КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №6
Развитие рыночного хозяйства в период становления национальных государств (вторая половина 17 – первая половина 19 века) План: 1) Характеристика периода становления национальных государств 2) Промышленный переворот на примере Англии 3) Экономическая школа физиократов 4) Возникновение и основные положения классической политэкономии 5) Экономические идеи и воззрения Адама Смита
Вопрос №1 Национальное государство – единое государство, в котором нет феодальной раздробленности. Буржуазная революция – революция с целью уничтожения феодальных пережитков и установления власти буржуазии. Характерные черты буржуазной революции: 1) Смена феодального строя буржуазным 2) Переворот в общественном сознании, крах монархии 3) Насильственный характер революции 4) Долгосрочность (эффект достигается при жизни 2-3 поколений) Буржуазные революции: 1) Революция в Нидерландах 2) Английская революция (1642-1651) 3) Великая Французская революция (1789-1799) 4) Американская революция (1775-1783) Результат революций: 1) Уничтожение феодальных пережитков 2) Становление капитализма в качестве господствующего экономического строя 3) Возникло 2 новых класса: буржуазия и пролетариат (рабочие)
Вопрос №2 Промышленный переворот – переход от мануфактур к машинной индустрии в 18-19 веке Признаки промышленного переворота: 1) Улучшение технических характеристик производства 2) Социальная применимость новых технологий 3) Снижение стоимости производства и повышение качества продукции 4) Сильное влияние новшеств на социально-экономическую систему Причины опережающего развития Англии: 1) Реформация (в основном провозглашение короля Генриха 8 главой церкви)
2) Огораживание земли (захват земель у крестьян для развития промышленности (из-за овец)) 3) Колонизация и торговые войны 4) Пиратство, работорговля, наркоторговля 5) Революция 17 века Стадии переворота в Англии: 1) Появление машин в прядильном производстве 2) Изобретение парового двигателя 3) Появление паровоза и машиностроения
Вопрос №3 Физиократы – первая в истории экономическая школа, отстаивающая естественный порядок в экономике. Единственным продуктивным трудом называли сельское хозяйство. Основатель школы физиократов – Франсуа Кенэ Физиократы первыми стали отстаивать идеи экономического либерализма. Экономический либерализм – это идеология, в основе которой лежит мнение о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. «Laissez-faire» (франц. «разрешите сделать») – доктрина, согласно которой государственное вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Деление общества согласно Ф.Кенэ: 1) Класс земельных собственников (дворянство, король, чиновничество) 2) Производительный класс (фермеры и наемные рабочие, задействованные в сельском хозяйстве) 3) «Бесплодный» класс (торговцы, ремесленники) Идеи физиократов: 1) Экономические законы носят естественный характер 2) Только земледельческий труд является производительным 3) «Чистый продукт» - это разница между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве 4) Отрицание денежного капитала Заслуга физиократов: впервые научно описали принципы экономического либерализма Ошибка физиократов: игнорировали интересы промышленности
Вопрос №4 Со 2 половины 17 века развитие промышленности привело к тому, что капитал стал перемещаться из сферы обращения в сферу производства. В сложившихся условиях на смену меркантилизму в качестве господствующей экономической теории пришла школа классической политэкономии.
Классическая политэкономия – это направление в экономической мысли, представители которого осуществляли всесторонний анализ экономической системы и отстаивали идеи экономического либерализма. Политэкономия (с точки зрения классиков) – это наука о законах, управляющих производством, распределением и обменом жизненных благ в человеческом обществе на всех этапах его развития.
Классическая школа политэкономии Политэкономия (с точки зрения классиков) – это наука о законах, управляющих производством, распределением и обменом жизненных благ в человеческом обществе на разных этапах развития экономики Этапы развития школы классической политэкономии 1) Рождение классической политэкономии – противостояние с феодальными пережитками и меркантилизмом. Представители: a. Уильям Петти (1623-1687) b. Пьер де Буагильбер 2) Вторая половина 18 века: Адам Смит 3) Первая половина 19 века – развитие идей Адама Смита и завершение промышленного переворота: a. Томас Мальтус b. Давид Рикардо 4) Вторая половина 19 века – период кризиса классической теории – обобщение идей, критика со стороны социализма. Представитель: Джеймс Милль Основные положения классической политэкономии: 1) Перенос объекта исследования с торговли к сфере производства 2) Появление категорий экономического человека Экономический человек – рационально мыслящий субъект, который стремиться увеличить доходы и уменьшать расходы. 3) Идея естественного порядка в экономике 4) Решение проблемы стоимости с точки зрения трудовой теории 5) Метод логической абстракции (если выделить в экономике ряд основных категорий и связать их принципиальными зависимостями, то это позволит анализировать более сложные общественные явления) С появлением классической политэкономии экономика получила признание в качестве самостоятельной науки. Ошибка классической политэкономии: классики возводили результат своей работы в абсолютную форму.
Вопрос №5 Экономические идеи Адама Смита Адам Смит – шотландский экономист, один из основоположников экономической теории. Опубликовал книгу «Исследование о природе и причинах богатства» («Богатство народа») – первая попытка макроэкономического анализа. В этой книге отслежено возникновение и развитие экономических систем западной Европы.
Основой теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: 1) С позиции морали, нравственности 2) С гражданской и государственной позиции 3) С экономической позиции Согласно теории Адама Смита движущей силой экономики является корыстный интерес частных предпринимателей. Ограничивать негативные аспекты частного предпринимательства – будет конкуренция. Главные условия для организации предпринимательской деятельности: 1) Свободы выбора сферы деятельности 2) Свободы конкуренции 3) Свободы торговли Роль государства согласно идеям А. Смита: 1) Обеспечение обороноспособности и защита страны 2) Защита личности и обеспечение неприкосновенности частной собственности 3) Создание необходимых для общества учреждений, которые не могут быть созданы и реализованы частным лицом или союзом частных лиц. Невидимая рука – стихийное действие объективных экономических законов
Тема №7: Рыночное хозяйство европейских государств в эпоху монополистической конкуренции конец (19 начало 20 века) План: 1) Вторая техническая революция и индустриализация 2) Монополизация экономик ведущих стран мира 3) Формирование социалистических идей 4) Немецкая исторической школы 5) Маржинализм
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |