КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В чем и как сказывается рефлексивность как сущностная черта философского познания?
Рефлексия - это обращенность человека к самому себе именно как к человеку, и тем самым это — выявление основания культуры. Философия имеет дело не с объективной реальностью — представляемой онтологией конкретных наук, а с тем, как эта реальность живет в общественном сознании. Это примерно то же самое, что сопоставлять природу физическую и природу в представлении этрусков. Первую можно изучать эмпирически, вторую — нельзя. Первая — предмет науки, вторая — предмет философии. Но в разных отношениях. Можно научно исследовать и вторую природу — в рамках истории культуры. Но если относительно первой природы можно говорить о законах ее функционирования и развития, то относительно второй — только о ее смысле. Итак, философия, в отличие от науки, смотрит не на мир, а на знание о мире, поэтому видит в мире не объекты, а смыслы и их отношения, будь то знание научное, религиозное или эстетическое. Философия всегда оказывается, даже в самосозерцании, рефлектирующим наблюдателем, даже больше сомневающимся, чем утверждающим. Именно РЕФЛЕКСИВНОСТЬ – сущностная черта философского познания. Философский энциклопедический словарь (1983) дает такое определение философии: «Философия... — форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру» (С. 726). Ясно, это определение является не сущностным, а собирательным, в него включена по возможности полно вся проблематика философии.
В то же время основное звено, некоторая специфическая характеристика философского знания, не выделено. Мы будем исходить из того, что этой специальной чертой философского знания оказывается его
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ сказывается в РАЦИОНАЛЬНО-КРИТИЧЕСКОМ – ВОПРОСИТЕЛЬНО-МЫСЛИТЕЛЬНОМОБРАЩЕНИИ К ОЧЕВИДНОСТЯМ НАШЕГО МИРА – к предельным смысловым основаниям наших мировоззрения и мироотношения, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ - ВОПРОСИТЕЛЬНО-КРИТИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ к истокам наших естественно сложившихся убеждений, к исходным смыслам наших понятий, представлений, суждений – как обыденной, так и научной сферы, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ – это МЫСЛЯЩЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ – ВСЕОБЩИХ ФОРМ И самих УСЛОВИЙ ВОЗМОЖНОСТИ нашего ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, ПРАКТИЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА, в котором человек ВОСПРОИЗВОДИТ МИР.
Действительно, некоторые образованные люди рассматривают философию как слишком серьезное (и утомительное) занятие, чтобы отдавать ему часы досуга, месте с тем недостаточно серьезное, чтобы отводить для него рабочее время – таких людей болезненно раздражает то, что многие представления, убеждения, понятия, истины, никогда не вызывавшие у них каких-либо сомнений, - понятия эти оказываются довольно неясными, сомнительными, шаткими, как только они становятся предметом философского обсуждения. Им кажется, что их обманули, лишив бездумной уверенности в том, что представлялось им столь очевидным. Рефлексивность сказывается и в самом движении философского знания: В истории философии, где каждый выдающийся мыслитель, вместо того чтобы возводить следующий этаж, начинает снова и снова закладывать фундамент, - - в сущности нет таких представлений, понятий, истин, которые не вызывали бы возражений: вопросы, объявленные решенными (а нередко и действительно решенные), постепенно снова становятся проблемами. Поэтому сам вопрос «Что такое философия?» обсуждается в философии со времени ее возникновения и до их дней.
ЧТО ЖЕ МЫ СОБСТВЕННО ПОНИМАЕМ ПОД СОБСТВЕННО ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТЬЮ?
