Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Питання до опитування №2 з лекцій

Иногда, когда мамочки жалуются на то, что ребеночек часто бывает синенький (это уже несколько на будущее). Или врач пугает – обращает на это внимание. Ручки синеют, ножки синеют, носогубный треугольничек синеватый. Или бабушка начинает обращать внимание. Самый главный момент вот какой. Во-первых, посмотрите не замерз ли ребенок. Не нервничал ли ребенок до этого – не связано ли это с криком, с нагрузкой. Не связано ли это с какой-то гимнастикой. Но самым важнейшим критерием благополучия ребенка для меня является тот факт, что, начав сосать, ребенок розовеет, и в первую очередь розовеет носогубный треугольник. Если вот эта синева, этот цианоз связан с тем, что не справляется сердце, не справляется дыхательная система, - сосание является такой серьезной нагрузкой, что на сосание будет ухудшение состояния – увеличение синюшности. Во-первых, ребенок не сможет долго и сильно сосать. Во-вторых, частота дыхания, синюшность, частота сердечных сокращений будет усиливаться, - будет явное ощущение перегрузки ребенка. И ребенок будет отказываться сосать. То есть сначала ручки, ножки и носогубный треугольничек будут становиться синее, а потом ребенок будет бросать грудь. И его сосание будет неэффективным, так как он будет снимать с себя нагрузку. Если мы видим там синего, мраморного, какого угодно ребеночка, но он впивается в грудь как пиявка, сосет 15-20 минут, и на этом фоне становится идеально красивым и розовым, - значит, с ним все в порядке. Потому что сосать – это очень большая нагрузка, и если на нагрузке мы видим наоборот улучшение кровоснабжения, улучшение дыхания и так далее, - значит, там все отлично с сердцем.

Інформування

СЕМІНАР

2)Навчальні питання: (НАМАГАЙТЕСЯ ПЕРКЛАДАТИ МАТЕРІАЛ І ВИСТУПАТИ АНГЛ. МОВОЮ)

1. Критерії оцінювання навчальних досягнень студентів.

2. Рейтингова система оцінки ЗУН (знань, умінь та навичок)

3. Методи контролю ЗУН.

4. Основні принципи контролю та оцінки знань.

Тези до кожного навчального питання.

Следующий момент связан с мышечным тонусом, с оценкой состояния нервной системы. Здесь вот какие важные моменты. Ребенок не должен быть вялым. То есть, буквально родившись, как только мы его кладем на себя, берем на руки, он не должен висеть тряпочкой, ни в коем случае! Он должен собраться в свою флексорную позу, повысить тонус сгибателей, когда он рождался, он, естественно, выпрямился, но он моментально должен назад собраться. Почему. Внутриутробно он длительно сидел вот в этой вот флексорной позе, последние недели ему совсем там было уже тесно. И, родившись, сразу избавиться от этого сгибательного тонуса ребенок не может. От него детки избавляются в течение нескольких месяцев, постепенно. И если после рождения у него все благополучно с нервной системой, - он этот сгибательный тонус сохраняет. То есть он будет стремиться вернуться в свое согнутое положение. И если он в это положение возвращается, значит, его нервная система функционирует адекватно. Поэтому один из факторов, который оценивается по шкале АПГАР – это мышечный тонус. Если у нас ребеночек такой вялый, киселечком, такой весь тряпочкой, соответственно, конечно, это все плохо, и если он в течение первых пяти минут не собрался, - это настораживает, подразумевает, что у него нарушены процессы острой адаптации, естественно, он нуждается в какой-то помощи, стимуляции. В норме у ребенка после рождения должна присутствовать флексорная поза, двигательная активность, то есть он шевелит ручками и ножками, буквально через полчаса-час демонстрирует все положенные рефлексы. Это свидетельствует о его благополучии, о том, что он во всяком случае достаточно успешно для себя прошел родовой процесс.

Еще один очень интересный момент. Он уже такой психологический, социальный во многом. И он имеет тоже очень большое значения для будущей жизни и развития ребенка, и косвенно свидетельствует о благополучии и о благоприятных перспективах. Это так называемый период физиологического бодрствования. Новорожденный ребенок под воздействием комплекса гормонов, под воздействием адреналина, который он получил рождаясь, а рождение есть не что иное, как здоровый физиологический очень сильный нужный для ребенка стресс. Вот роды и рождение, как для матери, так и для ребенка, являются мощным, естественным, здоровым физиологическим стрессом. Это тот вариант стресса, который изначально создан природой для успешной адаптации к любой жизненной ситуации. Тот стресс, который мы имеем в виду, подразумевая некий негатив, это уже искусственный, социально сформировавшийся стресс, который является негативным, который разрушает нашу нервную систему. А тот стресс, который придумала природа, комплексный, физиологический, психологический, - он является здоровым, позитивным. Так вот наша задача, чтобы родовой стресс остался физиологическим, чтобы он не перешел в дистресс, то есть разрушение факторов компенсации, разрушение всех механизмов адаптации. Так вот если ребенок получает физиологический стресс, он от этого стресса получает мощный жизнеформирующий гормон: адреналин, преднизолон, это гормоны от надпочечников, ребенок вырабатывает свои, получает через плаценту от матери. Этот гормон, он, во-первых, поддерживает сердечную деятельность, включает активно новый вариант дыхания, терморегуляцию включает, и в частности из-за этого гормона ребенок не может уснуть в течение нескольких часов после рождения. Сохраняет жизненную активность, несмотря на усталость, несмотря на нагрузку, он сохраняет активность, не уходит в глубокий сон. Это и есть период физиологического бодрстовования, период ознакомительного бодрствования, который продолжается от двух до четырех часов, который сопряжен с невозможностью быстро избавиться от выброшенных гормонов. Этот период подразумевает возможность познать новый мир, включиться в новую систему питания, заново познакомиться с мамой, познакомиться с теми условиями, что его окружают, переварить эти все обстоятельства. Потому что вот возьмем пример из нашей жизни. Представьте, что с нами в нашей жизни что-то такое экстремальное происходило, не важно даже плохое это было или хорошее,- мы в этом процессе выбрасываем много гормонов, мышечная активность, мы там куда-то бегаем, прыгаем, может быть, просто какое-то важное дело на гране своих возможностей совершаем, выделяем массу энергии, сжигаем массу энергии, у нас работает сердце в два раза активнее, легкие работают в два раза активнее, вообще весь процесс идет по максимуму из-за мощного выброса адреналина. Ситуация разрешается, мы можем отдыхать, но как бы мы ни устали, мы не сможем уйти. Только если у нас уже депрессия, если мы не справились с ситуацией, тогда мы ложимся и засыпаем. А если ситуация разрешилась в успешном для нас ключе, то, как бы мы ни устали, еще несколько часов, по крайней мере час-два, будем еще этот процесс переваривать. Мы будем еще это про себя думать-обдумывать, обсуждать это с близкими-знакомыми, и только после этого, когда гормональный прилив схлынет, мы спокойненько ляжем и уснем. Потому что на фоне пика адреналина сон наступить не может. То же самое и у ребенка. И если ребенок не спит в течение 3-4-х часов после рождения, он может подремать, но все равно просыпается, вякает, охотно берет грудь, активный – подвижный, - это все свидетельствует о том, что он получил оптимальную, хорошую, не избыточную, но достаточную дозу гормонов. И мы видим, что внешне адаптация проходит нормально и, скорее всего, последующие процессы тоже будут происходить наиболее успешно. И в этот период незасыпания обязательно ребенок должен быть приложен к груди, обязательно, причем, чем раньше после рождения, тем лучше. Чем надольше – тем лучше. Во-первых, ребенок должен обязательно получить пусть капли, но молозива. Во-вторых, он должен закрепить свой сосательный рефлекс в новом качестве. То есть, если ребенок в первые 1,5-2 часа не присосался, не помогли ему это сделать, то у него уже немножечко сбиты эти стереотипы. А если, не дай Бог, ему засунули вместо груди бутылку или соску, и если при этом еще у матери довольно сложная грудь, то, очень вероятно, что потом мы будем иметь достаточно серьезные проблемы. И какая бы сложная ни была грудь, если ребенку удалось взять ее в период ознакомительного бодрствования, - самый мощный, закрепляющийся хороший сосательный рефлекс, правильный стереотип того, что должно оказаться во рту, - формируется в первые минуты и часы жизни. Поэтому вот на столько, на сколько это реально, на сколько это позволяет весь комплекс обстоятельств, ребенок должен находиться у груди с соском во рту, должен сосать, мы должны убедиться, что у него включился сосательный рефлекс, что у нас запустился механизм лактации. А раннее прикладывание к груди – это помимо того, что процесс, стимулирующий лактацию, но еще и очень мощная профилактика маточного кровотечения. Сосание ребенком груди хорошо стимулирует сокращение матки, отделение последа, прекращение послеродового кровотечения. Именно сосание, потому что воздействие на сосок стимулирует выброс собственно окситоцина, который не только выделяет молоко и молозиво, но и сокращает матку и восстанавливает все ткани и все послеродовые процессы протекают лучше. И чем раньше запустился этот механизм сосания и у ребенка и у матери, тем лучше идут процессы адаптации у ребенка и процессы восстановления у матери. И еще очень важный момент, что ребенок должен как минимум 15-20 минут, а лучше по 30-40 минут побыть у каждой груди. То есть он одну грудь должен пососать и другую. Может быть, не стоит подряд больше минут 15-20 давать сосать ему одну грудь, одну пососал, потом переложили на другую. Но факт тот, что обязательно воздействие должно осуществиться на обе молочные железы. И наличие сосательного рефлекса, активность ребенка у груди – тоже важнейший показатель его благополучия. Помимо включения сосательного рефлекса в этот период идет так называемый импринтинг. То есть запечатлевание до очень обостренного уровня восприятия всех ощущений: тактильных, звуковых, визуальных, запаха, вкуса, - ребенок фиксирует все новое мощнейшим образом и отправляет это в подсознание, в глубины подкорки своей. Причем он запечатлевает не просто косвенные какие-то размытые впечатления, а на самом деле даже фразы, сказанные в его адрес. Есть опыты, показывающие, что взрослый человек может воспроизвести в состоянии гипноза фразы, сказанные в его адрес, при нем в момент после рождения. Он умом не помнит, но его подсознание сфотографировало все впечатления, которые его окружали, и они ушли глубоко в подсознание. Соответственно, это его первый реальный опыт, и очень важным является то, каким будет этот опыт позитивным или негативным, какие впечатления будут его окружать: приятные или не очень, запахи, цвета, слова, интонации, - это все важно, это все может повлиять на его будущее. Так это сложно представить, но вот элементарное сравнение. Цыпленок растет в яйце от эмбриона до цыпленка, который может встать на ножки и пойти клевать зернышки, 21 день. У него куриные мозги. Но для его выживания и для его дальнейшей жизни импринтинг – запечатлевание того, что он видит после того, как он вылез из яйца, - имеет решающее жизненное значение. У него формируется инстинкт следования, то есть тот, кого он видит – и не важно кто это: утюг, мама-курица или человек – для него становится фактором следования, он запечатлевает, фотографирует то, что цыпленок первое видит, вылупившись из яйца. И инстинкт заставляет его следовать за этим предметом для того, чтобы выжить. Это у цыпленка, 21 день в яйце – и крошечный мозг. Можете себе представить, у человеческого детеныша, который девять месяцев растет, у которого сложнейшая, тончайшая нервная деятельность и структура мозга, - какое колоссальное значение имеет импринтинг. И он ни в коем случае не рудиментарен, просто мы не знаем его значение. Поэтому вы подумайте о том, что увидит, что услышит, что запомнит, что почувствует ваш ребенок после рождения. Постарайтесь соответствующую атмосферу создать и за своими высказываниями следите.

