Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На прояснение этого всеобщего нацелены усилия философии




Для того чтобы объяснить, как возможно «чистое» познание, не лишенное чувственного содержания и одновременно обладающее всеобщностью и необходимостью (синтетическое знание априори), Канту пришлось допустить существо­вание «чистой» чувственности, априорных форм созерцания, образующих специфический эмпирический базис науки.

 

Философия как весьма абстрактный способ мышления также не может иметь дело с сырой эмпирической культурой – за всем многообразием расхожих мнений, суждений, оценок, целей, за феноменальным различием типов поведения и способов деятельности философия стремится усмотреть некое всеобщее основание – смысловую матрицу культуры – ее генетический код..

В качестве предмета анализа и материала обобщений философия выбирает поэтому присущие самой культуре формы всеобщности.

В них «бессознательное мышление эпохи» уже проделало обобщающую работу и схематизировало фор­мы практического и практически-духовного познания, вплетенных в деятельность и общение людей.

Известный философ-культуролог О. Шпенглер полагал, что универсалии культуры отличает нео­пределенность значения, и в этом плане универсалии он уподобляет апейрону и архэ древних греков. Он имел в виду, что универсалии – присущие культуре формы всеобщности - существуют не сами по себе, но лишь как реализации в конкретной исторической ситуации, универсалии требуют концептуальной проработки на конкретном культурном материале.

К универсалиям культуры применяется понятие категорий культуры (Гуревич) или понятие исторического априори – исторически отложившихся и может не вполне осознаваемых условий возможности всякого опыта культурной деятельности.

(По Гуссерлю «конкретное историческое априори, которое, как традиция и наследование, охватывает собой все существующее в исторически ставшем и становящемся или в его сущностном бытии» - Кризис Европейских наук)

Универсалии культуры – это программы, регулятивы и схематизмы деятельности, обладающие, во-первых, формальной всеобщностью и необходимостью,

во-вторых, получающие свое содержание из исторической эпохи и,

в-третьих, приобретающие функциональную силу во многом благодаря рациональному осмыслению и теоретическому оформлению, в котором ведущая роль отводится именно философской рефлексии.

 

В тезисе Шпенглера налицо платонические мотивы – (в философии Платона именно идея определяет сущность и реальность вещи: философия, занимаясь данной мыслительной проработкой, как раз и придает культурным универсалиям, которые сами по себе суть лишь возможность культуры, конкретную форму, действительность.

 

Сегодня мы понимаем, что философия занимается не просто умозрительным концептуаль­ным анализом универсалий как элементов мировоззрения, но, используя дан­ные социально-гуманитарных наук, анализирует формы деятельности и обще­ния, чтобы наполнить универсалию действительным содержанием.

И придавая конкретной культуре универсальную форму, философия осуществляет синтез, поскольку разные пласты культуры (наука, искусство, религия, политика, эко­номика) обнаруживают в себе аналогии, гомоморфизмы, свою причастность данной универсалии.

Шпенглер, весьма широко понимая «универсальность» известных истори­ческих сюжетов и парадигм, вместе с тем подчеркивал их историко-культур­ный характер, их привязанность к определенной культуре.

В этом смысле культурная универсалия — это схема опыта некоторой определенной культуры, а не человеческой культуры вообще, безотносительно к исторической эпохе.

И в то же время данному элементу специфической культуры часто придается столь общий и абстрактный смысл, что возникает возможность отрыва ее от локальной культуры и истории.

(М. Элиаде говорит в этой связи о культурном символизме как «скважине» в трансцендентное, как продукте процесса исторической универсализации. – различные «истории» получают возможность общаться между собой)

 

Наш русский философ-классик 19 века В.Соловьев задумывался над проблемой, как сделать знание выражением «цельной жизни» –

и мы понимаем, что, обращаясь рефлексивно к универсалиями культуры, философия уже нацелена на то, чтобы дать выражение всеобщему – генетическому коду данной культуры – и при этом не упустить особенное содержание

прояснить саму жизнь – выявить слой первичных очевидностей, на которые опирается человек в практике, общении, познании, поведении – сделать знание универсальных очевидностей ступенью в развитии новых мировоззренческих смыслов, через которые мыслимо удовлетворение потребностей культурного развития.

Парадоксальная природа культурной универсалии, которая обнаруживается и тогда, когда мы делаем ее предметом философской рефлексии, проявляется в фундаментальной двойственности – универсалию мы можем рассматривать и как структуру, регулятив, схематизм совместной деятельности, и как мотив индивидуального поведения.

В культурной универсалии представлен сложившийся в данной культуре образ мира и образ бытия человека в этом мире, такой образ мира – онтология можно представить как систему понятий, выражающих опыт социально-исторической жизни,

НО, как показывают современные философские исследования, собственно обращенные на культуру, с образом мира – с системой понятий, выражающих опыт, с необходимостью соотносится и коррелирует собственное поведение человека.

Поэтому философия, обращаясь к рефлексивному исследованию универсалий культуры, должна учитывать две стороны, по-видимому, имеет две стороны: одна относится к познавательно-понятийной сфере, отображающей общий опыт деятельности, другая же — к области первоначальных настроенностей, способов жизнеощущения, стилей поведения и духа эпохи в целом.

Если мы, например, говорим о человеке эпохи Ренессанса, эпохи рококо или о современном че­ловеке, то тем самым имеем в виду не только когнитивный мир его пред­ставлений, но и то состояние аффективной предрасположенности, которое мы застаем в поэзии, искусстве и музыке его эпохи.

И если мы отважимся таким образом рассмотреть фундаментальное значение духа эпохи - некоторой априорной глубинной настроенности и ее развертывания, то можем охарактеризовать их совокупность по аналогии с коррелятивными понятийными и априорными онтологическими категориями (как экзистенциалы, пользуясь языком Хайдеггера)

Всякое особенное, схваченное в понятиях эмпирическое познание зависит от всеобщих априорных категорий, ибо оно вообще имеет место лишь в системе координат последних. Подобно этому и все особенные опытные знания определенных и особенных чувств, настрое­ний и эмоций зависят от той всеобщей глубинной настроенности и ее струк­турных развертываний, которые связаны с этой понятийной системой коор­динат и априори господствуют везде и пронизывают все.

 

Историческое развитие Ф. постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии ее динамики.

Многие выработанные Ф. идеи транслируются в культуре как своеобразные "дрейфующие гены", которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую актуализацию.

На их основе могут создаваться религиозные, этические, политические учения, публицистика и эссеистика, которые наполняют эмоциональным содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, постепенно превращая их в новые мировоззренческие основания культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.