Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие организации и ее признаки. Типы и виды организаций

Рынок и фирма. Сравнительный анализ выгод и издержек. Эффективность фирмы и ее виды.

Понятие организации и ее признаки. Типы и виды организаций

Оппортунистическое поведение, причины его появления. Виды оппортунистического поведения. Моральный риск. Проблемы оппортунизма в организациях.

Тема 6. Теория фирмы. (4 часа)

2. Понятие фирмы. Современные теории фирмы: неоклассическая, контрактная, модель принципал-агент.

3. Организационно-правовые виды фирм: У-форма, Х-форма, М-форма.


Организация представляет собой целенаправленно действующую единицу, созданную организатором для максимизации богатства, дохода или иных целей, которые определяются возможностями, предоставленной институциональной структурой общества.

Современное определение: Организация – система социальных отношений, ориентированная на достижение общих целей, обладающая собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурой, в рамках которой члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведённые им функциональные роли.

Любая экономическая организация обладает следующими признаками:

- общая цель, не сводимая к индивидуальным целям членов организации

- набор ресурсов

- система официально утверждённых норм поведения и контроля за их соблюдением

-структура устойчиво воспроизводящего статусов (иерархия, постоянное формальное руководство)

- специфичное разделение труда между членами организации

- наличие системы вознаграждений и наказаний за активное участие или за неучастие в делах организации

В организации существуют следующие экономические отношения:

- контроль

-экономическая власть

-мотивация

-способы передачи информации внутри организации

Различают отношения власти и иерархии.

В фирме под отношением власти понимают получение и передача решений от одного агента другим.

Иерархия ведёт к субординации полномочий в рамках строгого контроля.

Власть возникает в результате делегирования полномочий в результате простого соглашения или контракта.

Контроль в отношении прав собственности представляет совокупность процедур, которые должен исполнять владелец, чтобы обеспечить своё главенство в принятии решений и добиваться их выполнения.

Существует 5 основных организационных форм организации:

а) простая структура - низкая степень сложности, решения концентрирования в руках нескольких участников, власть очень сильно сконцентрирована, размеры фирмы малы.

б) механистическая (машинная бюрократия) - организация, где всё подчиняется технологии, где большая часть решений носит рутинный характер. Большую роль играет профессионально-технический персонал. Технология обуславливает централизованную власть. Это как права внутри фирмы, которые действуют в стабильной внешней среде.

в) профессиональная бюрократия – это организации, прибегающие к сложным, изменяющимся технологиям, процедуры принятия решений весьма децентрализованы, используются малоформализованные правила, которые обуславлиют гибкость выбора (больницы, библиотеки).

г) структура по отделениям, где много промежуточных инстанций. Каждое отделение в значительной степени автономно. Например, автомобильная промышленность.

д) адхократия – это организации, которые занимаются различными видами деятельности и где преобладает машино-техническое снабжение. Это комплексы небольших организаций, в которых участники работают с нестабильной технологией в сложной и подвижной внешней среде. (Группы по производству фильмов, производство средств по ПО, например, мозговые центры).

2. Понятие фирмы. Современные теории фирмы: неоклассическая, контрактная, модель принципал-агент.

К. Маркс рассматривал фабрики как итог развития кооперации и разделения труда, основанные на системе машин.

Найт рассматривал фирму как институционально эффективное распределение риска

Концепция Коуза рассматривает фирму как замену рыночных контрактов, рыночных отношений властными отношениями предпринимателей предпринимательского и административного контроля.

Концепция Харта связана с неполнотой контракта и угрозой вымогательств.

Уильмсон, развивая идеи Коуза, объясняет появление фирмы необходимостью снижения ТИ.

Теории фирм:

1. Неоклассическая теория

Под фирмой в теории понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельностью в принятии решений, что и в каком количестве производить и по какой цене продавать. (фирма, находящаяся в условиях совершенной конкуренции, и информация в открытом доступе).

Под прибылью понимается разность между выручкой и совокупными издержками. Прибыль поддаётся измерению. Фирма действует при принятии решений как неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуальных предпринимателей.

