Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная система: Спрос и предложение

Лекция 4.

5. Рыночные системы

6. Понятие спроса и предложения

7. Равновесие спроса и предложения

8. Эластичность спроса и предложения

I)

· Рынок – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов свободны, поэтому цены не устойчивы.

· Рынок – место встречи продавцов и покупателей.

· Рынок – означает взаимная передача прав собственности.

· Рынок – трансакция.

 

Формы рынков:

1. По характеру взаимодействия:

· Личный контакт

· Безличный контакт

2. По форме установления цен:

· Цены установлены заранее

· Цены складываются в процессе купле продажи

3. В зависимости от объектов сделки:

· Рынки товаров и услуг

· Рынки факторов производства

4. В зависимости от масштаба:

· Локальные рынки

· Национальные рынки

· Международные рынки

 

Самая главная проблема функционирования рынка – проблема трансакцонных издержек.

Разработчиком теории трансакционных издержек является Р. Коуз («Природа фирмы» 1997г.)

Трансакционные издержки – издержки в сфере обмен, связанные с передацей прав собственности.

 

II)

Спрос – представленная на рынке платёже способная потребность.

Qd – спрос.

Закон спроса строится на определении спроса как функции цены.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой величиной спроса.

Графическая интерпретация закона спроса была предложена А.Маршалом

 

 

Функция спросов – это функция определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.

Основным фактором доминантном является цена.

 

Неценовые факторы спроса:

· Изменение доходов потребителей.

· Изменение курсов и предпочтений

· Ценовые дефицитные ожидания

· Колебания расходов на рекламу

· Изменение цен товаров субститутов и комплементарных товаров

· Изменение количества покупателей

 

Предложение – это количество товара, которое могут предоставить на рынок фирмы по альтернативным ценам.

Qs – предложение.

Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара.

 

Функция предложения – совокупность факторов, определяющих величину предложения.

Основным фактором доминантном является цена.

 

Неценовые факторы спроса:

· Цена ресурсов

· Используемые технологии

· Ценовые и дефицитные ожидания агентов

· Размер налогов и субсидий

· Количество продавцов

 

III)

 

 

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

Излишек потребителя – это разница между равновесной ценой и максимальной ценой, которую мог заплатить потребитель.

Излишек продавца – разница между равновесной ценой и минимальной ценой, которую продавец готов получать за свой товар.

В общем виде равновесие на рынке можно определить с двух точек зрения:

· По Маршалу:

Цена – функция количества. Цена со стороны спроса равна цене от предложения.

Pd = Ps

· По Вальрасу:

Цена – функция цены. Количество спрашиваемого товара равно цене на товар.

Qd = Qs

Равновесие на рынке возникает в результате взаимодействия спроса и предложения.

Наибольшее распространение получила паутинообразная модель. Она отражает равновесие в отраслях с фиксированным циклом производства.

Qt+1 = f(Pt)

Существует 3 вида ценовых колебаний:

 

затухающий равномерные колебания взрывные колебания

 

Смысл паутинообразной модели состоит в дискретном рассмотрения состояния спроса и предложения.

Паутинообразная модель равновесия на рынке.

 

IV)

В общем виде эластичность отражает процентное изменение функции относительно … аргумента.

Ценовая эластичность спроса показывает как изменился объём спроса при изменении цены на 1%.

Количественно эластичность выражается при помощи коэффициента эластичности. Измеряется в пределах от 0 до +∞.

Факторы влияющие на эластичность:

· Наличие заменителей

· Удельный вес товара (чем выше удельный вес тем выше ценовая эластичность спроса)

· Размер доходов

· Количество товара (предметы роскоши характеризуются эластичным спросом, а предметы первой необходимости имеют неэластичный спрос)

· Размер запасов (чем больше запасы тем более эластичен спрос)

· Ожидание потребителя

 

Другие виды Эластичности:

1. Перекрёстная эластичность – Это эластичность спроса на 1 благо относительно цен на другое благо.