Теперь о том, какие физиологические функции выполняет новорожденный младенец, чтобы вы себе примерно представляли и чтобы какие-то отдельные аспекты вас не пугали. Во-первых, частота дыхания у новорожденного ребенка в первые сутки-двое после рождения, ну и в дальнейшем в первое время – от 40 до 70, иногда 80 дыхательных движений в минуту, а у взрослого в среднем 20 в спокойном состоянии. То есть относительная одышка по сравнению со взрослым человеком. И частота дыхания уходит постепенно и до взрослой доходит где-то к 10-ти, к 12-ти годам. Дыхание может быть достаточно неритмичным. В течение первых двух часов возможны периодические так называемые гаспсы – озвученный выдох, постанывания на выдохе. В первые 1,5-2 часа это эпизодически допустимо раз в 10-15 минут. Но он ни в коем случае не должен так дышать постоянно. То есть ребенок не должен дышать с постоянным озвучиванием выдоха. Маленькие дети достаточно часто зевают, достаточно часто вздыхают. Частота сердечных сокращений у новорожденного от 100 до 140, - вот в этом диапазоне. У нас с вами, то есть у взрослого человека в среднем 57. Если решите посчитать частоту сердечных сокращений у ребенка необходимо учесть, что сердце стучит так: «тук-тук, тук-тук, тук-тук…». Один «тук-тук», то есть два быстрых тука рядышком – это одно сердечное сокращение, а не два – если вдруг кто-то решит так подумать.

У ребеночек в течение первых получаса – часа должен включиться сосательный рефлекс. Если не удается дать ребенку сосок, бывает такое, что очень сложная грудь, тогда необходимо убедиться, что ребенок засасывает при попадании предмета в рот, - например, палец. Дело в том, что когда проходит период ознакомительного бодрствования, и ребенок засыпает, и рефлекс сосательный тоже частично угнетается. Сонный или спящий ребенок в период восстановления (сон может длится 4-5 часов минимум), - в это время ребенку грудь не сунешь, даже разбудив, растолкав его, что можно сделать с большим трудом – и не факт,что он возьмет грудь. И следующий пик сосательного рефлекса уже часов через 8-10 после рождения. Поэтому, если не дать ребенку грудь в период ознакомительного бодрствования, то произойдет это как минимум 8-часовое выпадение, которое тоже не желательно для ребенка. Соответственно, желательно, чтобы этот опыт образовался в первые часы жизни, в первые минуты. Чтобы ребенок был приложен к груди, чтобы у него этот сосательный рефлекс закрепился.

В течение первых 6-8 часов, в течение нескольких первых часов после рождения, ребенок должен помочиться. Единственное, вы не всегда сможете это заметить, если например, купали его в этот момент. Но в основном все-таки это заметно, что он намочил пеленки. Хорошо, если вы это заметили. И ребенок в течение первых суток должен покакать. Но конечно, бывают случаи, что ребенок очень хорошо покакал в процессе рождения, тогда он в первые сутки может и не какать. Главное, чтобы вы видели, что был меконий. Пусть он был в водах, пусть он был где угодно, но он был, - значит, у ребенка проходим кишечник. Наличие стула до рождения, в процессе рождения, после рождения – косвенно свидетельствует о полной проходимости пищеварительного тракта, что тоже очень важно. Редко, но случаются же различные нарушения на разных уровнях пищеварительной системы. Если в течение суток (при условии, что до этого никаких прецедентов появления стула не было) стула нет, а при этом еще и живот сильно вздувается, это серьезный повод для беспокойства и осмотра хирургом и так далее.

То есть мы видим наличие всех видов деятельности: пищевой, дыхательной, мышечной, сердечной деятельности, пищеварительной, - видим, - процесс адаптации пошел, часа через 2-3-4 можно улечься поспать, самим поспать, ребенку дать поспать. Ну и потом там, спустя от 3-х до 5-6 часов сна можно начинать дальнейшую жизнь с ребеночком, у него уже включаются дальнейшие процессы адаптации, и у него уже начинается так называемый период переходного состояния.

 

Переходное состояние. Уход за кожей новорожденного.