Внутренняя организация фирмы не рассматривается. Фирма в этой теории рассматривается в качестве чёрного ящика, в который входят труд и капитал, а выходит готовый продукт. Все фирмы являются рациональными.

2. Контрактная теория

Фирма – сеть долгосрочных контрактов между собственником и агентом, который замещает рынок товаров и ресурсов и в котором ценовые сигналы играют относительно небольшую роль в виду обеспеченной координации посредством команд.

Основные положения:

- Фирма представляет собой совокупность отношений между рабочими, управленцами и собственниками. Эти отношения закрепляются договорами – контрактами.

- Контракты необязательно заключаются в формальном виде, т.е. фиксируются на бумаге, они могут принимать вид неформальных договоров.

- Фирма – совокупность внутренних и внешних контрактов

- Существует 2 типа затрат на обеспечение выполнения контрактов:

1. ТИ (затраты на обеспечение выполнения внешних контрактов).

2. Издержки контроля, связанные с внутренними контрактами.

 

3. Теория агентских отношений (принципал-агент)

Описывается деятельность фирмы с точки зрения взаимоотношений между собственником фирмы, менеджерами, а также между менеджерами и работниками. Собственники не работают на предприятии, не обладают полной информацией, которой владеют менеджеры. Вне поля зрения для них остаётся интенсивность труд наёмного менеджера. Кроме того, не определена связь между усилиями менеджеров и эффективной работы фирмы.

Поэтому требуется осуществлять расходы со стороны собственников на организацию внутри фирмы и вне фирменного контроля.

Контракт между собственником и менеджером углубляются благодаря асимметрии информации. Проблема оппортунистического поведения управляющих решается путём контроля за деятельностью менеджера:

1) Деятельность совета директоров

2) Решения общего собрания акционеров, которые может регулярно заслушивать управляющий и принимать решения об их замене. Но такой способ малоэффективен при большом числе акционеров.

3) Угроза банкротства фирмы может повлиять на смену управления.

4) Угроза слияния и поглощения

5) Конкуренты на рабочем месте

6) Денежное поощрение управляющим и передача ему части пакета акций

7) Репутация менеджера (+ Агапова)

3. Организационно-правовые виды фирм: У-форма, Х-форма, М-форма.

У-фирма (унитарная фирма) – фирма, находящаяся в единоличном владении

Признаки:

- вертикальная линия власти

- функциональное деление на отделы

- отделение собственности и управления

Отрицательные стороны:

- невозможность непосредственного наблюдения и измерения вклада отдельных подразделений в корпоративную прибыль фирмы

- обеспеченность ресурсами отдельных подразделений зависит от активности их руководителей

- прямая связь между статусом руководителя подразделения и его вознаграждением и размерами подразделений приводит к излишнему раздуванию их размеров

 

Х-фирма (холдинговая фирма) – это компания, владеющая контрольным пакетом акций или долями других фирм в целях контроля и управления ее деятельностью.

Контрольный пакет акций дает холдинговой компании право решающего голоса, благодаря этому она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль над соблюдением своих интересов. При этом размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм.

Положительные стороны:

- Хорошо использует эффект масштаба

- большие преимущества в эффективном участии в международном движении капитала

Отрицательные стороны:

- стремление к монополизму

- тенденция к политизации, бюрократизации

- искусственная поддержка нерентабельных компаний за счет рентабельных

 

М-фирма (мультидивизионная) – фирма со многими подразделениями, выпускает большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточного продукта внутри фирмы

Организационные решения принимаются центр. дирекцией, и такая форма ведет к созданию многопродуктовой фирмы большго размера.

Положительные стороны:

- освобождение управляющих, ответственных за судьбу компании, от рутинно-операционной деятельности

- эффективное распределение финансовых ресурсов компании между отделениями и дифференицированное внутрифирменное стимулирование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление контрактными отношениями и его типы | Рынок и фирма. Сравнительный анализ выгод и издержек. Эффективность фирмы и ее виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.