Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование морского транспорта




Этот вид страхования относится к морскому страхованию, которое справедливо счи­тается колыбелью имущественного страхования в целом и его классическим образцом.

Современное морское страхование составляет основу транспортного страхования, которое охватывает сферы деятельности, выходящие за пределы морских перевозок, обеспечивая покрытие рисков, связанных с перевозкой грузов не только морем, но и по воздуху и суше.

В России морское страхование регулируется ст. 334 Кодекса торгового мореплава­ния РФ (КТМ) - Федеральным законом от 30.04.99 №81-ФЗ (с последующими изменения­ми и дополнениями) и законом о страховании в части, не противоречащей международ­ному законодательству.

Многовековая практика торгового мореплавания показала, что количество условий и оговорок, которые могут быть включены в договор морской перевозки, довольно велико, поэтому возникла необходимость создания типовых договоров перевозки или чартеров.

В морском страховании обычно выделяют риски, подлежащие страховой защите, и нестрахуемые риски. Основным критерием здесь является неопределенность события. Так, обычно не страхуется груз, размещенный на палубе корабля, поскольку в этом слу­чае он находится в зоне воздействия воды, что приведет неминуемо к порче товара.

К обычным рискам относятся риски, возникающие из факта перевозки. Военные риски - это риски, лежащие вне условия перевозки. Более подробная классификация может быть представлена следующим образом:

• риски самого моря - настоящие классические морские происшествия - посадка на мель, столкновение, стихийные бедствия;

• риски возникновения ущерба на судне во время нахождения на море. Это огонь, пожар - самые опасные, наиболее частые и чрезвычайно разрушительные бедст­вия как для груза, так и для самого судна и экипажа. Если при тушении пожара используется морская вода, то зачастую убытки, нанесенные грузу водой, дости­гают и даже превосходят ущерб, причиненный собственно огнем;

• риск хищения (грабежа, разбоя, пиратства) предполагает возможность насильст­венного изъятия имущества вооруженными грабителями;

• выбрасывание груза за борт с целью спасения всего морского предприятия;

• прочие риски - это все остальные риски, угрожающие судну и грузу, за исключени­ем политических и военных рисков. Большая часть прочих покрываемых рисков ка­сается транспортировки грузов (риски аварий, поломок, пробоин и вмятин, повре­ждений, окисления, изменений окраски и обесцвечивания, перегрева и воспламе­нения, повреждений от течи, кражи, загрязнения, воды, оседания влаги и т. д.);

• военные и политические риски (риски забастовок, бунтов и гражданских волне­ний). В страховой терминологии война рассматривается как реальные военные действия, организованные правительством, объявленные или необъявленные; к ней также относятся гражданские военные акции. Эти риски могут быть включе­ны в страховой договор за отдельную, весьма высокую плату.

Последствия реализации рисков транспортировки классифицируются на общие и частные аварии.

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и ра­зумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради об­щей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, уча­ствующего в общем морском предприятии - судна, фрахта и перевозимого судном груза. Общая авария распределяется между судном, грузом и фрах­том соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, при­знаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом; и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

В мировой и российской (ст. 285 КТМ) практике взаимоотношения сторон и расчеты по общим авариям регулируют Йорк-Антверпенские правила (редакция 1974 г.).

Допускается сознательная и оправданная жертва ради общей безопасности.

    • Жертвы и расходы по общей аварии должны нести те, кто подвергается риску.
    • Допустимы лишь те потери, повреждения или расходы, которые прямо связаны с
    • сохранением предприятия.
    • Все потери по общей аварии должны быть подтверждены.
    • Следует утверждать специальные статьи расходов в дополнение к обычным.
    • Общая авария имеет отношение только к ценностям - объектам риска.

Возможны следующие варианты убытков, которые классифицируются как общая авария:

  • выбрасывание груза за борт;
  • ущерб от тушения пожара на борту судна (прямой ущерб от пожара не покрывается);

o умышленная посадка на мель;

o оплата спасательных работ;

o повреждение машинного оборудования и паровых котлов;

o расходы по ремонту в порту, где судно находилось во время шторма и др.

Реализация Йорк-Антверпенских правил обеспечивается включением их в условия договоров перевозки.

Перечисленные условия являются базисными и по соглашению сторон могут быть расширены.

В зависимости от содержания страхового интереса виды морского страхования сводятся в следующие группы:

• страхование каско обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строя­щиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель и оснащение;

• страхование карго - страховая защита груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса перевозимых товаров страху­ется по стандартным условиям, однако некоторые страхуются на особых условиях;

• страхование фрахта - страховая защита судовладельца от потери дохода за фрахт (аренда судна).

Страхование ответственности как составная часть морского страхования предос­тавляет защиту от рисков имущественных претензий в результате случайного загрязне­ния окружающей среды, столкновения судов и т.п. Большинство подобных рисков покрывают клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире действуют около 70 клубов взаимного страхования Р&I (клубы защиты и возмещения), организованных на принципах обществ взаимного страхования и находящихся преимущественно в Велико­британии, Швеции, Норвегии, США.

Тарифы при морском страховании каско составляют, в среднем, 1-4% страховой суммы в зависимости от вида и сохранности судна и условий его эксплуатации.

Страхование речных судов производится, в основном, аналогично страхованию морских судов. Тарифы при страховании речных судов обычно меньше, чем морских.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.