После того, как кожа новорожденного порозовела, спустя несколько часов, мы видим, что ребеночек становится у нас такой, более красненький, ярко-розовый, это состояние называется физиологической ритемой. Ритема – от слова красный, физиологическое покраснение. И физиологическая ритема сохраняется в течение 2-4-х дней. В зависимости от индивидуальных особенностей ребеночка, от количества смазки, которое было на нем и т.д. Физиологическая ритема есть ни что иное, как реакция кожи на переход от воды к воздуху, от физиологической температуры в 37 градусов до температуры внешней среды, реакция на пеленки и т.д. По сути она представляет из себя реакцию по типу ожога первой степени, вот знаете, когда ошпаришься не очень горячей водой, и пожгет-пожгет-пожгет, пузырь не образуется, остается краснота, потом эта краснота через пару-тройку дней коричневеет, а потом шелушечками сходит. То есть без эрозии, без пузыря. Вот по сути то же самое происходит с кожей ребенка, аналогично вот такому поверхностному легкому ожогу. Очень похоже на ожог солнышка. Покраснело, попекло, потом вроде бы печь перестало, а через несколько дней начинает поверхностно шелушиться. И под этими шелушечками новая светлая кожа, совершенно нормальная кожа, и все хорошо. И у маленького ребенка физиологическая ритема сменяется физиологическим шелушением. Это шелушение даже с трещинками бывает. По всему телу это шелушение бывает такими мелкими шелушками, а у некоторых пленочками даже сходит. Но под этими пленочками все равно нормальная совершенно кожа. А на ножках и на запястьях действительно бывают иногда трещинки и даже иногда чуть-чуть с кровиночкой. Не пугайтесь, ничего страшного, это в общем-то нормально.

Кроме физиологической ритемы, которая очень яркая и которая в течение двух-трех дней проходит, есть еще, и достаточно часто с этим приходится сталкиваться, так называемая токсическая ритема. Она не у всех детей, но где-то у половины. Когда на фоне сходящей физиологической появляются по всему телу вот такие ярко красные пятна. А еще бывает посередине пятен такие белые пупырышки – очень напоминает крапивницу. Эта токсическая ритема тоже является физиологическим переходным состоянием, является реакцией кожи на новую внешнюю среду, сопровождается вот такими высыпаниями. Эти пупырышки бывают просто белые на красном фоне, а бывают и не на красном, а на довольно спокойном фоне кожи – мелкие –мелкие гройнички с маленькими белыми головочками, - это тоже относится к токсической ритеме. Чаще всего такие маленькие гнойнички почти без красной ареолы распологаются в складках: в паховых, в подмышечных, в шейных, и в контактных местах, то есть где кожа контактирует с кожей, особенно на туловище, редко бывает на спинке, но тоже бывает, - это так называемый физиологический дизбактериоз. Вот эти маленькие гнойничочки почти без красного кольца, маленькие пупырышки гнойные – они являются физиологическим дизбактериозом кожи, то есть реакцией кожи на микробы, которые, когда ребенок рождается, на него набрасываются, в принципе, он к этому готов, но иногда немножко не справляется. В крайне редких случаях эти гнойнички уже могут перерасти в уже инфицированную, инфекционную сыпь. Тогда помимо головочки появляется довольно выраженная краснота вокруг, прыщичек приподнимается над поверхностью кожи, увеличивается в размерах до 3-4 мм пузырики с гноем, вплоть до перерастания в фурункулез, - я видела. Но все же в большинстве случаев ничем плохим это не заканчивается, но при соблюдении определенных правил ухода, о которых мы сейчас и поговорим.

Токсическая ритема начинается где-то с третьего дня и длится до пятого-седьмого. То есть обычная ритема первые 2-3 дня, токсическая чуть позже появляется и соответственно чуть дольше держится, до недели. Это могут быть пятна, причем выскочили здесь – прошли, выскочили там – прошли, головочки на пятнах появились – исчезли. Или вот в виде таких мелких гнойничков, которые единичные или скоплениями, причем чаще в закрытых участках тела.

Немножечко вернемся и сейчас вообще о переходном состоянии и почему оно так называется. Это процесс отсроченной адаптации. Этих состояний несколько и названы они так не только потому что сопровождают переход ребенка из одного жизненного состояния в другое, из внутриутробного во внешнее. Но еще и потому что все эти состояния являются переходом от нормы к патологии, они являются пограничными, их еще другое название пограничные состояния. Только для периода новорожденности эти состояния являются нормой. Только для периода новорожденности. Появление подобных симптомов в любом другом возрасте является следствием ну какого-то отклонения. Совершенно очевидно, что если подобная сыпь появится у двух у трехмесячного ребенка это назовется крапивницей и будет являться патологической реакцией. А у новорожденного – это физиологическое состояние. Появление гнойничков у ребенка в любом другом возрасте будет признаком инфицированной сыпи. У новорожденного – это физиологический дизбактериоз кожи, который главное чтобы не трансформировался в патологию. Так как это пограничное состояние, оно балансирует между нормой и патологией. Стань оно чуть больше, если мы упустили что-то, оно становится уже заболеванием, отклонением от номы. Поэтому мы особенно пристально и относимся к новорожденным.

Какие моменты ухода за кожей новорожденного важны. Первое – это то, что мы уже сказали про снятие остатков смазки. То есть к концу первых суток жизни остатки смазки убираются из складок. Второе. После любых водных процедур, подмываний, обмываний, купаний – промокаются тщательно все складки. Это является хорошей профилактикой возникновения вот этих вот гнойничков и это является хорошей профилактикой возникновения потниц и опрелостей. Потницы и опрелости происходят в теплом, мокром месте. Чаще всего в складках, в паховых, в подмышечных, в шейных, в складке вокруг ануса. При условии сохранения там влаги. Поэтому после любого мытья – тщательно промокаем все складки. Просматриваем все складки раз в сутки в обязательном порядке, ну или один-два раза в сутки. Хорошей профилактикой со вторых суток жизни является локальное использование детской присыпки. Например, вечером после купания аккуратненько промокнуть складочки и аккуратненько, стараясь не развеивать на километры вокруг, присыпаем подмышечки, шейные складочки, паховые складочки присыпочкой. Паховые складочки можно присыпать несколько раз в день, меняя памперс. Остатки предыдущей присыпки убираются влажнымисалфетками. Остатки присыпок из подмышек и с шеи убираются либо салфетками, либо во время очередного купания. Раз в сутки все складки обязательно просматриваем, за паховыми более тщательно ухаживаем. Значит, в вашем арсенале средств по уходу за новорожденным должна быть присыпка, лучше не Джонсонс, либо наша «Мир детства», чтобы она меньше пахла. Ну если уж вы такой махровый натуропат, который категорически не приемлет косметических средств, что в принципе не плохо, то можно использовать хороший картофельный крахмал, единственное, что он, конечно, в большей степени скатывается и не имеет бактерицидного свойства, а подсушивает очень хорошо. Можно использовать крахмальчик, но его и тщательнее нужно удалять. Ну а при наличии современных косметических средств – пользуйтесь присыпкой, единственное – не нужно ее сильно распылять, очень аккуратненько на ладошечку высыпаем чуть-чуть присыпки и пальчиками ее присыпаем или маленькой ваточкой.

Старайтесь, чтобы ребенок не контактировал голым туловищем непосредственно, длительно по крайней мере не контактировал, с голым туловищем взрослого человека, особенно если там взрослый человек не мылся, потный. Чаще всего какую ошибку родители совершают: ребенок беспокоится и очень хороший способ успокоить ребенка – так улечься, ночью, например, чтобы ребеночек поспал, чтобы животик не болел, так улечься полулежа, и вот себе сюда на грудь животом к животу положить ребенка. Укладывают ребенка, мама на себя кладет, папа на себя кладет, - кому это удобнее. Ради Бога – очень хорошее средство. НО. Между вами и ребенком должна быть либо ваша чистая сегодняшняя постиранная свежая футболка, либо хотя бы тоненькая пеленочка. То есть чтобы ребенок своим тельцем, на котором еще не устоялась микрофлора, на котором еще кожица шелушится, с вашим телом не контактировал. Даже если вы помылись с мылом и вы за несколько часов вспотеете и ваши микробы с потом все-таки пойдут на ребеночка и могут вызвать у него потничку и гнойничковые высыпания. То есть контакт кожа к коже во время кормления с мамочкой конечно же происходит, и не забывайте опять же гигиену соблюдать. Но это непродолжительный контакт, ну 15, ну 20 минут, потому вы его переложили другим боком, - ито иногда уже бывает пупырышка какая-нибудь появляется. А уж если это длительно час-два-три, а ведь еще ребеночек пописать может, главное, чтобы была обязательно тряпочка между вами.