На основе перекрёстной эластичности формируется критерий Хикса и критерий Слуцкого.

Критерий Хикса – позволяет выявить взаимозаменяемые блага.

Критерий Слуцкого – характеризует 2 эффекта: дохода и замещения.

2. Эластичность спроса по доходу:

Степень чувствительности спроса по отношению к изменению дохода.

Закон Энгеля гласит: для каждого блага с неэластичным спросом по доходу должно существовать благо с эластичным спросом по доходу.

3. Эластичность предложения по цене:

Показывает относительное изменение объёма предложения под влиянием изменения цены на 1%.

 

Лекция 5. Теория потребительского поведения.
1)Потребительский выбор и его особенности.
2)Закономерности развития потребительских предпочтений.
3)Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг

1.Перед каждым потребителем стоит 3 вопроса:
а) Что купить? Ответ на данный вопрос дает полезность товара.
б) Сколько стоит? Ответом является цена.
в) Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Ответ дает доход потребителя.

Теории потребительского поведения рассматривает 3 основный проблемы:
1.полезность
2.Цена
3.Доход
Полезность благ - способность экономического блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей.
Существуют различные точки зрения относительно возможности измерения полезности.
В целом полезность можно определить условиями единицами УТИЛИТАМИ.
В 19в был сформирован закон убывающий предельной полезности.
ЗАКОН ГЛАСИТ:
По мере потребления однородного экономического блага полезность вновь употребляемой единицы убывает.
1)ВАЛОВАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - это сумма полезностей всех единиц потребленного экономического блага.

2)ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - это полезность последней единицы экономического блага.

TU - прирост валовой полезности вызванный увеличением потребления экономического блага.
Q - дополнительное количество единиц потребленного экономического блага.

 

Маржинализм – одно из направлений развития классической политической экономии. Основной смысл этого течения состоял в использовании предельных величин при изучении экономики («маржиналь» - предельный). Представители направления: австрийская школа конец XIXв.- К. Менгер, Е. Бен-Баверк, Ф. Визер. Они обосновали утверждение о том, что количество – это один из важнейших факторов ценообразования в условиях ограниченности ресурсов.

Функция полезности – убывающая зависимость предельной полезности блага с ростом его количества.

Основные постулаты теории потребительского поведения

· Денежный доход потребителя ограничен.

· Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельным домохозяйством.

· Все покупатели имеют полную информационную обеспеченность.

· Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Потребительский выбор основан на следующих параметрах

· Множественность видов потреблений

· Ненасыщенность (потребитель стремится получить большее количество любых товаров и услуг)

· Транзитивность (данная характеристика основана на наличии у потребителя определённой системы ценностей (А:В; В:С). Если для потребителя важным является благо В, то он безразличен в выборе между данными комбинациями)

· Субституция (предполагает взаимозаменяемость и взаимодополняемость экономических благ. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага взамен на большее количество блага субститута)

· Убывающая предельная полезность

Условия равновесия потребителя на рынке:

Потребительский выбор – это решение максимизирующее функцию полезности, рациональности потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последующая денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

λ – предельная полезность денег.

Виды потребительского спроса:

1. Функциональный спрос (обусловлен потребительскими свойствами самого экономического блага)

2. Нефункциональный спрос (связан с факторами, которые напрямую не связаны со свойствами экономического блага)

· Социальный спрос

А) Эффект присоединения к большинству возникает в том случае, когда выбор потребителя связан с выбором окружающих

Б) Эффект сноба – выбор потребителя прямо противоположен выбору большинства

В) Эффект Веблена основан на престижном демонстративном поведении

· Спекулятивный спрос основан на ожидании роста цен на данное экономическое благо

· Нерациональный спрос – незапланированный спрос, основанный на внезапных изменениях настроения потребителя, его прихотей, капризов и т.д.

Наибольший вклад в развитие теории потребительского поведения внесли: Ф. Эджуорт, В. Паремо, Е. Слудский, Дж. Хикс.

