Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями и жалобами на действия органов управления, предприятий, организаций, должностных лиц

Лекция 19. Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.

План

 

1.Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями и жалобами на действия органов управления, предприятий, организаций, должностных лиц.

2.Рассмотрение жалоб на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Рассмотрение жалоб на приговоры, решения, определения, постановления суда.

3.Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. Прием граждан. Анализ и обобщение поступивших заявлений, жалоб и иных обращений граждан.

 

 

Конституция Республики Беларусь, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, определила, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмот­реть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным (ст. 40). Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (ч. 2 ст. 34).

Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, орга­нов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения пред­ложений, заявлений и жалоб.

В соответствии со ст. 2 Закона обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граж­дан относятся предложения, заявления и жалобы.

Предложения – обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем при­нятия новых актов законодательства или внесения изменений в действую­щие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, органи­заций, органов и предприятий.

Заявления – обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы – обращения граждан, содержащие требование восстановле­ния их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездей­ствием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, органи­заций и предприятий.

Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обра­щения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рас­смотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведе­ния о преступлении.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.

Руководители органов, учреждений, организаций и предприятий не реже одного раза в месяц обязаны проводить личный прием граждан (ст. 5 Закона об обращениях).

Личный прием проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы. Если устное обращение гражданина не мо­жет быть разрешено во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением. Должностные лица не имеют права разглашать сведения, ставшие известными им в связи с рассмотрением обращений, если это ущемляет права и законные интере­сы граждан.

Обращения граждан подлежат регистрации и обязательному рассмотрению.

Решение по существу обращения или отказ от его рассмотрения должны быть письменно мотивированы.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и провер­ки – не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.

Решение, принятое по обращению, может быть обжаловано в вышестоящий орган, учреждение, организацию или суд в порядке, установлен­ном законодательством Республики Беларусь.

В случае прuзнания обращения обоснованным должностное лицо органа, учреждения, организации или предприятия, принявшее решение об удо­влетворении обращения, обязано:

- принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан;

- решить вопрос об ответственности лиц, по вине которых были допущены нарушения.

Обращения граждан считаются разрешенными, если поставленные в них вопросы рассмотрены, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям.

Повторные обращения, т.е. обращения, полученные от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, поступившие в один и тот же орган, учреждение, организацию или на предприятие, в которых не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, проверке не подле­жат, если по ним имеются исчерпывающие материалы проверок и гражда­нину дан ответ в установленном порядке. При этом гражданину сообщает­ся, что повторное обращение безосновательно, и переписка с ним прекра­щается. Решение о прекращении производства по обращению принимает руководитель органа, учреждения, организации или предприятия либо его заместители (ст. 11 Закона).

Законом установлена ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан.

Граждане имеют право требовать компенсации имущественного ущерба и материального возмещения морального вреда от органов, учреждении, организаций или предприятий, должностные лица которых допустили на­рушение прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений (ст. 14). Споры о возмещении гражданам материального ущерба и морального вреда разрешаются в судебном порядке. Расходы, понесенные органами, учрежде­ниями, организациями и предприятиями в связи с проверкой обращений, содер­жащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан по реше­нию суда.

В целях обеспечения четкой организации работы по исполнению законодательства об обращениях граждан в республиканской прокуратуре Генеральный прокурор 5 ноября 2001 г. издал указание за №33-у «О поряд­ке рассмотрения обращений и приема граждан в республиканской проку­ратуре», которым установлен порядок рассмотрения заявлений, жалоб, иных обращений и приема граждан.

Предметом прокурорского надзора при рассмотрении и разрешении обращений, заявлений и жалоб с учетом требований Закона о прокуратуре является:

- надзор за соблюдением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь в рассматриваемом направлении;

- обеспечение надлежащего, в соответствии с законом, справедливого, обоснованного разрешения заявлений и жалоб во всех государствен­ных, местных органах власти и управления, общественных организа­циях, в коммерческих учреждениях, на предприятиях независимо от форм собственности;

- обеспечение неукоснительного соблюдения порядка и сроков рас­смотрения жалоб, заявлений и обращений;

- организация надлежащего рассмотрения и разрешения жалоб и заяв­лений граждан, поступивших в органы прокуратуры. Без этого невоз­можно обеспечить соответствующего надзора, поскольку именно в органы прокуратуры, как правило, обращаются граждане в связи с нарушением их конституционных прав.

Порядок рассмотрения заявлений и жалоб в органах прокуратуры установлен вышеназванным приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. №23 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Республики Беларусь».

Согласно п. 9.5 данного приказа обращения граждан и должностных лиц в органах прокуратуры должны разрешаться в срок не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительно­го изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установ­лен законодательством Республики Беларусь.

Поступившие сообщения служат поводом для проведения проверок. Кроме поводов, должны быть основания для проведения проверок. Прокурорская проверка может проводиться лишь при наличии в поступившей в прокуратуру информации данных, указывающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

В ходе проверки необходимо выяснить следующие обстоятельства:

- имело ли место нарушение прав и свобод человека, гражданина;

- в чем выразилось конкретное нарушение прав и свобод;

- какие правовые нормы при этом были нарушены;

- каким органом, организацией и конкретно кем из их руководителей было допущено нарушение прав и свобод человека;

- какие обстоятельства способствовали нарушению.

Если заявление, жалоба или иное сообщение свидетельствует о многочисленных нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граж­дан, не получивших принципиальной оценки со стороны местных правоохранительных органов, то их проверять следует с выездом на места.

Результаты проверок и принятие мер, представляющих общественный интерес, прокуроры делают достоянием гласности, активно исполь­зуя возможности средств массовой информации.

Прокурорские меры реагирования, в том числе и такие, как принесе­ние протеста и внесение представления, достаточно эффективно способ­ствуют охране прав и свобод человека и гражданина, восстановлению на­рушенных прав.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в сфере общего надзора | Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. Прием граждан. Анализ и обобщение поступивших заявлений, жалоб и иных обращений граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.