При шелушении акушерки советуют смазывать кожу ребеночка маслом. Вот мое наблюдение показывает что складки, внутреннюю поверхность бедер, внутренняя поверхность живота, бочки, куда ручки прилегают, - маслом мазать не надо. При смазывании маслом вот этих внутренних поверхностей немножечко больше закупориваются поры, чаще возникают опять же вот эти высыпания иногда с головками. Поэтому маслицем или жирненьким кремчиком можно мазать открытые наружные сильно шелушащиеся поверхности: кисти, запястья, или те участки тела, которые контактируют с пеленкой, контактируют с бельем. То есть не усердствуйте маслом в закрытых местах (где кожа соприкасается с кожей), - здесь скорее присыпочка или просто сухенько должно быть.

Вообще говоря, не надо особо бояться шелушения и как-то активно с этим бороться. Мазать маслицем или кремом нужно только там, где трещинки, где шелушение сильно выражено, все остальное через два-три дня при регулярном купании пройдет. Оно не мешает ребенку.

Мы купаем ребенка с первого дня жизни. Наличие пуповинного остатка не препятствуем процессу купания. Может быть, в какой-то момент, когда пупочек только-только отпал, может быть, имеет смысл сделать перерывчик на день – на два. Или купайте – старайтесь пупок не задевать, или купайте в кипяченой воде. Все остальное время можно купать в воде некипяченой, но у нас очень плохая горячая вода из водопровода. Соответственно, если у вас не газовая колонка и не бойлер, и горячая вода такая рыжая, некрасивая, то первое время пока полностью не заживет пупочек, пока не пройдут переходные всякие состояния кожи, - пожалуйста, грейте холодную воду. Понимаете, да? Холодную часть налили просто из-под крана, а горячую часть в чайнике, в кастрюле нагрели и, соответственно, если горячая вода из крана у вас льется не очень хорошая, первое время купайте ребенка в маленькой ванночке. Потому что, когда я вижу сцену, что ребенка купают в этой коричневой вонючей жиже, еще и нырять начинают, - это, ребята, не годится. А если еще и аквакультурой в этой грязной воде начинают с ребенком заниматься, ребенок ее наглотается, - вообще кошмар. Или заранее продумывайте эти обстоятельства – вешайте фильтры на холодную воду, вешайте 100-120-ти литровый бойлер, - и набирайте ребенку чистую воду. И занимайтесь с ним аквакультурой сколько хотите.

Еще одно обстоятельство, связанное с купанием. Многие имеют такую тенденцию под влиянием бабушек купать в марганцовке, в травах. Марганцовка, когда ее ну совсем-совсем мало – еле заметный цвет, она никакого значения не имеет. Но если ее концентрация чуть выше, то марганцовка сушит. Травы сушат. А если у нас и так шелушение физиологическое идет – ну куда нам еще кожу сушить? То есть, купаем или обмываем в травах только в конкретных лечебных целях. Специально неделю купать ребенка в траве не надо. Берите воду из-под крана, но делайте ее почище, либо через фильтр прогоняйте, либо вот наливайте холодную и грейте холодную – добавляйте. А если уж совсем напрягаетесь – ну прокипятите. И старайтесь купать ребенка каждый день. Можно заменить купание в какие-то дни обмыванием, обливанием из душика, обливанием из ковшичка или погружением в маленький тазик. Вообще великолепной заменой, когда минимум воды – это ведро. Это очень удобно. Ребенок полностью погружается в ведро, ему там очень уютно, компактно, ты там рукой залезаешь, практически контролировать его в этом ведре не надо, он там не дернется, не вывернется, не перевернется, ну разве только голову наклонит. Вот одной рукой придерживаешь его вот так чуть-чуть, а другой моешь. Понятно, что никакого плавания там не получится, но вымыться получится как надо. И накипятить ведро воды просто. То есть подходить к этому вопросу нужно разумно. Аквакультура – это замечательно, но заниматься ею необходимо только в чистой, хорошей воде. Купать каждый день, ну по крайней мере обмывать тщательно.

Что касается ухода за попой, то до абсурда доводить не надо. Каждое писание точно мыть не надо. После какания можно мыть, а можно салфеточками протирать. Единственное что, салфеточки покупайте, пожалуйста, такие, чтобы не воняли – не ароматизированные. Вообще, чем меньше в салфеточке всякой ерунды – тем безобиднее салфеточка. А так вообще, салфеточки – удобная хорошая вещь, можно пользоваться, только старайтесь выбирать «free», то есть без ароматизации, без добавок, которые меньше пахнут. Ночью точно не надо бегать через всю квартиру с ребенком – подмывать ему попу. А днем, если он сильно обкакался – помойте, а когда не очень сильно – тогда салфеточкой протрите. Только из складок очень тщательно остатки какашек убирайте. Теперь что касается мытья с мылом. За исключением каких-то отдельных исключительных случаев, каких-то лечебных мероприятий в подавляющем большинстве случаев дети до 6-8 месяцев в мытье с мылом не нуждаются. Лучше этого не делать, потому что какое бы ни было замечательное мыло, оно все равно нарушает и микробную, и кислотную среду кожи. Оно сушит, ощелачивает, убивает полезные микроорганизмы, которые живут на коже, - поэтому не надо. Летом, когда ребенок полуголый, по улицам на него всякая пыль-грязь оседает, если так получается, - ну можно раз в неделю чуть-чуть пеночки в ванну добавить. И искупать в этой пеночке, пеночкой волосики помыть. А так не надо. Чем позже вы начнете вмешиваться в экологическую систему ребенка, тем здоровее будет ребенок. Когда ребенок начинает ползать, то мы, естественно, моем руки перед едой, используя какие-то детские мягкие мыла. То есть когда начинается активный контакт с песком в песочнице летом, когда он приходит весь грязный, - понятное дело, что время от времени мы моем его с мылом. Значит, с моющими средствами не злоупотребляем. Ну можно там один раз аккуратненько, если сильно волосатый ребенок, если там налипла сильно кровь, налипла смазка, - можно аккуратненько один раз помыть его мягким шампуньчиком детским, но на этом и остановиться, - не злоупотреблять, - здоровее будет кожа головы. И еще раз напоминаю, что когда купаете, не забывайте промывать складочки. Попочку тщательно мыть. Девочки подмываются от писи к попе, мальчики подмываются как угодно. И особенно тщательно мы подмываем девочек. Младенческие какашки вымываются совершенно великолепно без мыла. Но и в более старшем возрасте можно отмыть какашку без мыла, потому что мыло, попадая в вульву особенно, вымывает там естественный баланс микроорганизмов. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть химии, поменьше каких-то искусственных воздействий особенно на слизистую. Вот даже тот факт, что мы зубы чистим нарушает очень резко биоценоз во рту, другое дело, что мы такие продукты едим, что все равно надо чистить. Что касается чистки зубов у ребенка. До года на грудном вскармливании молоко является ощелачивающим фактором и в общем – то профилактикой, и если нет предрасположенности к кариесу, то, пока ребенок на грудном вскармливании, у него кариеса не будет. Если нет генетической предрасположенности и проблем не леченных у мамы. Когда мы заканчиваем грудное вскармливание до полутора лет мы зубки протираем содой – чайная ложечка соды на стакан воды, пальчиком или щеточкой детской на пальчик. И с полутора лет есть детская зубная паста ROX-baby – чуть-чуть на щеточку, сплевывать пасту ребенка можно научить к трем годам, но если он эту пасту чуть-чуть съест – ничего страшного, она для этого, в общем-то, предназначена. То есть бороться с чисткой зубов мы не будем при нашем питании, а вот лишний раз ребенка с мылом лучше не мыть, здоровее будет.

