Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура России в начале ХХ века (1900 - 1917 ГГ. )

В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений.

Произошел подъем в области образования.

Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране - 30% в 1917 г.

Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный "революцией в естествознании". Физиолог И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г. - вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. К.Э. Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Конец XIX - начало ХХ в. - "серебряный век" русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. Философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.

В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. М. Мамин-Сибиряк), появляются другие: символизм, имажинизм, футуризм. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, против материалистического воззрения.

Представителями русского авангарда были футуристы, поэзия которых отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк - петербургская группа "Гинея", И. Северянин).

Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля.

В 1903 г. был создан "Союз русских художников", который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.

Музыкальное искусство обогащается творчеством А. И. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др.

Период расцвета переживает драматический театр и балет. "Русские сезоны", с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.

Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.

Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в. многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу - утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей "Вехи" (1909 г.) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.

32. РЕВОЛЮЦИЯ 1905 - 1907 ГГ.: ПРИЧИНЫ, ЭТАПЫ, ЗНАЧЕНИЕ.

В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 - 1907 гг. Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России.

В революции участвовали рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, интеллигенция. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

В истории революции выделяют несколько этапов.

Поводом к революции послужило Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. в Петербурге были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией, содержащей просьбу об улучшении их материального положения и политические требования. Было убито 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие.

Первый этап (9 января - конец сентября 1905 г.) - начало и развитие революции по восходящей линии. Основными событиями этого этапа являлись: весенне-летнее выступление рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Баку (около 800 тыс. чел); создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти рабочих - Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"; массовое движение крестьян.

Второй этап (октябрь - декабрь 1905 г.) - высший подъем революции. Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать Государственную Думу; декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите и других городах.

Правительство подавило все вооруженные выступления. Буржуазно-либеральные слои, напуганные размахом движения, отошли от революции и стали создавать свои политические партии: Конституционно-демократическая (кадеты), "Союз 17 октября" (октябристы).

Третий этап (январь 1906 г. - 3 июня 1907 г) - спад и отступление революции. Основные события: политические стачки рабочих; новый размах крестьянского движения; восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге.

Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную Думу.

I Государственная Дума, пытавшаяся радикально решить аграрный вопрос, через 72 дня после открытия была распущена царем, обвинившим ее в "разжигании смуты".

II Государственная Дума просуществовала 102 дня. В июне 1907 г. она была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

Революция 1905 - 1907 гг. потерпела поражение по ряду причин - армия полностью не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны и сознательны.

Несмотря на поражение, революция 1905 - 1907 гг. имела большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России:

  • были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;
  • улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;
  • крестьяне добились отмены выкупных платежей.

Внутриполитическая обстановка в России временно стабилизировалась.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.