Кривая безразличия – это множество точек, соответствующих комбинациям 2-ух потребляемых благ, характеризующихся одинаковой полезностью.

 

х – первое благо

y – второе благо

Карта кривых безразличий – множество кривых безразличия, построенных в общих координатных осях.

 

Зона замещения (субституция) – участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из 2-ух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать уменьшение (или увеличение) потребление другого блага на дополнительную (предельную) единицу.

 

MRSxy = -ΔY/ΔX (ΔY = Y2-Y1; ΔX = X2-X1)

 

Если взять за основу идеальное взаимозамещение, то можно использовать дифференциальные исчисления.

 

MRSxy = -αY/αX

 

Бюджетное ограничение является одним из базовых утверждений теории потребительского поведения. Если потребитель выбирает между 2-мя экономическими благами, то бюджетное ограничение можно представить в виде линейной функции:

 

I = PXX + PYY

PX,Y – цена одной единицы соответствующего блага

X,Y – количество экономических благ

y = ax + b; y = -Px/Py + I

 

На основе данного уравнения можно построить линию бюджетного ограничения

 

1 – максимальное потребление Y при полном отказе от Х

2 – максимальное потребление Х при полном отказе от Y

3 – комбинация экономических благ при полном использовании дохода

4 – комбинация экономических благ при неполном использовании дохода

5 – недостижимая комбинация экономических благ

 

Положение равновесия потребителя

 

Совмещение карты кривых безразличия и карты линий бюджетных ограничений позволяет построить кривую «доход - потребление». Э. Энгель разработал классификацию кривых «доход - потребление». С ростом реального дохода потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем потребление благ первой необходимости.

 

1 – продовольственные товары

2 – товары массового потребления

3 – товары высокого качества

 

Функциональный спрос связан со свойствами самого экономического блага и существует 2 вида эффектов, описывающие функциональный потребительский спрос:

1. Эффект замещения:

Изменение потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров в результате изменения цены одного из товаров)

2. Эффект дохода:

Воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счёт изменения реального дохода, вызванное изменением товара.

В XIXв. Английский экономист Р. Гиффен описал исключение из закона спроса, при котором рост цен на товары может приводить к увеличению спроса. Данное явление получило название парадокс Гиффена.

Данный эффект применим по отношению к двум категориям товара:

· Малоценный (низкокачественный) товар – это благо, спрос на которое растёт при росте цен и сокращается при их снижении. У низкокачественных товаров эффект дохода противоположен эффекту замещения, причём эффект замещения > эффекта дохода.

· Гиффоновские товары – товары, занимающие большой удельный вес в бюджете малоимущих потребителей, спрос на которые при прочих равных условиях изменяется в том же направлении что и цена, т.к. эффект дохода > эффекта замещения.

Для нормальных (стандартных) товаров закон спроса выполняется при любых условиях. Эффект дохода и замещения имеют одинаковую направленность и взаимодополняют друг друга.

Взаимодополняемость благ – свойства товаров или услуг, удовлетворяет потребности только в комплексе друг с другом.

Комплементарные товары – это взаимодополняемые блага.

Два товара будут считаться взаимодополняемыми, если между ценой на 1-ое благо и спросом на 2-ое существует обратная связь.

Перекрёстная эластичность показывает величину обратной связи между ценой и спросом взаимодополняемых товаров.

Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности личные и производственные за счёт друг друга.

Товары субституты – взаимодополняемые блага.

Различают абсолютную и относительную взаимозаменяемость.

Предельная норма замещения по взаимозаменяемым благам является величиной постоянной величиной, а кривые безразличия по взаимозаменяемым благам – это прямые линии, параллельные друг другу.

Если два блага взаимозаменяемы, то между ценой одного блага и спросом на другое существует прямая связь.

Перекрестная эластичность товаров субститутов всегда является положительной величиной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Базовые экономические понятия | Лекция 6 Основные положения теории фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.