Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхование рисков внешнеэкономической деятельности

Страхование коммерческих и политических рисков внешнеторговых операций в развитых странах является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности и гибким инструментом государственного регулирования. В России за все годы экономиче­ских реформ этот вид страхования не был полноценно освоен страховыми организация­ми как сегмент рынка, и государством как инструмент поддержки внешнеэкономической деятельности.

В СССР в условиях государственной монополии внешней торговли необходимость организации системы поддержки внешнеторговой деятельности и, прежде всего, экспор­та отсутствовала, а все затраты, связанные с осуществлением экспорта, покрывались за счет бюджета. Экспорт косвенно и прямо субсидировался и осуществлялся через уполно­моченные государственные внешнеэкономические объединения.

С начала 90-х годов, в период создания рыночной системы и либерализации внеш­неэкономической деятельности, потребовались новые подходы к регулированию и сти­мулированию внешнеэкономической сферы. Этого требовали и реструктуризация эко­номики, и ослабевающие позиции России в мировой торговле.

Распоряжением Совмина - Правительства РФ от 19.03.93 № 448-р была образована Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, которая в последствии выполнила функции Организационного комитета по учреждению Россий­ского экспортно-импортного банка, который и был учрежден Постановлением Совмина -Правительства РФ от 07.07.93 № 633. В качестве основных функций Росэксимбанка были установлены:

• предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручению Правитель­ства РФ;

• финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций и страхова­ние рисков, связанных с этими операциями.

В дальнейшем функция страхования была возложена на вновь созданную дочер­нюю организацию Росэксимбанка - Росэксимгарант, однако из-за недостатка собствен­ных средств Росэксимгарант к практическому страхованию не приступал.

Федеральным законом от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфе­ре поддержки внешнеторговой деятельности:

• участие исполнительной власти в мероприятиях по содействию развития внешне­торговой деятельности, включая финансирование, системы гарантий и страхова­ние экспортных кредитов;

• участие государства в системе страхования экспортных кредитов;

• страхование на добровольной основе от коммерческих рисков во внешнеторговой деятельности по договорам страхования с российскими или иностранными стра­ховщиками.

Реализация принятых нормативно-правовых актов столкнулась с рядом трудно­стей из-за нехватки бюджетного финансирования.

Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешне­торговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхова­ния внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации. Лидером в сфере коммерческого страхования внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

Ингосстрах предоставляет услуги по страхованию экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков таких как «СКОР», «Юнистрат Ассьюранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

Коммерческие риски, принимаемые Ингосстрахом на страхование экспортных кредитов, включают:

• несостоятельность и банкротство;

• длительную просрочку либо отказ от платежа;

• не возврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);

• длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.

Из политических рисков на страхование Ингосстрахом принимаются следующие:

• действия государственных органов страны покупателя или обстоятельства, влеку­щие неисполнение обязательств покупателем;

• военные действия, гражданские волнения и беспорядки;

• неконвepтируемость валюты страны покупателя;

• неправомерный отзыв гарантии по контракту, не возобновление или отзыв лицен­зии у покупателя;

• эмбарго, невозможность или зaдepжки в вaлютных расчетaх, мopaтopий нa плaтежи;

• лишение прaвa собственности (конфискaция, нaционaлизaция, экспpoприaция) и др.

Основными особенностями страхового полиса является:

• страховое покрытие составляет 80–95% в зависимости от вида риска;

• предоставление дополнительных услуг по управлению рисками; дополнительное обеспечение при организации послеотгрузочного финансирования;

• пpoпopционaльное возмещение рaсходов при взыскaнии долгов.

В последние годы на российском страховом рынке появились и другие страховщи­ки, предлагающие страхование в сфере внешнеторговой деятельности, в т.ч. СК «Итер-ма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с ис­пользованием экспортного кредита. Принимаются следующие риски:

• не возврата (непогашения) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные ус­луги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубеж­ным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интел­лектуальной деятельности);

• неполного (частичного) возврата (непогашения) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за из­менения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).

Договор страхования может быть заключен по совокупности названных рисков или любой их комбинации.

Естественно, что коммерческие страховые организации интересуют наиболее при­влекательные виды рисков в сфере страхования внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные» долгосрочные и политические риски, риски, вероят­ность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, то есть заведомо неприбыльные.

Логично, что страхование перечисленных выше рисков - обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Следует также отметить характерную структуру страховых услуг в сфере внешней торговли. За рубежом под поддержкой внешнеторговой деятельности понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приорите­ты российского рынка, и первым широкое распространение получило страхование аван­совых платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. Ингосстрахом.

В зарубежных странах изучаемый сектор страхования возник в конце XIX – начале XX веков, а после Первой мировой войны появились и специальные страховые компании. Мировой экономический кризис 1929–1932 гг. выявил неэффективность частного страхо­вания, и в условиях необходимости стимулирования экспорта при увеличении рисков экономической и политической нестабильности широкое распространение получило го­сударственное страхование экспортных кредитов.

В целом, система финансирования, страхования и предоставления гарантий сло­жилась к 70-м годам XX века, и на сегодняшний день представляют собой развитую мно­гоуровневую систему государственной поддержки и содействия национальному экспор­ту, за вековую историю своего существования доказавшую свою эффективность.

Государственное страхование распространено на наиболее рискованные опера­ции, что в максимальной степени освобождает частных предпринимателей от рисков. Рынок кредитного страхования отличается высокой степенью монополизации. На госу­дарственные агентства США, ФРГ и Японии приходится 80% общего объема страхования внешнеэкономических рисков.

В 1978 году в рамках ОЭСР было разработано и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits) – СОЭК, которое впоследствии корректировалось и дополнялось (послед­няя редакция была осуществлена в 1998 г.). Основной целью данного соглашения являет­ся обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более 2 лет, предполагающего госу­дарственное участие. Участниками данного соглашения является большинство стран-членов ОЭСР, а также все члены Европейского Союза.

Официальная государственная поддержка в соответствии с данным соглашением подразумевает под собой любую помощь, предоставляемую государством или от имени государства в области экспортных кредитов: прямое финансирование со стороны госу­дарства или государственных организаций; рефинансирование; поддержку процентных ставок; финансовую помощь (кредиты и субсидии), предоставляемую прямым или кос­венным образом от имени государства; предоставление гарантий, эмитируемых государ­ством или от имени государства; экспортно-импортное страхование.

Таким образом, ОЭСР является основным координатором осуществления государ­ственного финансирования экспорта. Страны, входящие в ОЭСР, строят свое законода­тельство на основе документов и принципов, разработанных, прежде всего в рамках этой международной организации.

Объектами страхования являются вложения в акции и паи иностранных компа­ний на территории других, прежде всего, развивающихся стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имуществен­ные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кре­диты и займы.

В рамках государственных гарантий и поручительств политический риск обычно определяется следующим образом:

• возможность возникновения помехи переводу или конвертации суммы задолжен­ности после ее уплаты должником, хотя бы и в местной валюте, при этом помеха должна иметь общую природу и возникнуть в публичном межгосударственном обмене валюты;

• возможность косвенного вмешательства органов государственной власти в деби­торскую задолженность кредитору в виде действительного для всех акта власти, предусматривающего разрешение для должника отсрочить выплату кредитору либо запрещающего должнику производство выплаты кредитору;

• возможность возникновения угрозы неплатежеспособности должника в результате войны, боевых действий, забастовками, внутренними беспорядками или природ­ными катастрофами.

При выдаче государственных гарантий по внешнеэкономической деятельности в них обычно включается покрытие и транспортных рисков на случай войны, то есть по­крытие распространяется и на экспортируемые, и импортируемые товары. Государство обычно принимает на себя покрытие в рамках фиксированного лимита.

Выводы по теме

1. Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах пред­принимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуще­ствлением научно-технических проектов. Неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным и являясь одним из источников развития этой деятельности.

2. Предпринимательские риски можно классифицировать по сфере возникнове­ния (внешние и внутренние); по длительности во времени (кратковременные и постоян­ные); по степени риска и характеру последствий. Степень риска характеризуется вероят­ностью наступления случая потерь и размером возможного ущерба от него. Уровень рис­ка зависит от отношения масштаба ожидаемых потерь к объему имущества предприни­мателя, а также от вероятности наступления этих потерь.

3. Под страхованием предпринимательских рисков понимается страхование рис­ков убытков, дополнительных расходов и неполучения ожидаемых доходов от предпри­нимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами или измене­ний условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам. Объектом страхования предпринимательских рисков являются материальные интересы страхователя, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Страхо­вую сумму по договорам страхования предпринимательских рисков часто устанавливают в пределах вложений в застрахованную деятельность.

4. Особое значение в страховании предпринимательских рисков имеет страхо­вание финансовых рисков, предусматривающее защиту от рисков неполучения дохо­да и дополнительных расходов в связи с предпринимательской деятельностью (стра­хование от перерывов в производстве, страхование на случай неисполнения или не­надлежащего исполнения договорных обязательств дебиторами; страхование инве­стиций; страхование на случай банкротства контрагента и связанных с этим судебных издержек предприятия).

5. К группе страхования предпринимательских относится страхование банков­ских рисков, включающее страхование риска возникновения убытков, возникающих из-за чрезмерного доверия, ущерба вследствие невыполнения своих обязательств за­емщиками, утраты и повреждения ценностей, находящихся в помещениях банка, убытков, вызванных утратой, кражей или подделкой ценных бумаг, ущербов, нане­сенных имуществу банка стихийными бедствиями, авариями и противоправными действиями третьих лиц.

6. К рискам внешнеэкономической деятельности относятся политические риски, финансовые риски, риски военных действий и террористических операций. Во всем ми­ре подобным страхованием обычно занимаются специализированные государственные организации и агентств. Объектами этого вида страхования являются вложения в акции и паи иностранных компаний на территории других, прежде всего, развивающихся стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кредиты и займы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Страхование в банковском деле | Сострахование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.