Что касается токсической ритемы без головочек – с ней мы не делаем ничего. Стараемся просто, чтобы во время бодрствования кожа ребеночка подышала, чтобы лишних опрелостей не образовывалось. А вот что касается мелких гнойничков с головочками, - вы поймете разницу: это просто пупырышки, а там – головочки, именно такие пузыречки, то все-таки, если отдельные такие высыпания появились, нужно один раз помыть ребеночка с мылом, особенно тщательно промывая те места, где высыпания, потом хорошенько сполосните, можно травочкой, можно погрузить в травочку, в ведро с травкой: кора дуба, ромашка, череда, тысячелистник, календула – можно все вместе, можно по отдельности, можно 2-3 травы, заварить такой коричневатый раствор. То есть, те травки, которые дубят, сушат. И после того, как мы помыли ребенка в ванночке, промыли все складочки, где у него завелись вот эти прыщички, с мыльцем, обмыли, ополоснули водичкой, - и погрузили ребеночка в эту травочку на 1-2 минуты, после этого ребеночек тщательно просушивается, и оставшиеся крупные головочки точечно прижигаются или зеленочкой или календулой. Мне больше нравится зеленка, потому что, если ее взять не на палку вот эту здоровую, а на зубочисточку накрутить крошечную ваточку, - вот точечно зеленочкой натыкаете в тех местах, где действительно вот головочки четко видны, и вы завтра увидите, появились у вас новые головочки или нет. Зажили старые или нет. То есть зеленка в отличие от календулы, она еще и маркирует что было, что осталось, что появилось. И если не обмазывать ребенка с ног до головы, то никакого вреда в зеленке нет, она очень эффективная и достаточно безопасная. Но надо быть аккуратными, значит, зубочисточка, на зубочисточку маленькая ваточка – и точечно головочки гнойничковые прижигаются. Мылом помыть достаточно один раз, ополаскивания в траве можно делать несколько раз, если гнойничковые головки еще сохраняются. Если вдруг гнойничковые высыпания приобретают явно выраженное распространение, гнойнички увеличиваются в размерах, под головками появляется краснота, - наоборот, перестаем купать и необходимо обратиться к врачу. Врач назначит какие-то мази антибактериальные, и здесь, наоборот, не надо ребеночка купать. Если эти головочки приобретают вот форму пузыриков, не точечные головочки 1-2мм, а там 4-5мм, под ними краснота, - это уже стафилококковая инфекция, и тут наоборот, купать ребенка нельзя. Пока красноты еще нет, можно помыть с мыльцем, ополоснуть в травочке, все тщательно подсушить и обработать.

Что еще очень часто встречается у младенцев. Во-первых, опрелости. Чаще всего это паховая область, иногда еще и шея, и подмышки. Значит, для того, чтобы их не было, еще раз подчеркну, кожу необходимо высушивать после попадания влаги, не важно, что это было: молоко, вода, моча, - промакивайте или промывайте и обязательно промокать, чтобы насухо было. И в закрытых, контактных участках тела немножечко присыпайте присыпочкой. Особенно паховые складки. Практически под каждый памперс. И чаще всего раздражение возникает между ягодицами в области ануса, особенно у детей с сочной попой. Младенец часто какает, бывает каждое кормление, бывает еще несколько раз подпукивает. И стоит мельчайшей потертости какой-то образоваться, она сразу же разъедается этими какашками. Не дожидаясь когда это произойдет, особенно пока ребенок какает часто, под памперс, пожалуйста, используйте крема с цинком. Есть несколько фирм, у каждой свое название у такого крема, но общее в названиях «Крем под подгузник». И содержит он оксид цинка. Отличительная его особенность – когда проводишь этим кремом, остается белая полоса, которая не сразу стирается. Достаточно густо смазываем попу, вокруг ануса и контактные места, сходящиеся. Перед тем, как одеть памперс, намазываем цинковым этим кремом. Ну вот я активно советую крем «Десятин» («Диситин»?), - американский крем, но он то есть, то его нет, его то завозят, то не завозят, только он рыбой воняет, кто не любит – не покупайте. А так чаще всего вот такая круглая баночка, синяя с голубым, на этикеточке ромашечка фирмы «Бюндхен» «Крем под подгузник», ромашка и цинк в составе. Джонсонс тоже есть крем такой белый. Цинковый крем можно несколько раз в день наносить на кожу.

Еще один важный момент. Правильное пользование памперсами. Пользуйтесь памперсами, ничего в них страшного нет. Может быть, есть смысл не одевать памперс первые несколько дней, пока кожа ребенка адаптируется, пока ребенок не так много писается, не так много какается. В дальнейшем пользуйтесь памперсами, НО. Причем это «НО!» одинаково относится и к мальчиками, и к девочкам. Значит, ребенок проснулся, и первое, что вы делаете – снимаете памперс. Весь период бодрствования, а бодрствование начинается буквально со второй – с третьей недели. От кормления до засыпания, от кормления до докармливания перед засыпанием. Вот полчаса ребенок бодрствует. В период кормления, в период бодрствования ребенок пребывает с голой попой или в подгузнике (не в памперсе). И перед тем как его уложить спать ему в очередной раз можно надеть памперс, обработав перед этим складки присыпкой, обработав перед этим попу цинковой мазью. То есть несколько раз в день, начиная с получаса, а в более старшем возрасте это и два, и три часа, - у ребенка попа дышит. То есть он не находится в памперсе все время, памперс мы одеваем только на сон. На прогулку, на сон, на ночной сон, причем за ночь нужно его хотя бы один раз поменять. Ребенок не должен находиться в каканном памперсе. Памперс не должен быть разбухшим и облипать тело. Памперс должен быть свободным по размеру, и в нег оне должно быть написано столько, что он свисает до колен. Опасно – у мальчиков – тем, что перегреются яички, а у девочек – тем, что очень короткая уретра, и там, как в инкубаторе, начинают размножаться микробы, которые по уретре «залезают» в мочевой пузырь – и мы имеем инфекцию мочевыводящих путей. Соответственно, и мальчикам, и девочкам нужно как можно тщательнее проветривать их «хозяйство».

