КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная система: Спрос и предложение
Лекция 4. 5. Рыночные системы 6. Понятие спроса и предложения 7. Равновесие спроса и предложения 8. Эластичность спроса и предложения I) · Рынок – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов свободны, поэтому цены не устойчивы. · Рынок – место встречи продавцов и покупателей. · Рынок – означает взаимная передача прав собственности. · Рынок – трансакция.
Формы рынков: 1. По характеру взаимодействия: · Личный контакт · Безличный контакт 2. По форме установления цен: · Цены установлены заранее · Цены складываются в процессе купле продажи 3. В зависимости от объектов сделки: · Рынки товаров и услуг · Рынки факторов производства 4. В зависимости от масштаба: · Локальные рынки · Национальные рынки · Международные рынки
Самая главная проблема функционирования рынка – проблема трансакцонных издержек. Разработчиком теории трансакционных издержек является Р. Коуз («Природа фирмы» 1997г.) Трансакционные издержки – издержки в сфере обмен, связанные с передацей прав собственности.
II) Спрос – представленная на рынке платёже способная потребность. Qd – спрос. Закон спроса строится на определении спроса как функции цены. Закон спроса – обратная зависимость между ценой величиной спроса. Графическая интерпретация закона спроса была предложена А.Маршалом
Функция спросов – это функция определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов. Основным фактором доминантном является цена.
Неценовые факторы спроса: · Изменение доходов потребителей. · Изменение курсов и предпочтений · Ценовые дефицитные ожидания · Колебания расходов на рекламу
· Изменение цен товаров субститутов и комплементарных товаров · Изменение количества покупателей
Предложение – это количество товара, которое могут предоставить на рынок фирмы по альтернативным ценам. Qs – предложение. Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара.
Функция предложения – совокупность факторов, определяющих величину предложения. Основным фактором доминантном является цена.
Неценовые факторы спроса: · Цена ресурсов · Используемые технологии · Ценовые и дефицитные ожидания агентов · Размер налогов и субсидий · Количество продавцов
III)
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил. Излишек потребителя – это разница между равновесной ценой и максимальной ценой, которую мог заплатить потребитель. Излишек продавца – разница между равновесной ценой и минимальной ценой, которую продавец готов получать за свой товар. В общем виде равновесие на рынке можно определить с двух точек зрения: · По Маршалу: Цена – функция количества. Цена со стороны спроса равна цене от предложения. Pd = Ps · По Вальрасу: Цена – функция цены. Количество спрашиваемого товара равно цене на товар. Qd = Qs Равновесие на рынке возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Наибольшее распространение получила паутинообразная модель. Она отражает равновесие в отраслях с фиксированным циклом производства. Qt+1 = f(Pt) Существует 3 вида ценовых колебаний:
затухающий равномерные колебания взрывные колебания
Смысл паутинообразной модели состоит в дискретном рассмотрения состояния спроса и предложения. Паутинообразная модель равновесия на рынке.
IV) В общем виде эластичность отражает процентное изменение функции относительно … аргумента. Ценовая эластичность спроса показывает как изменился объём спроса при изменении цены на 1%.
Количественно эластичность выражается при помощи коэффициента эластичности. Измеряется в пределах от 0 до +∞. Факторы влияющие на эластичность: · Наличие заменителей · Удельный вес товара (чем выше удельный вес тем выше ценовая эластичность спроса) · Размер доходов · Количество товара (предметы роскоши характеризуются эластичным спросом, а предметы первой необходимости имеют неэластичный спрос) · Размер запасов (чем больше запасы тем более эластичен спрос) · Ожидание потребителя
Другие виды Эластичности: 1. Перекрёстная эластичность – Это эластичность спроса на 1 благо относительно цен на другое благо. На основе перекрёстной эластичности формируется критерий Хикса и критерий Слуцкого. Критерий Хикса – позволяет выявить взаимозаменяемые блага. Критерий Слуцкого – характеризует 2 эффекта: дохода и замещения. 2. Эластичность спроса по доходу: Степень чувствительности спроса по отношению к изменению дохода. Закон Энгеля гласит: для каждого блага с неэластичным спросом по доходу должно существовать благо с эластичным спросом по доходу. 3. Эластичность предложения по цене: Показывает относительное изменение объёма предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Лекция 5. Теория потребительского поведения. 1.Перед каждым потребителем стоит 3 вопроса: Теории потребительского поведения рассматривает 3 основный проблемы:
Маржинализм – одно из направлений развития классической политической экономии. Основной смысл этого течения состоял в использовании предельных величин при изучении экономики («маржиналь» - предельный). Представители направления: австрийская школа конец XIXв.- К. Менгер, Е. Бен-Баверк, Ф. Визер. Они обосновали утверждение о том, что количество – это один из важнейших факторов ценообразования в условиях ограниченности ресурсов. Функция полезности – убывающая зависимость предельной полезности блага с ростом его количества. Основные постулаты теории потребительского поведения · Денежный доход потребителя ограничен. · Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельным домохозяйством. · Все покупатели имеют полную информационную обеспеченность. · Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Потребительский выбор основан на следующих параметрах · Множественность видов потреблений · Ненасыщенность (потребитель стремится получить большее количество любых товаров и услуг) · Транзитивность (данная характеристика основана на наличии у потребителя определённой системы ценностей (А:В; В:С). Если для потребителя важным является благо В, то он безразличен в выборе между данными комбинациями) · Субституция (предполагает взаимозаменяемость и взаимодополняемость экономических благ. