Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надзор прокурора за обеспечение прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы




Прокурорский надзор за законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных преступления, за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении.

Практика правоохранительных органов показывает, что наиболее распространенным нарушением, допускаемым работниками органов до­знания, является сокрытие преступлений, осуществляемое путем отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении либо непринятия мер к его раскрытию. В результате таких неправильных действий создается об­становка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совер­шению еще более тяжких преступлений.

Сокрытию преступлений способствуют следующие обстоятельства: неумение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. в которых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершивших; нежелание работников органов дознания производить расследование по не представляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.

Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимо­сти благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким спо­собом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность.

Средствами прокурорского надзора, как показывают материалы прокурорских проверок, указанные явления устраняются далеко не всегда. Прокурорский надзор нередко осуществляется формально, бессистемно, отсутствует контроль за выполнением требований прокуроров, меры прокурорского реагирования зачастую не достигают цели, поскольку вносимые представления адресуются тем должностным лицам, которые своим бездействием, по существу, попустительствуют беззаконности.

Поэтому Генеральным прокурором Республики Беларусь в приказе от 25 ноября 2002 г. №33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствии и дознания» предъявлено к прокурорам районов, городов, межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный и взыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

В соответствии с названным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверять законность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследования по заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходе проверок использо­вать данные самих органов уголовного преследования, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этих органов за несоблюдение учетно-регистрационной дисцип­лины, несвоевременность и незаконность принимаемых решений; обес­печивать безусловное выполнение требований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений, сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры, утвержденной Генераль­ным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., а также приня­тие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностью решений по ним.

Проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одного раза в месяц.

Приему подлежат все без исключения заявления и сообщения, кото­рые содержат информацию об уголовно наказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивам незначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оно подследственно.

В ходе проверки прокурор выясняет следующие вопросы:

- полноту, правильность учета и регистрации поступивших в орган до­знания заявлений и сообщений о преступлениях;

- соблюдение установленных законом сроков их проверки;

- законность и обоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в воз­буждении дела; о передаче заявления или сообщения по подследствен­ности или подсудности.

Осуществляя свои полномочия в органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, журнала­ми учета поступившей информации по телефону, телефаксу, телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочей тетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «02», кореш­ками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экс­пертизу, книгой учета лиц, доставленных в орган внутренних дел и т.д.); документами канцелярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделе­ния на место происшествия; в паспортных отделениях – с журналом учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных (похищенных); в подразделениях ГАИ – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).

Сведения о совершенных, но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинских учреждениях, статистических, контрольно-ревизионных органах, подразделениях военизированной охраны.

Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении работников органов дознания и по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагает­ся не ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уго­ловного дела отказано. В ходе проверки первостепенное внимание следует уделять заявлениям и сообщениям, находящихся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвратить во­локиту, не допускать проведения доследственных проверок при очевидно­сти признаков преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение следственных действий и осу­ществление других мер, направленных на раскрытие преступления.

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное дело при наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренные законом неотложные следственные действия и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачи дела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление, продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя сле­дователя о результатах, а также выполняя по поручению следователя ро­зыскные и следственные действия.

Надзорная деятельность прокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участников процесса и других граждан.

Прокурор обязан также на основании ст. 35 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено без законного повода и достаточного основания.

Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступлений столь велико, что один из принци­пов получения доказательств зафиксирован в основном законе государ­ства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законов при производстве предварительно­го следствия и дознания» надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительно важным направлени­ем деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем:

1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, основных положений Конституции:

- обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст. 21 Конституции);

- государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, за­крепленные в Конституции, законах и предусмотренные между­народными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);

- все равны перед законом и имеют право без всякой дискримина­ции на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22);

- ограничение прав и свобод личности допускается только в случа­ях, предусмотрены (законом, в интересах национальной безо­пасности, общественного порядка, защиты нравственности, здо­ровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);

- никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст. 23);

- государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и досто­инство личности. Ограничение или лишение личной свободы воз­можно в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 25);

- лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную провер­ку законности его задержания или ареста (ч. 3 ст. 25);

- никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловеч­ному либо унижающему его достоинство обращению или наказа­нию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч. 3 ст. 25);

- никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Об­виняемый не обязан доказывать свою не виновность (ст. 26);

- никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юри­дической силы (ст. 27);

- каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, В том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

- неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания вой­ти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли;

- государственные органы, должностные и иные лица, которым до­верено исполнение государственных функций, обязаны в преде­лах своей компетенции принимать необходимые меры для осуще­ствления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);

- каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);

- осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвы­чайного или военного положения в порядке и пределах, опреде­ленных Конституцией и законами (ст. 63).

2. Своевременное выявление и предупреждение нарушений законнос­ти, прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:

- проверки обоснованности применения мер процессуального при­нуждения, обысков;

- реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенность жилища;

- пресечения применения незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.

3.Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:

- создания следственно-оперативных групп, должного взаимодей­ствия следователей и органов дознания;

- обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголов­ных дел, по которым преступники не установлены;

- исключения формального подхода при решении вопроса об ос­вобождении лиц, совершивших преступления, от уголовной от­ветственности;

- повышения ответственности руководителей следственных подраз­делений органов внутренних дел за надлежащую реализацию сво­их полномочий по осуществлению контроля за своевременнос­тью действий следователей по раскрытию и надлежащему рассле­дованию преступлений, выполнения указаний прокуроров по кон­кретным делам;

- исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобли­чения преступников;

- повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры, областей по надзору за расследованием преступле­ний, предупреждения и пресечения нарушений законности при производстве следствия и дознания;

- принятия своевременных мер по защите процессуальной само­стоятельности следователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования и принимаемых по делу решений;

- систематического обобщения и распространения положительно­го опыта прокурорского надзора за расследованием преступле­ний.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.