Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления




Пример

Лекция 7. Психология мышления и воображения.

Мышление изучается не только психологией, но и философией, логикой, социологией, физиологией ВНД.

Предметом изучения мышления в психологии является:

1. Изучение мышления как процесса познавательной деятельности субъекта.

2. Изучение видов мышления

3. Изучение индивидуально-психологических особенностей мышления.

4. Изучение взаимосвязи внешней практической деятельности и внутренней мыслительной деятельности.

С.Л. Рубенштейн дает такое определение мышления: «Мышление – это опосредованное … и обобщенное познание объективной реальности».

А.Р.Лурия считает, что «… акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения – привычного, т.е. приобретенного в процессе обучения или врожденного».

А.Н.Леонтьев утверждает, что «мышлением в собственном значении слова мы называем процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты …. Поэтому необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий – взаимодействий предметов».

Критерием наличия мышления могут быть, исходя из вышеприведенных определений, следующие признаки:

1. Экстренное появление ответа в отсутствии готового решения.

2. Способность оперировать закономерностями взаимодействия предметов, недоступных чувственному восприятию.

3. Способность к обобщению и абстрагированию (формирование понятий).

Выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это познание, основанное на восприятии предметов. Но если человек по виду мокрой крыши заключает, что прошел дождь, то мы имеем дело с процессом мышления.

Элементарные формы проявления мышления существуют у высших животных. Впервые экспериментальное изучение способности к мышлению у животных осуществил В.Келер (1925г.). В. Келер предлагал своим обезьянам несколько задач, решение которых было возможно только при использовании орудий, т.е. посторонних предметов, расширяющих физические возможности животного, в частности "компенсирующих" недостаточную длину конечностей. Пределом сложности" в опытах В. Келера была задача, в которой высоко под потолком подвешивали палку, в угол вольеры помещали несколько ящиков, а банан размещали за решеткой вольеры. Самец шимпанзе сначала принялся таскать ящик по вольере, затем осмотрелся. Увидев палку, он уже через 30 секунд подставил под нее ящик, достал ее и придвинул к себе банан. Обезьяны справлялись с задачей и тогда, когда ящики были утяжелены камнями, и когда применялись различные другие комбинации условий задачи. Использование животными орудий представлялось наиболее очевидной демонстрацией наличия у них элементов мышления как способности в новой ситуации принимать адекватное решение экстренно, без предварительных проб и ошибок (признаки инсайт-научения по Келеру).

В зависимости от критерия различают:

1. Теоретическое и практическое мышление.

2. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление.

3. Наглядно-образное, наглядно-действенное и абстрактно-логическое.

4. Гибкое и ригидное мышление.

5. Аутистическое и реалистическое мышление.

6. Синтетическое и аналитическое мышление.

7. Логическое и интуитивное мышление.

Разберем некоторые из видов мышления.

Теоретическое и практическое мышление связано с решением разных задач субъектом. Теоретическое мышление направлено на решение чисто умственных, познавательных задач, связанных с раскрытием наиболее общих принципов и законов окружающего мира. Время решения теоретических задач как правило не ограничено. Практическое мышление направлено на решение конкретной практической задачи. Оно связано с планированием и проектированием в условиях дефицита времени, способностью подбирать решения в соответствии со сложившейся ситуацией.

Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление различаются по критерию новизны результатов мыслительного процесса. При репродуктивном мышлении для решения задач применяются приемы уже известные субъекту. Результат мышления не является таким образом «открытием». В процессе продуктивного мышления происходит выявление нового способа решения задачи, возникают новые идеи и открытия в разных областях знаний.

Наглядно-образное, наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление – это виды мышления, отражающие процессы филогенетического и онтогенетического развития мышления. Так изучение элементарного мышления животных, мышления ископаемых гоминид (методом анализа продуктов деятельности) и доцивилизованных индивидов (исследование А.Р.Лурия в 30х годах в Средней Азии) выявили преобладание наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления. Абстрактно-логическое мышление активно развивается только в результате активного использования словесно обозначаемых понятий в процессе мышления (работа Л.С.Выгодского «Мышление и речь»). В ходе онтогенеза ребенка так же наблюдаются этапы преимущественного развития наглядно-действенного мышления (до 3х лет - ребенок стремится все потрогать, разобрать), наглядно-образного мышления (4-6 лет – ребенок мыслит в образах) и лишь в школьном возрасте активно развивается отвлеченное понятийное или абстрактно-логическое мышление.

Гибкое и ригидное мышление различаются по эффективности перехода с одного алгоритма решения задачи на другой. При гибком (лабильном) мышлении субъекта временные показатели при решении разных задач остаются стабильными. Ригидность (противоположное свойство мыслительных процессов) – затрудненность переключения мышления на новые способы и правила при решении задач.

Аутистическое и реалистическое мышление различаются по направленности. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.

Аналитическое и синтетическое мышление основаны на разных стратегиях анализа информации. Аналитический тип мышления основан на поэтапной обработке однородной информации, на основе дедуктивного логического вывода. А синтетическое мышление предполагает решение комплексных сложных задач.

Логическое и интуитивное мышление различаются по следующим признакам: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Логическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Диагностика видов мышления выявляет индивидуально-психологические особенности мышления конкретного человека. Физиологической основой индивидуально-психологических особенностей мышления является доминирование в работе ЦНС левого или правого полушария мозга. Доминирование левого полушария привносит аналитический характер мышления, создает более простые внутренне непротиворечивые и «оптимистичные» модели реальности. Доминирование правого полушария привносит синтезирующий характер, позволяет одновременно обрабатывать разноуровневую информацию, в том числе высокой неопределенности и сложности. Правое полушарие позволяет работать на материале, нагруженном образными представлениями, больше связано с интуицией и творчеством. Однако развитие характеристик мышления возможно ходе воспитания и образования ребенка. Так, в ряде исследований было выявлено, что на творческий потенциал мышления влияют личностные особенности человека: инициативность, уверенность в себе, нонконформизм и др.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, стимулирующего их воплощение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.