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага взамен на большее количество блага субститута) · Убывающая предельная полезность Условия равновесия потребителя на рынке: Потребительский выбор – это решение максимизирующее функцию полезности, рациональности потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последующая денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. λ – предельная полезность денег. Виды потребительского спроса: 1. Функциональный спрос (обусловлен потребительскими свойствами самого экономического блага) 2. Нефункциональный спрос (связан с факторами, которые напрямую не связаны со свойствами экономического блага) · Социальный спрос А) Эффект присоединения к большинству возникает в том случае, когда выбор потребителя связан с выбором окружающих Б) Эффект сноба – выбор потребителя прямо противоположен выбору большинства В) Эффект Веблена основан на престижном демонстративном поведении · Спекулятивный спрос основан на ожидании роста цен на данное экономическое благо · Нерациональный спрос – незапланированный спрос, основанный на внезапных изменениях настроения потребителя, его прихотей, капризов и т.д. Наибольший вклад в развитие теории потребительского поведения внесли: Ф. Эджуорт, В. Паремо, Е. Слудский, Дж. Хикс. Кривая безразличия – это множество точек, соответствующих комбинациям 2-ух потребляемых благ, характеризующихся одинаковой полезностью.
х – первое благо y – второе благо Карта кривых безразличий – множество кривых безразличия, построенных в общих координатных осях.
Зона замещения (субституция) – участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из 2-ух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать уменьшение (или увеличение) потребление другого блага на дополнительную (предельную) единицу.
MRSxy = -ΔY/ΔX (ΔY = Y2-Y1; ΔX = X2-X1)
Если взять за основу идеальное взаимозамещение, то можно использовать дифференциальные исчисления.
MRSxy = -αY/αX
Бюджетное ограничение является одним из базовых утверждений теории потребительского поведения. Если потребитель выбирает между 2-мя экономическими благами, то бюджетное ограничение можно представить в виде линейной функции:
I = PXX + PYY PX,Y – цена одной единицы соответствующего блага X,Y – количество экономических благ y = ax + b; y = -Px/Py + I
На основе данного уравнения можно построить линию бюджетного ограничения
1 – максимальное потребление Y при полном отказе от Х 2 – максимальное потребление Х при полном отказе от Y 3 – комбинация экономических благ при полном использовании дохода 4 – комбинация экономических благ при неполном использовании дохода 5 – недостижимая комбинация экономических благ
Положение равновесия потребителя
Совмещение карты кривых безразличия и карты линий бюджетных ограничений позволяет построить кривую «доход - потребление». Э. Энгель разработал классификацию кривых «доход - потребление». С ростом реального дохода потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем потребление благ первой необходимости.
1 – продовольственные товары 2 – товары массового потребления 3 – товары высокого качества
Функциональный спрос связан со свойствами самого экономического блага и существует 2 вида эффектов, описывающие функциональный потребительский спрос: 1. Эффект замещения: Изменение потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров в результате изменения цены одного из товаров) 2. Эффект дохода: Воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счёт изменения реального дохода, вызванное изменением товара. В XIXв. Английский экономист Р. Гиффен описал исключение из закона спроса, при котором рост цен на товары может приводить к увеличению спроса. Данное явление получило название парадокс Гиффена. Данный эффект применим по отношению к двум категориям товара: · Малоценный (низкокачественный) товар – это благо, спрос на которое растёт при росте цен и сокращается при их снижении. У низкокачественных товаров эффект дохода противоположен эффекту замещения, причём эффект замещения > эффекта дохода. · Гиффоновские товары – товары, занимающие большой удельный вес в бюджете малоимущих потребителей, спрос на которые при прочих равных условиях изменяется в том же направлении что и цена, т.к. эффект дохода > эффекта замещения. Для нормальных (стандартных) товаров закон спроса выполняется при любых условиях. Эффект дохода и замещения имеют одинаковую направленность и взаимодополняют друг друга. Взаимодополняемость благ – свойства товаров или услуг, удовлетворяет потребности только в комплексе друг с другом. Комплементарные товары – это взаимодополняемые блага. Два товара будут считаться взаимодополняемыми, если между ценой на 1-ое благо и спросом на 2-ое существует обратная связь. Перекрёстная эластичность показывает величину обратной связи между ценой и спросом взаимодополняемых товаров. Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности личные и производственные за счёт друг друга. Товары субституты – взаимодополняемые блага. Различают абсолютную и относительную взаимозаменяемость. Предельная норма замещения по взаимозаменяемым благам является величиной постоянной величиной, а кривые безразличия по взаимозаменяемым благам – это прямые линии, параллельные друг другу. Если два блага взаимозаменяемы, то между ценой одного блага и спросом на другое существует прямая связь. Перекрестная эластичность товаров субститутов всегда является положительной величиной.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |