Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

Лекция 1

Безопасность жизнедеятельности

курс лекций для студентов очной и заочной форм
обучения по направлению подготовки:

 

261100.62 «Полиграфия»
261100.2.62-2010-О-П-4г00м
261100.2.62-2010-З-П-4г10м

 

Курс лекций
составитель: А.П. Игнатов, В.Н. Самсонов, Е.В. Шокова

Редактор Ю.Н. Литвинова
Довёрстка Ю.Н. Литвинова


 

БЖД как научная и учебная дисциплина находится на стадии становления. Отрабатываются ее концептуальные положения, структура и содержание. В рамках единого курса объединены знания в области "Охраны труда", "Охраны окружающей среды" и "Гражданской обороны", т. е. на основе общих научно-методических подходов, рассматриваются вопросы безопасности в различных условиях.

Аргументами в пользу введения единого курса является следующее:

- единым остается объект исследования - здоровье человека, являющееся основным богатством общества, которому безразлично в результате чего потеряно здоровье: на производстве, вследствие экологических катастроф или в результате их совокупного воздействия;

- в основе курса БЖД лежат общие понятия опасных и вредных факторов, имеющих единую классификацию и природу воздействия на человека во всех сферах его деятельности;

БЖД является интегральной учебной дисциплиной, опирающейся на знания в области экологии, физики, химии, математики, ряда технических дисциплин (теория машин и механизмов, теория прочности и надежности, технология производств), физиологии и психологии человека, токсикологии и гигиены, социологии и экономики.

Структура курса БЖД может быть различной, однако с учетом приемлемости накопленного опыта преподавания в ВУЗе дисциплин, связанных с безопасностью человека, целесообразно представить ее в виде четырех основных блоков (разделов) :

1) теоретические основы и методология безопасности деятельности человека;
2) производственная (технологическая) безопасность;
3) экологическая безопасность;
4) безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Общая структура курса и его связь с учебными дисциплинами представлена на рис.1.

 

Рисунок 1. Предметные связи и структура БЖД

 

Цели и задачи бжд как учебной дисциплины

Основная цель курса "Безопасность жизнедеятельности" - вооружить выпускника ВУЗа теоретическими знаниями и практическими навыками в области безопасности во всех сферах его деятельности.

Достижение поставленной цели в процессе обучения базируется на решении следующего ряда задач:

- разрушение сформировавшегося в обществе стереотипа пренебрежительного отношения к вопросам безопасности;

- формирование приоритетов здоровья и приемлемого уровня безопасности человека перед всеми другими мнимыми ценностями жизненного благополучия;



- освоение методик определения опасностей на основе системного анализа в системах «Человек - Машина - Окружающая среда»;

- формирование обоснованных подходов к проектированию новой техники и технологических процессов, а также к принятию управленческих решений с учетом современных требований экологии и безопасности;

- овладение методологией прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

 

Основные понятия, термины, определения

Безопасность жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек, защита.

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления и процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Потенциальную опасность хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологические активные компоненты.

Примеры классификации опасностей.

1. По природе происхождения опасности разделяются на природные, технические, антропогенные, экологические и смешанные.

2. По официальному стандарту (ГОСТ 12.1.0.003-74) - опасности могут быть физическими, химическими, биологическими и психофизиологическими.

3. По локализации - опасности могут быть связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой и космосом.

4. По ущербу - опасности могут сопровождаться социальным, техническим, экологическим и другими видами ущерба.

 

Реализация опасности всегда идёт через триаду:

 

 

 

Например, лекарство - это потенциальная опасность, ошибка провизора - это причина, а отравление - нежелательное последствие.

Опасность, причины и нежелательные последствия - это основные характеристики таких событий как пожар, несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие и т.п.

Опасность - это следствие воздействия на человека некоторых факторов обитания. Можно выделить два вида неблагоприятных факторов воздействия среды обитания на человека:

· Вредный фактор - такое воздействие на человека, которое в опреде ленных условиях приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья, заболеванию или снижению работоспособности.

· Опасный фактор - воздействие на человека, которое в определенны условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья.

Приведенные определения опасных и вредных факторов справедливы для их проявления в процессе любой деятельности человека (в производственной, бытовой и природной среде).

Вредный фактор при своем количественном возрастании может перейти в опасный (например, шум). Необходимо подчеркнуть, что вредный фактор всегда оценивается с количественной стороны и может быть постоянно действующим в течение какого-то времени. Опасный же фактор чаще всего носит вероятностный характер возникновения (проявления).

 

 

Рисунок 1.1. Опасные и вредные факторы

 

Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условия чрезвычайной ситуации (авария, катастрофа и т.д.) часто называют поражающими факторами.

По характеру взаимодействия с человеком указанные факторы можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются зависимости от их природной основы, а пассивные - от особенностей способа их активизации (рис. 1.1).

Факторы характеризуются потенциалом (уровнем), качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью проявления, размером зоны действия.

Потенциалом определяется количественная сторона фактора (уровень шума, концентрация вредных веществ, напряжение электрического тока и т.д.).

Качество отражает специфические особенности фактора, влияющие на организм человека (частотный состав шума, дисперсность пыли, род тока и т.д.).

Опасной зоной называется пространство, в котором постоянно действует или периодически возникают опасные и вредные факторы.

Опасные зоны по пространственным характеристикам могут быть локальными и развернутыми, а по времени - постоянными и временными.

Источники опасности - это материальные объекты, являющиеся носителями опасных и вредных факторов.

Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

 

Рисунок 2. Классификация опасных и вредных факторов

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Риск - количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.


 

Например, риск гибели человека на производстве у нас в стране:

(Россия),

где n - число летальных исходов за год;

N - общее число работающих.

Индивидуальный риск фатального исхода в год, обусловленный раз личными причинами (данные США) :

автотранспорт - 3*10-4;

падение - 9*10-5;

пожар и ожог - 4*10-5;

станочное оборудование - 1*10-5;

огнестрельное оружие - 1*10-5;

воздушный транспорт - 9*10-6;

ж/д транспорт - 4*10-6;

электрический ток - 6*10-6;

молния - 5*10-7;

ядерная энергия - 2*10-10;

Общий риск США 6*10-4;

Россия 1.7*10-3.


 

Приемлемый риск = 1*10-6 , хотя это понятие субъективно. Сравните добровольный риск при пользовании автотранспортом (R=3*10-4) и при использовании энергии атомных электростанций (R=2*10-10).

Система «человек – среда обитания»

Модель деятельности человека (рис. 3) можно представить в виде системы из двух основных сложных подсистем: человек и среда. Между ними установлены реактивные связи (отношения). Данная бинарная система по своему назначению является двухцелевой. Первая цель - созидательная - достижение определенного хозяйственного эффекта, вторая - запретительная - исключение нежелательных последствий (проявление опасностей). В курсе БЖД нас интересует вторая цель, т. е. исключение нежелательных, опасных последствий деятельности.

 

 

Рисунок 3. Модель процесса деятельности

 

Логика изучения курса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения особенностей поведенческой деятельности человека и аномальных состояний среды обитания найти условия их безопасной совместимости.

Изменяя величину любого потока от минимального до максимально возможного значения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек —среда обитания»:

· комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

· допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

· опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Место БЖД в системе знаний о безопасности человека

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.238.172
Генерация страницы за: 2.009 сек.