Несколько слов о пупке. Здесь все зависит вот от чего. Если вы пребываете в роддоме до 5-7-го дня, то вас не выпишут, не открутив пупок. Потому что им положено выписывать с открученным пупком. Соответственно, он либо сам отпадет, если ему крупно повезет, на 4-5-е сутки, раньше не бывает, либо перед выпиской вам его спешно эвакуируют. Соответственно, если он сам отпал, то и слава Богу. Если его эвакуировали, то может быть, день-два, действительно, нужно быть с ним поосторожнее. И мазать его перекисью. Единственное, помните, что перекись жутко жжет. И жжет окружающую кожу. Нам бы нужно, чтобы она прижгла только пуповинный остаток, а окружающую кожу не жгла. И действительно, если он вот только-только день-два как только оторвался, и его действительно оторвали, - и тогда день-два можно попользоваться перекисью. Но вот вы ткнули перекисьной палочкой – и сразу насухо сухой палочкой вытираем. Ведь даже кончики пальцев при соприкосновении с перекисью белеют и щипят. И представьте, как жжет вокруг пупка ребенку. Иногда от избыточного усердия с перекисью как раз это все долго заживает. То есть не злоупотребляем, буквально день-два. Если пупок отпал сам – можно обходиться и без перекиси. Палочкой насухо все просушиваем, и если у нас остается такое белое, противное, склизьковатое местечко, от которого отпал остаточек пуповинный, мы это местечко, вот мне больше всего нравится, крепкая-крепкая черная марганцовка, или вариант – календула, или вариант – зеленка. Но опять же, по возможности не попадайте лишний раз на кожу. Там должно быть сухо и прижженным должно быть только в местечке отпадения. Как только оно затянулось, затянулось кожей – вообще там лучше просто насухо и может быть еще денек-другой чем-нибудь жирненьким, типа вазилинчика. Осложнением в заживлении пупка, таким безобидным, о котором вы должны знать, является следующее. Один вариант: если у ребенка сильно вздуется живот – газиков много, ест много, пузо-барабан – он еще побеспокоится немного, все уже зажило, уже кожицей затянулось и внутрь заправилось, но изнутри он же напрягается, там изнутри, может быть, трещинка эпителия и немножечко корочка, кровушка натекает – не пугайтесь, не ройтесь, не ковыряйтесь, ну есть там корочка – и есть. После купания промокнули насухо ватной палочкой – и не лазайте туда, не ройтесь. Если вы видите, что нет ни красноты, ничего – только вот кровиночка чуть-чуть в середине есть, лучше лишний раз туда не лазать, лучше на ночь чем-нибудь жирненьким смазать: Спасателем, Винилином, Борой какой-нибудь для наружного применения. То есть что-то натуральное, жирное, эпитализирующее. А так лучше лучше с животом ребенку помогайте, помогайте пукать, помогайте какать, сделайте так, чтобы хотя бы два-три для не было этого барабана. И у вас пупочек зарастет и кровить перестанет. Это одни момент. Теперь второй. Если пупочек мокнет, все время из пупочка чего-то подсачивается. Тогда поройтесь в нем, раздвиньте кожу – не бойтесь, и тогда, скорее всего, вы там увидите кусок губы. То есть там уже внутри, внутри складочки, в глубине – вы залезаете туда и видите там красный такой кусочек торчащей такой штучки, как губа. Это кусочек остаточной ткани пуповинной с кусочком сосуда, покрывшиеся слизистой оболочкой. Из-за того, что там нету воздуха и там сыро, то вместо того, чтобы стать кожей, это стало вот таким вот, тем, что внутри. Ваша задача – это тщательно сушить. Это как раз хорошо, очень хорошо прижигается марганцовкой. Главное не сжечь то, что вокруг. Иногда даже приходится маленький комочек ватки туда класть, чтобы дышало. Нужно, чтобы там было сухо, чтобы туда попадал воздух, - и через некоторое время это станет кожей.

А если вы выписываетесь до отпадения пуповинного остатка – там, на вторые сутки, на первые, - то ждите, пока он отпадет сам. Причем отпадает он в диапазоне от 4-х до 15-х суток. Почему меня напрягает, когда откручивают пуповинный остаток? Потому что на самом деле плотность вот этих тканей пуповинных она у каждого ребенка очень индивидуальна, и не надо форсировать этот процесс, он должен произойти естественно. Я реально наблюдала, например, у моих собственных детей, у одного на 12-е сутки отпал пупок, у другого на 8-9-е сутки. И от этого они ничуть не хуже заживали. Вообще в большой степени все эти страхи вокруг пупка обусловлены нашим вмешательством в этот процесс. В принципе в природе пупок – одно из наиболее защищенных мест. Действительно, это риск, потому что там имеет место рана пуповинная, но природа ну все сделала, что могла для того, чтобы пупок защитить. Это наша мудрежка, что мы пережимаем пупок перед самой кожей – и мы сами делаем эту ситуацию немножечко напряженной. У животных, если вы заметили, у них вот такой вот кусочек болтается сухенький такой, сморщенный и потом со временем отпадает. Вот так должно быть. А мы там мудрим – хитрим. Вот при таком варианте – он никогда не загноится, не будет никаких инфекций. Конечно, если мы его пережали у самой кожи да еще и открутили преждевременно…. Форма пупка – кожного пупа – точно так же, как и наличие или отсутствие грыжи никакого отношения к перевязке пупка не имеет. Абсолютно никакого, потому что пупок перевязывается по пуповинной ткани, а заживает кожный пупок и заживает так, как ему заложено заживать генетически. Никакого отношения то, как перевязали пупок, к тому, какой формы он будет, абсолютно не имеет. Это наша личная генетическая особенность – как он у нас сформируется. Я лично видела ребенка, мальчика, у которого, после отпадения пупочного остатка, был очень большой кожный пуп, ну очень большой, такой в форме гриба, на ножке, и расширяющийся на конце, ему потом даже пришлось делать косметическую операцию. Но это его личная генетическая особенность, и это не имеет никакого отношения к тому, как ему перевязали пупок.

И будет или не будет грыжа тоже абсолютно не зависит от того, как перевязали пупок. Это наследственные и все другие конституциональные обстоятельства. Потому что та часть, которая относится к пуповине, которая собственно перевязывается, - она просто отпадает. Остается кожа, которая заворачивается и формируется так, как заложено.

И пупочная грыжа возникает там, где к этому есть предрасположенность плюс сопутствующие обстоятельства. Например, мягкая соединительная ткань, то есть мягкие родители, гибкие, которые могут быть гимнастами, танцорами; при этом мелкий, мелковатый ребеночек, может быть еще и чуть-чуть недоношенный и плюс беспокойство в животе, и плюс если еще у мамы или у папы была в детстве пупочная грыжа, то вероятность этой пупочной грыжи очень велика. Если ребеночек жесткий, крупный, с хорошей жировой прослойкой – он сколько ни будет орать – хоть заорись – не будет у него пупочной грыжи. То есть это все наследственное, особенность конституции. Накричать грыжу невозможно, если к ней нет предрасположенности. И естественно, она накричится, если предрасположенность к ней есть. Если такой же мягкий, такой же с наследственной предрасположенностью к грыже ребенок – но он спокойный как танк и у него не дует живот, то у него может быть очень широкое пупочное кольцо – вот такая с палец дырка – но у него грыжи не будет. То есть это стечение обстоятельств плюс конституционально – наследственные особенности. Пупочная грыжа не опасна. Есть способы профилактики этой грыжи, подозрения на нее возникает в первые две-три недели. И если в первые две-три недели, когда появляются первые подозрения на грыжу, начать соответствующие профилактические мероприятия, то визуальной грыжи не будет, дырочка может остаться, но не будет некрасивого вот этого набухания. Профилактика заключается в накладывании на пупочное кольцо монетки и прилепить ее пластырем, ну это так не объяснить – это нужно показывать. И сколько бы живот ни раздавался, вот это вот пупочное кольцо не выбухает, то есть пупочная грыжа не выбухает, потому что монетка держит его и заполняет вот эту дырочку. Только пластырь отдирать нельзя, нужно ждать, пока он сам начнет отваливаться, потом приклеивать новый. И очень хорошо удается этой грыжи не допустить, если вовремя понять, что вот она начинает формироваться. Поклеить вот этими вот приспособлениями где-то 2-3 недели где-то 1,5-2 месяца, у всех детей по-разному. И в большинстве случаев удается избежать грыжи. Но если она уже сформировалась, можно ее вылечить таким образом, только если она совсем не большая. А если она уже большая – с ней ничего не сделаешь, потом нужна будет операция. Грыжа может усиливать беспокойство в животе, но она совершенно не опасна. Опасна паховая грыжа, которая бывает чаще всего у мальчиков, но она бывает гораздо реже, чем пупочная.