ФЕНОМЕН ОТСТРАНЕННОСТИ ЕЩЕ древние мыслители – философы Античности верно подметили: В философии устанавливается какое-то странное (отстраненное), не менее вольное отношение к привычным вещам и к самой Мудрости: это не жреческое служение, а дружба, дружелюбная беседа, даже — чего уж там — дружеская попойка (“Пир”), - и здесь неуместна не только практическая рассчетливость, но и иерархическая напыщенность или мистическая экзальтация, но здесь – в философии - царит непринужденный дух умного зрения, дух вольномыслия, дух критицизма и, кажется, дух этот и есть сама Мудрость. Но если дело в философии идет, по общему признанию, о Мудрости, — об Истине, Благе и Красоте, о Началах и Корнях всего, — ТО как трудно допустить подобную вольность в отношении к тому, от чего зависит осмысленность всего, что мы делаем, а значит и все наше бытие. Ахутин: Как трудно допустить, что только допуская вольность дружеского расположения к ней, мы и ее располагаем к нам, допускаем ее к нам, даем мудрости саму возможность пожаловать к нам. И может быть, все дело и искусство философии, весь ее труд состоят в одолении именно этой трудности, — в уяснении содержательного смысла “филии” — дружбы-любви, — свободного, вольного, застольного общения с неведомой и самобытной Мудростью.
Допуская такую отстраненность и вольность в обращении с вещами устоявшимися и вполне очевидными обыденному сознанию, ФИЛОСОФИЯ всегда НА ПОДОЗРЕНИИ У ЖИЗНИ – всегда ПОДВЕРЖЕНА СУДУ ЖИЗНИ
МОЛВА О ФИЛОСОФИИ О философии ходит много слухов. Люди не могут взять в толк, чем собственно занимается философия. Она может пользоваться громкой славой, когда слывет некой высшей или тайной мудростью. Слава эта, впрочем, легко расходится дурной молвой, когда в мудрости этой разочаровываются, замечая, к примеру, что один “мудрец” говорит одно, другой — с тем же апломбом безусловности — говорит другое, третий — еще что-нибудь, все прежнее опровергая с той же основательностью или безосновностью.
С некоторых пор в философских словарях даже термин появился: скандал философии: говорили-де говорили, так в конечном счете ни к чему и не пришли. “Совопросничество века”, “лукавые мудрования”, “отвлеченная мысль”, “пустые спекуляции”, “злоупотребление языком”... — это еще самые деликатные выражения. Беспристрастные ученые, историки культуры и науки, говоря о философии, честно пересказывают, кто что “считал”, “полагал”, “утверждал”, каких взглядов придерживался. Так создавались компендиумы слухов о философии, исторические обзоры философских мнений — доксографии.
Именно с такой молвой о философии столкнулся – античный философ – Сократ – причем столкнулся не на жизнь, а на смерть. ФЕНОМЕН ФИЛОСОФА = ФЕНОМЕН СОКРАТА
Маркс называл Сократа «воплощением философии»: В опыте своей жизни и в опыте принятия смерти Сократ предельно выразил не только свое учение, но и дело философии в целом.
Как известно, с именем Сократа связывается тематический перелом в самой Античной философии – т.н. культурно-антропологический поворот – отстранение от натуры и космологии и обращение к теме человека, блага и истины, культуры в целом + при этом сознательно прорабатываемыми становятся сами принципы собственно философского мышления - (у Сократа они выражаются в майевтическом искусстве – в искусстве диалектического порождения истины – через беседу, продуктивный диалог, включающей проблематизацию непосредственных очевидностей обыденного сознания, вопросительное прояснение значений наших устоявшихся понятий и выявление всеобщего родового основания нравственной жизнесферы и наших знаний) Сократ был поставлен в такие условия, в которых необходимо было давать отчет, оправдание (апологию) философии перед лицом судящей ее жизни. В 399 году до н. э. Сократ был привлечен к суду, будучи обвиненным в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то — смерть» 14.
Сократ бежать отказался, объяснив свой отказ тем, что предпочитает выполнить несправедливое, но законное решение суда, а не вступать на путь произвола и насилия над законом
Можно сказать, что через испытание Сократа философия впервые как бы приходила в себя, обретала самосознание. Именно в этих условиях была испытана основательность дела философии и показана необходимая решимость заниматься философией — Обращаясь к опыту суда жизни над философией, мы будем в состоянии понять всю меру человеческой нужды в философии -
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |