Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и развитие способностей

Состав и содержание способностей

Творческие способности и одаренность

Систематизированные знания о способностях полезны каждому человеку и для самопознания, и для лучшего выполнения им своей профессиональной работы — инженера, педагога, руководителя и т.п.

По определению, способности — индивидуальные свойства и особенности личности, проявляющиеся в процессе ее деятельности [40, 55].

Способности формируются в процессе жизни (в том числе целенаправленно при воспитании и образовании) из задатков — врожденных предпосылок развития личности и ее способностей. Задатки многозначны по отношению к конкретной деятельности, их значительно меньше, чем способностей.

В структуре способности имеются некомпенсируемая и компенсируемая составляющие, причем первая образует как бы "ядро" способности. Так, для педагога подобным ядром является любовь к детям, для композитора — музыкальность. В то же время, например, важная для педагога способность быстро ориентироваться может компенсироваться самообладанием, необходимое летчику широкое распределение внимания более или менее компенсируется быстрым его переключением.

Все способности человека можно разделить на две неравные по количеству группы. В малую — входят физические (моторные) способности — мышечная сила, ловкость и сенсорные — глазомер.

Большую группу — умственных способностей называют часто интеллектом — от латинского пн:е11есгд18 — разумение, постижение, понимание. Психологи указывают, что интеллект отражает стиль и стратегию решения проблем, эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующей твор-

чества, познавательной активности. Выше было приведено основное определение интеллекта, включающее творческие способности и нравственные качества. К умственным следует отнести еще и группу специальных способностей — таких, как скорость чтения и счета, память.

Все творческие способности можно разделить на специфически художественные и общетворческие. Последние представляют наибольший интерес в контексте данного учебника. Такие общие способности к творчеству объединяются часто уже упомянутым в §1.3 термином креативность (от латинского сгеа!о8 — творчество). Этот термин здесь использован и для названия новой, формирующейся интегральной науки о творчестве — креа-т о л о г и и.

Все определяющие креативность способности делятся на три группы, связанные, соответственно, с личной мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом (эмоциональность) и непосредственно с мышлением в процессе творчества.

Под склонностью в психологии понимается избирательная направленность человека на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является устойчивая потребность в данной деятельности, формирующаяся на неосознанном и осознанном уровнях. В последнем случае она проявляется как стремление достичь желаемых результатов, в том числе и в совершенствовании своих умений и навыков в этой деятельности.

Формирование склонности начинается с появления интереса - формы проявления познавательной потребности в деятельности и осознания ее цели. Интерес способствует выявлению и осмыслению новых фактов, более полному отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном состоянии, которое сопровождает процесс понимания, познания и выражается в повышенном внимании к его объекту.

Показательно, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию (не в пример физиологическим потребностям), а вызывает новый интерес —к более полному (глубокому, высокому) познанию. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный — к объекту, как предмету творчества и/или к средству достижения целей деятельности. Устойчивый опосредованный интерес может превратиться в постоянную склонность.

Такая способность человека, как эмоциональность, отражает его пристрастное переживание творчества, понимания смысла явлений, ситуаций и его отношения к потребностям человека. Эмоциональность — одна из наиболее "древних "по происхождению и сильных способностей человека. Эмоции возникли в процессе эволюции как средства, позволяющие живым существам определять значимость состояний их организма и внешних воздействий. И при мышлении эмоции служат сигналами проявления в сознании значимых выводов и средствами воздействия в целях активизации творчества. Выше, например, уже упоминалась связь силы эмоций и интуиции. Важно, что именно эмоции в большой мере определяют процесс принятия решений и, особенно — его результаты.

Наконец, определяющие продуктивность мышления общие творческие способности и иные, обусловливающие его специфику, — также взаимосвязаны. Все эти способности делятся, в свою очередь, на две основные груп-

пы. Первая объединяет способности, определяющие обобщенность и экономичность мышления, а вторая — его самостоятельность и оригинальность.