Половой криз. Это очередное переходное состояние. Как протекает переходное состояние важно еще и потому, что отражает то, как идет процесс адаптации. Половые органы у ребенка к моменту рождения неплохо сформированы анатомически, и отличие маленького ребенка от нас с вами заключается в том, что ребенок сам не продуцирует половые гормоны, поэтому у него не растут молочные железы, поэтому у него нет менструального цикла, если это девочка; поэтому у него не большой размер полового члена, если это мальчик, и соответственно нет созревания сперматозоидов, а у девочки нет созревания яйцеклетки, хотя все яйцеклетки в яичниках уже есть. У девочки с момента новорожденности, а формируется это все еще внутриутробно, ваши внуки уже имеют место быть. Поэтому беречь девочку надо как зеницу ока, потому что все яйцеклеточки там уже заложены, только им созреть осталось. И соответственно, любые вредные воздействия на организм девочки могут косвенно влиять на последующие поколения. Если у мальчиков сперматогенез начинается, созревание спермы начинается в период полового созревания, то у девочки эти клеточки уже есть, только незрелые. Поэтому мальчику менее опасны всякие вредные воздействия, потому что они не повлияют на качество спермы, потому что она созревает позже, и даже зачатков этой спермы еще нет, ну только зачатки семенной ткани. А у девочки уже все в наличии. Поэтому к девочкам надо особенно бережно относиться. Так вот сами маленькие дети и до подросткового возраста гормонов не продуцируют, поэтому мы не видим у них характерных половых функций. Но органы присутствуют и достаточно зрелые. А в процессе родов идет интенсивный обмен гормонами между матерью и ребенком, и мама передает ребенку независимо от пола большое количество женских половых гормонов, эстрогена, прогестерона, пролактина и андрогены – мужские половые гормоны тоже, только в меньшем количестве. И ребенок, независимо от пола, отвечает своими половыми органами на эти гормоны. И мы имеем при рождении у ребенка более-менее выраженный половой криз, так называемый. То есть гормональный ответ половых органов. Это нормально только для младенчества, в последующем возрасте единственное, что мы видим, это нагрубание молочных желез в ответ на пролактин – и то не у всех детей чаще всего у девочек, у мальчиков реже, пока мама кормит грудью. В дальнейшем все должно быть в покое, ребенок живет в периоде полового покоя до начала периода полового созревания. А младенец демонстрирует бурные гормональные проявления, связанные с половыми органами.

Первое, что мы видим, это на лице такие закупорочки сальных желез, наподобие угрей, и в некоторых случаях они действительно ведут себя как угри, воспаляясь и образуя такие прыщички нехорошие. Чаще всего эти закупорки бывают белого цвета и у малышей тоже они часто ведут себя как подростковые угри, могут даже и воспаляться иногда. Это проявление держится от недели до двух-трех недель, потому потихонечку проходит.

Следующее проявление полового криза со стороны непосредственно половых органов. И у мальчиков, и у девочек с момента рождения или со 2-3-их суток и до 10-14-тых суток, а иногда и даже больше имеет место нагрубание молочных желез. Если ребеночек смуглый, мы видим отчетливо пигментацию, а если ребеночек беленький, мы видим покраснение этой зоны, ареол. Вплоть до выделения молозива и у мальчиков, и у девочек. Если нажать – могут быть капли, а может быть даже и фонтан молока или молозива. Зачатки молочных желез есть и у мужчин, и у женщин. И они реагируют на пролактин материнский независимо от пола совершенно одинаково и у мальчиков, и у девочек. Если ребенок зрелый, доношенный, процесс родовой зрелый, пролактин у мамы в достаточном количестве, то мы видим отчетливо нагрубание молочных желез, что свидетельствует потенциально о хорошей лактации ребенка. А также свидетельствует о полноценно гормонально оформленном процессе родов и восстановительном процессе. В нагрубании молочных желез у новорожденного ничего особо криминального нет. Даже если нагрубание очень сильное самим лучше ничего не выдавливать. Единственная опасность, подстерегающая в этой ситуации – бывает грудница новорожденных «а ля» лактостаз, «а ля» мастит. Если одна из молочных желез опухла значительно сильнее, вокруг – синюшная краснота, более распространенная, чем на второй железе. Железа болезненная при прикосновении, горячая, при этом может подняться температура тела, - это очень серьезный повод для обращения к врачу, к хирургу, повод к вмешательству со стороны врачей. А если соски у ребенка просто набухли, равномерно, явной гипертермии нет, - ничего страшного, потихонечку будут рассасываться. Это все нормально, физиологично.

У девочек мы видим покраснение или усиленную пигментацию больших половых губ, отечность, набухание. И выделения, где-то, начиная со 2-3-их по 7-10-е сутки возможны выделения. Здесь мы можем видеть бели, белая или прозрачно-белая слизь, особенно при натуживании выделяется из влагалища. Где-то у 10-15% девочек менструальноподобные кровянистые выделения из влагалища, - не бойтесь, это нормальное явление. Они могут быть кровянистые, коричневатые, красно-коричневые.

У мальчиков отечность, пигментация мошонки. Мошонка сочная такая, здоровая.

Половой криз проходит к 2-3-м неделям, а окончательно к месяцу, то есть к завершению периода новорожденности. И то нагрубание молочных желез может сохраняться или вновь появляться из-за того, что у некоторых женщин молочная железа проницаема, и ее молоко может содержать гормон пролактин, который попадая к ребенку, вызывает у него нагрубание молочных желез с одной или обеих сторон. Не надо этого бояться. Потому что этого почему-то даже многие врачи не знают, посылают к эндокринологу, стращают чуть ли не онкологией. Если на смеси ребенок – вот это уже патология, а если на грудном вскармливании ребенок, тогда ничего страшного, просто гормон мамин попал и все. А до месяца это вообще абсолютно нормальное явление и свидетельствует о гормональном благополучии матери и ребенка.

У девочек сохраняется большое количество смазки между большими и малыми половыми губами. До двух недель мы это не трогаем. После двух недель потихонечку палочкой с маслицем начинаем убирать остатки смазки из складки между большими и малыми половыми губами. Потому что на этой смазке начинают оседать какашки и заводятся всякие лишние микробы. Потихонечку смазочку за несколько приемов убираем, и в дальнейшем один-два раза в неделю из этой складочки между большими и малыми половыми губами убираем такой нежный налетик, аккуратненько ватной палочкой с маслицем, маслице или стерелизованное, либо персиковое гомеопатическое в аптеке продается. Всякими различными детскими маслами там Джоносонс и проч. лучше не пользоваться. Вообще из детской косметики рекомендую иметь присыпку и крем с цинком и салфетки. Весь остальной арсенал детской косметики не нужен.

Есть еще один аспект. У некоторых девочек, особенно это может быть у толстеньких, сочненьких срастаются малые половые губы. Практически остается только малюсенькая дырочка, через которую проходит моча. Считается, что ничего страшного в этом нет. С самого начала они практически никогда не бывают срощенными, потом где-то у процентов 20-30-ти они срастаются. Если не будете их регулярно разводить, раскрывать при обработке, - тогда они могут срастись. Ничего особо страшного в этом нет, но если не забываете раскрывать – раскрывайте, чтобы они не срастались. Если забыли и они срослись, ничего страшного. Их можно разделить, сами не пытайтесь этого сделать. Будет необходимость – сходите к детскому гинекологу, он сделает разделение. Но ничего в этом криминального нет, как правило, в более старшем возрасте, после года девочки это делают сами в процессе изучения своих половых органов.

Что касается мальчиков. У подавляющего большинства мальчиков – у трех четвертей – фимоз крайней плоти – узкая крайняя плоть. Значит, вон там головка, а над ней, окружая ее, кожица, образующая крайнюю плоть, а внутри головка. У взрослого мужчины при эрекции, при половом акте вот эта крайняя плоть так расширяется и сдвигается, открывая полностью головку. А у маленьких мальчиков эта крайняя плоть вот здесь вот очень узкая и раздвинуть ее без травматизации невозможно и не нужно этого делать. Считается, что фимоз является физиологическим до трех-пяти лет, и в это дело лучше не лазить. Потом это или сокращается само, или мы целенаправленно это раскрываем постепенно натягивая и растягивая, либо в случае, бывают ситуации когда идет сращение крайней плоти с тканями головки, уже в более старшем возрасте оперативно это разделяется. Но чаще всего к более старшему возрасту процентов у 92-95 мужчин эти вопросы разрешаются естественным образом. Примерно у 5% требует вмешательства. Почему-то считается, что природа идиотка и надо вмешиваться чем раньше, тем лучше, - на мой взгляд это не правильно. Мальчиковую писю не трогайте. Если мальчик беспокоится перед тем, как пописать, беспокоится, - ничего страшного, это не связано с тем, что у него узкая дырочка, это нормальное состояние мальчика, они любят попыхтеть, покряхтеть. Если вас что-то беспокоит – сдайтей мочу. Не лазаем туда лишний раз, ничего не моем. В нашей культуре не принято делать обрезание, и наверное, это и не очень полезно. Это может быть целесообразно в каких-то очень жарких регионах. Соответственно, не трогайте это место и все будет хорошо. Перед школой, как правило, хирурги, гинекологи начинают там чего-то мудрить, смотреть. Может быть, это и оправданно. В этом возрасте ребенок хоть уже понимать чего-то начинает. Если мы дергаем за это место младенца или ребеночка чуть-чуть постарше, но который абсолютно не понимает, зачем ему это нужно, ничем хорошим, кроме стресса и каких-то неадекватных в дальнейшем привычек, это не кончится.

Отвлекаясь немножко от полового криза, несколько слов о мозолях на губах у новорожденного. Они не имеют никакой связи с половым кризом, но о них тоже необходимо упомянуть. Мозоль от сосания на губе, она идет параллельно с насосом на ваших сосках. То есть у мамы от активного сосания первые несколько дней формируются корочки, насосы, болезненные достаточно на кончиках сосков. А у ребенка мозоль на губе. Сначала водянистый пузырь, затем он лопается и образуется корочка. Так что не только вам тяжело дается этот процесс, но и ребеночку тоже. Мозоль со временем проходит, точно так же, как и заживает ваш сосок, приспосабливаясь к постоянному сосанию.

Что касается лица новорожденного. Если нас ничего не беспокоит, то каких-то профилактических обработок, каких-то лазаний, чистиний, - делать не надо. Но дело в том, что, например, нарушение носового дыхания: сопение, пыхтение, некоторая отечность, - первые дни присутствует у большинства детишек, и соответственно, приходится немножечко помогать ребеночку осуществлять туалет носа. Во-первых, важным профилактическим фактором является влажность помещения и отсутствие пыли. То есть, настолько, насколько это возможно, необходимо адаптировать помещение к маленькому ребенку: не надо много мягкой мебели, большого количества ковров, занавесок, книжек, полочек, - чем меньше пыли – тем лучше. Необходимо поддерживать приличную влажность воздуха. В первые 2-3 недели очень хорошо, если будет увлажнитель рядом с кроваткой стоять. Критерий хорошей влажности таков: если у вас за ночь корочки в носу не образуются, - значит влажность достаточная. Что еще можно делать с дитячим носом, чтобы немножко облегчить ребенку носовое дыхание. Закапывать два-три раза в день перед кормлением по 2-3 капельки физраствор. Ну или как его аналог Аквамарис. Увлажняет слизистую, размягчает какие-то накопившиеся козюшки, и после этого ребенок во время сосания их либо в себя втягивает, либо при чихании вычихивает их наружу, либо в крайнем случае, если вы видите, что козявка на выходе, то аккуратненько тоненьким жгутиком вы ее убираете. То есть рыться глубоко там, в носу у ребенка, без крайней необходимости не надо. Если вы видите, что ребенок сопит явно, что ему что-то там мешает, - сделайте тоненькие плотные жгутики из гладенькой ватки (ни в коем случае не лезьте палками) и аккуратненько просто жгутиком или можно в маслице смочить – достаньте вот эти козюшки. А перед тем, чтобы они лучше достались, закапайте туда несколько капелек либо физраствора, либо Аквамариса. Два-три раза в день. Если там все хорошо и ничего не сопит, - закапывать в профилактических целях один раз в сутки. А иногда сопение связано с отеком и оно в течение 2-4-х дней заканчивается. В некоторых случаях, особенно если ребенок первые несколько дней не сопел, а потом вдруг начал сопеть, чего-то там в носу гонять туда-сюда, - это уже может быть начавшийся насморк. И в этом случае уже бывает и целесообразно удалить оттуда сопли, которые там появляются. Для этого используют клизму. Причем лучше даже не отсосник, а именно клизму детскую, маленькую. Но для того, чтобы, во-первых, эти сопли оттуда лучше достались, делаем мы так: сначала закапываем по несколько капель того же самого физраствора, потом берем клизму – у нее обязательно должен быть мягкий хоботочек, закругленный – нажимаем, затем плотненько приставляем к носопырке, затыкаем вторую ноздрюшку, затем отпускаем клизму, а затем отпускаем вторую носопырку. Ни в коем случае нельзя выжимать воздух клизмой в нос ребенку! Ни в коем случае нельзя загонять клизмой в нос под давлением чего-либо! То есть закапывать только капельками. А клизмой – только вытягивается на себя. Бывает крайняя необходимость – и вы достаете оттуда что-то. И если это что-то такое зеленое слизистое, - это насморк и тогда стоит с врачом посоветоваться. А если это только сухие желтоватые, сероватые козявочки, - ничего страшного, это нормально, это должно быть. Дети первые недели довольно часто чихают, это рефлекс, они стараются освободиться от всяких лишних в носу налипших корочек. Вот чего не надо делать с носом – так это не надо туда капать молоко! При всем при том, что это известное народное средство, делать этого категорически не советую. Молоко, смешиваясь с назальной вот этой слизью, образует белково-жировые плотные соединения, корочки такие, более грубые, более густые. И эти корочки вы оттуда не достанете, они гораздо сильнее забьют нос. Да, оно дезинфицирует, да оно замечательное, но оно не для носа. Пусть оно будет во рту, там, где ему положено быть. В носу не надо. Вот из природных жидкостей в нос можно закапывать детскую мочу. Она великолепно заменяет физраствор и имеет те же самые дезинфицирующие свойства. Особенно у мальчишки легко поймать – вот он фонтан дает, вы подставили ладошку, быстренько пипеточкой – и вместо физраствора, вот это пожалуйста.

Очень часто, у каждого 3-его-4-го младенца может быть непродолжительное время, может быть только в одном глазу, но бывает конъюнктивит новорожденных. Очень распространенное явление. Если просто скатывается в уголке глаза комочек маленький в течение дня, - ничего страшного. Опасно, неприятно и требует вмешательства именно залипание глаз. Особенно после ночи. Да, залип глаз – не открыть. Это очень распространенное явление. Связано это с тем, что у ребенка и так очень узкие слезные каналы. Вот глаз связан с носом слезным каналом. Слеза из глаза, образуясь в глазу, оттекает в нос. Если канал забит, слеза не оттекает и в глазу застаивается, и из-за этого может начинать гноиться глаз. Плюс у маленького ребенка мало слезы. Мало назальной слизи, мало слюны, - вообще, плохо работают секреторные железы. И соответственно, глаз хуже защищен. А контакт с внешней средой идет резкий очень, очень интенсивный. Проходя по родовому каналу, ребенок сталкивается с микрофлорой из влагалища, потом мы там, целуя его в носик, «плюем» в него, сами того не желая. Изо рта нашего слюна попадает на ребенка. Маску, конечно, одевать не надо, но надо принять как должный факт, что часто довольно у маленьких деток гноятся глазки. Особенно часто – один глаз. Потому что во время родов довольно часто идет смещение носовой перегородки, - и с одной стороны слезный канал особенно плохо дренируется. Если мы видим, что начинают глазки загнаиваться, первые 2-3 дня мы стараемся изо всех сил – промываем. До каждого кормления стараемся промывать, это может быть ромашка – но свежая, а не та, что у нас целый день в стакане плещется. Вот мы ее заварили, чуть-чуть отлили, остальное в холодильник убрали, промыли – вылили. Следующую из холодильника отлили, погрели, промыли, вылили. Или это может быть раствор фурацилина – таблетка на стакан. Крутым кипятком разводите фурацилинчик, чтобы он разошелся, в стерильной баночке он у вас стоит, вы чуть-чуть в рюмочку отлили, глазки промыли. Промываются глаза так: смоченной ваточкой от угла глаза к переносице. И потом грязьку смыли стерильной ваточкой. Лучше бр

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основи політичної науки | Планирование численности организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.