.). При этом каждое ведомство было распорядителем определенных кредитов;

2) для доходов ведомственные различия несущественны, поскольку ведомства не являются их распорядителями. Поэтому к доходам применим принцип предметной классификации, т.е. каждое министерство, ведомство, объединение или предприятие вносит установленные ему платежи (налог с оборота, налог на прибыль и т.д.).

В основе классификации была заложена следующая схема: раздел (тип дохода и направление расхода), глава (министерство, ведомство), параграф (отрасль промышленности, организация, мероприятие, вид расхода, вид дохода), статья (в расходах — конкретное направление средств).

 

Действующие бюджетные классификации

Изменения, произошедшие в бюджетной практике и связанные с изменениями в системе государственного устройства и управления, с самостоятельностью всех видов бюджетов, расширением прав органов государственного и местного управления в составлении и исполнении своих бюджетов, изменением в доходной и расходной частях бюджетов, а также расшифровкой отдельных статей доходов и расходов, потребовали введения новой бюджетной классификации.

Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлений расходования средств. Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечение международной сопоставимости состава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).

Исходя из этих задач была разработана и с 1997 г. введена новая классификация, которая утверждена Федеральным законном «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.

В соответствии с этим Законом бюджетная классификация

включает:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7) классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ — группировка доходов бюджетов всех уровней, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Все бюджетные доходы сгруппированы в четыре группы.

1. Группа «Налоговые доходы» (код 10000) включает следующие подгруппы:

прямые налоги на прибыль (доход), прирост капитала (код 10100);

• налоги на имущество (код 10400);

• платежи за пользование природными ресурсами (код 10500);

• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (код 10600);

• прочие налоги, пошлины и сборы (код 10700).

В свою очередь, подгруппы подразделяются на конкретные виды налогов, сборов и платежей. Например, налоги на имущество включают:

• налоги на имущество юридических лиц (код 10401);

• налоги на имущество предприятий (код 10402);

• налоги с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (код 10403);

• налоги на операции с ценными бумагами (код 10404).

2. Группа «Налоговые доходы» (код 20000) включает подгруппы:

• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или деятельности (код 20100);

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код 20200);

• доходы от реализации государственных запасов (код 20300);

• доходы от реализации земли и нематериальных активов (код 20400);

• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (код 20500);

• административные платежи и сборы (код 20600);

• штрафные санкции, возмещение ущерба (код 20700);

• доходы от внешнеэкономической деятельности (код 20800);

• прочие неналоговые доходы (20900).

3. Группа «Безвозмездные перечисления» (код 30000), в том числе от:

• нерезидентов (код 30100);

• бюджетов других уровней (код 30200);

• государственных внебюджетных фондов (код 30300);

• государственных организаций (код 30400);

• наднациональных организаций (код 30500).

4. Группа «Перечисления от государственных бюджетных фондов» (код 31000), в том числе:

• дорожного фонда (код 31100);

• экологического фонда (код 31200).

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.

Первый уровень — следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправление (код 0100);

• судебная власть (код 0200);

• международная деятельность (код 0300);

• национальная оборона (код 0400);

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (код 0500);

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (код 0600);

• промышленность, энергетика и строительная индустрия (код 0700);

• сельское хозяйство и рыболовство (код 0800);

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология (код 0900);

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (код 1000);

• развитие рыночной инфраструктуры (код 1100);

• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство

(код 1200);

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (код 1300);

• образование (код 1400);

• культура и искусство, кинематография (код 1500);

• средства массовой информации (код 1600);

• здравоохранение и физическая культура (код 1700);

• социальная политика (код 1800);

• обслуживание и погашение государственного долга (код1900);

• пополнение государственных запасов и резервов (код 2000);

• региональное развитие (код 2100);

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (код 2200);

• прочие расходы (код 3000).

Второй уровень — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Например, раздел «Жилищно-коммунальное хозяйства, градосроительство» (код 1200) имеет следующие подразделы:

• жилищное хозяйство (код 1202);

• коммунальное хозяйство (код 1203);

• архитектура и градостроительство (код 1204);

• прочие структуры коммунального хозяйства (код 1205). Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это

группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация включает три раздела:

1) текущие расходы (код 100000);

2) капитальные расходы (код 200000);

3) предоставление кредитов за вычетом погашения (код 300000).

Разделы делятся на подразделы:

закупка товаров и оплата услуг (код 110000);

• выплата процентов (код 120000);

• субсидии и текущие трансферты (код 130000);

• капитальные вложения в основные фонды (код 240000);

• создание государственных запасов и резервов (код 250000);

• приобретение земли и нематериальных активов (код 260000);

• капитальные трансферты (270000);

• предоставление бюджетных ссуд (код 280000).

В свою очередь, подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.

Распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно проиллюстрировать на примере капитальных расходов (код 200000):

капитальные вложения в основные фонды (код 240000);

1) капитальное строительство (код 240200);

2) жилищное строительство (код 240201);

3) строительство производственных объектов (код 240202);

4) строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (код 240203) и т.д.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ — группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов.

Классификация имеет трехступенчатую схему построения. Например:

государственные ценные бумаги (код 0200)

• государственные краткосрочные облигации (код 0210);

• привлечение средств (0211);

• погашение основной суммы задолженности (0212).

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация имеет двухступенчатую схему. Например: кредиты международных финансовых организаций (код 0100)

• получение кредитов (код 0101);

• погашение основной суммы долга (0102).

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. В этой одноступенчатой классификации каждому показателю, ' включенному в классификацию, присвоен порядковый номер.

Например:

• государственные краткосрочные обязательства (код 016);

• государственный казначейский вексель (код 017);

• государственные гарантии (код 018) и т.д.

Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ. Это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Классификация имеет двухступенчатую схему построения.

Например:

внешний долг Российской Федерации (код 020) в том числе по кредитам, полученным от:

• международных финансовых организаций (код 021);

• правительств иностранных государств (код 022);

• иностранных коммерческих банков и фирм (код 023).

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации — перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень — классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Например: содержание депутатов Государственной Думы и их помощников:

обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ;

• закупки вооружения и военной техники;

• проведение статистических обследований и переписей и др.

Третий уровень — классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям.

Например:

денежное содержание членов Верховного Суда РФ:

эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

• капитальное строительство;

• техническое оснащение;

• информационное обеспечение и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.