В каждой из этих групп по несколько конкретных (элементарных) творческих способностей, причем некоторые из них автономны (самостоятельны), а другие тесно связаны со смежными способностями, некоторые частично взаимно переходят друг в друга.

В первую группу входят способности к "сцеплениюантисцеплению", кодированию и свертыванию информации, целостности восприятия, оценке, сближению понятий, переносу опыта, готовности памяти, беглости и яркости речи. Во вторую — способности к новому взгляду, гибкому мышлению, генерированию новых идей, "боковому мышлению", интуиции и предвидению.

• Перечисленные способности первой группы особенно важны для тех, кто работает с большими массивами разнородной информации: исследователей-аналитиков, преподавателей, врачей, руководителей. Последним все это позволяет лучше организовать и перенос передового опыта. Для специалистов таких профессий также весьма значимы готовность памяти и яркость речи. Вторая группа способностей важна для людей поисковых профессийинженеров (в том числе, изобретателей и новаторов), ученых, геологов, предпринимателей и т.п.

Представляет интерес приведенное ниже рассмотрение содержания названных конкретных способностей.

Начнем со способностей первой группы. Способность к сцеплению — антисцеплению позволяет, с одной стороны, увязывать друг с другом сведения, в том числе отдаленные по смыслу, объединять их в те или иные группы, а с другой стороны — избавляться от несущественного и выделять нужное, точно интерпретировать.

К указанной близки способности к сближению понятий и свертыванию информации, то есть замены нескольких понятий, других смысловых элементов — одним обобщающим и к сворачиванию цепи рассуждений в одну мысленную операцию, — а также способности к оценке и к цельности восприятия. Последняя способность означает весьма важное умение воспринимать сложную обстановку как картину в целом, без деления ее на части. Во многом помогает указанному и умение распознавать выделяемые сходные образы (или их одинаковые элементы) в разном, не обращая внимания на многие другие индивидуальные отличия. Среди способностей второй группы отметим прежде всего способность к новому взгляду, называемую еще зоркостью в поисках проблем, видением проблем. Она дает возможность увидеть непривычное в обычном и, наоборот, — известное в новом. Такая свежесть взгляда позволяет обнаруживать новое, не замеченное другими.

Примыкает к указанной частично и способность к генерированию новых идей. Это сложная способность, она включает развитое, активное творческое воображение и, частично, — ряд названных выше и других элементарных способностей.

Существенно помогают генерации нового и способности к гибкому и "боковому" мышлению. Первая из них означает умение легко и быстро переходить мысленно от одних явлений к другим, в том числе и далеким по содержанию. Такая гибкость обеспечивает, в частности, своевременный отказ от неверной гипотезы.

"Боковое "мышление — это способность к широкому распределению внимания, без фокусирования его на самой проблеме, своеобразное "мышление около про-

блемы". Оно позволяет уменьшить концентрацию внимания, когда она становится чрезмерной (и человек "зацикливается"). Такой прием способствует, в частности, высвобождению интуиции (описанной выше) и лучшему ее использованию. Интуиция же лежит в основе такой способности, как предвидение.

 

 

Диагностика Описанное многообразие способностей, сложный состав не-
и развитие которых из них, частичные взаимозаменяемость и компен-

способностей сируемость отдельных способностей — все это затрудняет обобщенную оценку способностей человека. А такая оценка часто необходима: самому человеку — при выборе вида образования и специальности, а также стратегии саморазвития; воспитателю и преподавателю, родителю — для выбора подхода и методики развития способностей ребенка; службе персонала — для профотбора и уточнения степени профпригодности, в том числе к особо ответственным профессиям — летчика, ракетчика и др.

Призвание человека, тем более творческое, зависит и от врожденных задатков и способностей, и от условий и целей их развития, определяемых потребностями общества, программой образования, характером выбранных человеком труда и самообразования. Призвание иногда выражено ярко и проявляется еще в детстве, но чаще оно развивается постепенно под влиянием указанных условий и выявляется поздно, нередко — слишком поздно. Тогда лишь очень немногие находят в себе силы успешно сочетать и профессию, и призвание (например, химика и музыканта, как Бородин, писателя и врача, как Чехов, и т.п.).

Своевременному выявлению призвания и его развитию также в немалой степени может помочь вовремя выполненная комплексная оценка способностей человека. И родители ребенка, и сам человек, особенно пока он молод, должны нарушить существующие пока у нас (в отличие от развитых страну традиции игнорирования возможностей диагностики и развития способностей и стать заказчиками этой необходимой работы.

В перспективе обучение творчеству (по данному и другим подобным учебникам) обязательно должно будет сопровождаться диагностикой способностей и выбором стратегии (программы) саморазвития.

Областью психологической науки, разрабатывающей методы распознания и измерения индивидуально-психологических свойств личности, является психологическая диагностика. Психодиагностика помогает человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я?, чего я хочу?, что я могу?

Эта диагностика исходит из следующих принципов:

1. Все обладают способностями, неспособных нет, есть занятые не своим делом.

2. Возможность превосходства: если у Вас что-то получается хуже, чем у других, — значит что-то другое получится лучше. Ищите!

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. И если сегодня у Вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра Вы уже будете чуточку другим.

Наиболее распространенной формой оценки способностей являются тесты. Заключение по ним делается после всестороннего изучения личности и ее деятельности. Известны три основных диагностических подхода, охватывающих все множество имеющихся тестов.

"Объективный" подход — диагностика осуществляется на основе выявления успешности (результативности), способа и особенностей выполнения деятельности. При "субъективном" подходе — диагностика производится на основе сведений, сообщаемых о себе, т.е. самоописания свойств личности и ее поведения в тех или иных ситуациях.

Наконец, "проективный" подход предусматривает диагностику на основе взаимодействия с внешне нейтральным материалом.

Объективный подход к диагностике привел к образованию двух типов методик, противопоставление которых стало традиционным. Это — тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития (например, по шкале умственного развития). Тесты личности подразделяются на тесты действия (целевые личностные тесты изучения эмоций, интересов и т.д.) и тесты ситуационные, изучающие свойства личности, проявляющиеся в конкретных ситуациях [56].

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта. Основаны они на оценке таких интеллектуальных функций, как логическое мышление, смысловая и ассоциативная память, арифметический счет, пространственное представление описываемого и т.д.

Одним из наиболее распространенных количественных показателей уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов, является коэффициент интеллекта (Щ). Он вычисляется как частное от деления показателя успешности выполнения тестовых заданий данным человеком на средний показатель успешности выполнения тестовых заданий большинством людей этого же возраста.

Тест на коэффициент интеллекта обычно включает в себя несколько десятков небольших и несложных заданий. Испытуемый должен в течение ограниченного срока (30 минут) выполнить максимум заданий. За каждую правильно решенную задачу начисляется один балл. Затем по специальной шкале эти баллы переводятся в коэффициент интеллекта. У человека средних способностей он колеблется от 100 до 130 условных единиц.

Однако человек неграмотный просто не выполнит ни одного задания (для этого надо уметь читать, писать, располагать элементарными сведениями по арифметике, географии и т.д.). Хотя у этого человека потенциачьные умственные способности могут быть не ниже, чем у тех, кто выполнит задание. Поэтому сравнивать полученные характеристики имеет смысл лишь для людей, которые развивались и обучались в обычных для цивилизованных стран сходных условиях. В этом случае различия в выполнении заданий объясняются именно различием способностей.

В рамках объективного подхода выделяют еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты достижений. Тесты специальных способностей (например — к работе летчика) составляют группу психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность деятельности в той или иной конкретной областях. Разработка тестов специальных способностей была связана с необходимостью решения практических задач профотбора и профориентации. Измерение способностей к конкретным видам деятельности дополняет данные, полученные с помощью тестов интеллекта.

Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний. Они измеряют влияние программ на эффективность обучения. Такие тесты ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения. С другой стороны, тесты достижений преимущественно на-

правлены на измерение достижений испытуемых в изучаемой области к моменту обследования, в то время как исследование общих способностей предусматривает и прогноз последующей деятельности.

Среди тестов достижений имеются широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время, целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.п.)- Другую группу тестов достижений составляют методики по конкретным учебным предметам (достижение в чтении, математике и т.п.), а также более специализированные, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и др.

Следует обратить внимание на тесты креативности, специально предназначенные для измерения творческих способностей человека.

Первые тесты появились в 50-х годах XX века и их развитие постепенно стало одним из основных направлений в современной психодиагностике. Серьезным стимулом этого развития явились результаты исследования, указывающие на соответствие между успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими способностями.

Сегодня изучение и измерение креативности осуществляется в следующих основных направлениях: "личностном " (влияние на креативность врожденных личностных черт) и "познавательном " (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных особенностей). Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками в 1959 г. и Е.Торрансом в 1962 г.

Д.Б.Богоявленский в 1993 г. на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной "интеллектуальной инициативой", разработал оригинальную методику "креативного поля". Интеллектуальная инициатива выступает в качестве "клеточки", в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности. Этот метод позволяет исключить внешние воздействия, искусственно стимулирующие мыслительную деятельность. При этом создаются условия, при которых проявление способностей не связывается требованиями экспериментальной задачи.

Вот некоторые примеры тестов для оценки творческих способностей по названной методике. Зоркость в поисках проблем: предлагается записать на листе бумаги необычные проблемы, связанные с обычным объектом. Быстрота мышления: предлагается назвать слова, к которым приложимы несколько определений одновременно (например, мягкий, белый, съедобный). Легкость ассоциирования: надо назвать все слова, противоположные по смыслу данному слову (например, слову "сухой"). Легкость речи: придумать максимум слов, начинающихся с данной приставки и включающих данный суффикс. Распространение категории: записать на бумаге все предметы, к которым применимо данное определение (например, круглый). Способность к группировке: объединить слова по классам (плавающих, живых, хищных и т.п.). Творческое воображение: сочинить небольшой рассказ на одну из 10 предложенных "необычных" тем (например, "летающий крокодил"). Конструирование: составить рисунок из стандартных деталей с осмысленным сюжетом и назвать его.

В указанной методике привлекательна ее доступность. Однако оценка результатов тестирования в целом оказывается недостаточно строгой из-за отсутствия общей теории метода. Также следует отметить, что с помощью различных тестов возможно определить лишь наличный уровень способностей, умений и знаний, сложившийся к моменту испытания, но трудно прогнозировать их развитие.

Кроме того, для успешной творческой деятельности нужны различные способности, а ни один психологический тест в принципе не может быть ни универсальным, ни абсолютно надежным. Поэтому в последнее время тестирование дополняется методом субъективной самооценки (выявляющим направленность личности и ее суждения по существу профессиональных проблем), а также другими эмпирическими методами.

Развитие способностей достигается в основном за счет известных в педагогике элементов развивающего воспитания и образования в детстве и молодости человека и активного творческого труда в его зрелые годы. В последнее время все большее участие в развитии способностей приобретает обучение творчеству в детских садах, школах и лицеях, колледжах и вузах.

В III части этого учебника дается представление о программах такого обучения. Также в последующих частях данного учебника приведены некоторые конкретные методики развития способностей. Нередко для этих же целей используются и задания тестов (в том числе некоторые описанные выше). В целом же раннее и комплексное развитие способностей должно обязательно сочетаться с регулярной диагностикой и проводиться в специализированных воспитательно-образовательных и других учреждениях — типа центров творчества, психотренинга, дианетики и психокоррекции.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание, подсознание | Одаренность и генеальность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.