КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Де1 методология науки. История естествознания
Тема 1. Введение в предемет КСЕ. Две культуры как отражение двух типов мышления. Термин «естествознание» в названии курса означает науку, рассматривающую природу в её целостности. Основу естествознания составляют: физика, химия и биология.
Термин «концепция» в переводе с латинского означает определенный способ понимания научных результатов, основную идею для их систематического изложения. Наука – это категория, обозначающая сферу человеческой деятельности, цель которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Наука является частью более общей категории, называемой культурой. Культура – это исторически определённый уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, а также созданных материальных и духовных ценностях. Наука включает в себя две большие подсистемы: а) естественные науки (естествознание) б ) гуманитарные и социальные науки. Объектами изучения естественных наук стали все формы неживой природы и простейшие формы живой природы. Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках явились наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком, - человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (например, языки, право, религии). В результате автономного существования естественные и гуманитарные науки выработали независимые методы, достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур: естественнонаучной и гуманитарной. На современном этапе эволюции общества во всё возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур. Сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов- естественников и гуманитариев. Для современной науки все более характерным становится так называемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы.
Наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения f междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации. Конвергенция (взаимопроникновение) проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного мировидения в естественнонаучную сферу. Тема 2. Методы и формы научного познания Существует два типа научного познания: рациональное и эмпирическое. Рациональное познание – познание действительности посредством разума, теоретические методы познания. Рациональные методы познания: 1. Абстрагирование – это метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей. 2. Анализ – это метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
3. формализация - это метод познания, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений, и позволяющий оперировать вместо этого некоторым множеством символов.
4. Синтез – метод научного исследования явления, процесса или объекта как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. 5. Абстракция – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. 6. Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов данной области, приводящий к появлению новых научных понятий, законов, теорий. 7. Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений. 8. Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей – теоретических (абстрактных) или экспериментальных (предметных). 9. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. 10. Дедукция – вывод по правилам логики; цепь умозаключений от общих суждений к частным выводам. 11. Аналогия – метод познания, используя который, на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках. Эмпирическое познание – познание, основанное на чувственном опыте. Эмпирические методы познания: 1. Наблюдение –метод научного познания, выражающийся в целенаправленном восприятии в рамках поставленной задачи и предполагающий, что исследователь не воздействует на изучаемое явление или объект, а лишь получает информацию о нем. 2. Эксперимент – метод изучения явления посредством его воспроизведения в строго контролируемых условиях. 3. Измерение – совокупность действий, выполняемых с целью определения числового значения величины путем сравнения ее с эталонной величиной или путем использования известных зависимостей данной величины с другими известными величинами.
Научный метод познания Совокупность методов познания, выработанных наукой, образует так называемый научный метод. Научный метод в наиболее полном виде представлен в естествознании. Поэтому рассмотреть его сущность удобно на примере современного естествознания. Для научного метода характерны:
- четкость и однозначность понятий, которыми оперируют естественные науки; - экспериментальная и наблюдательная (то есть эмпирическая) основа знаний; - инструментальные (поэтому объективные) методы получения первичной информации об изучаемых явлениях природы; - количественное описание явлений и математические методы обработки информации; - широкое применение методов математического моделирования природных явлений, в частности использование вычислительного эксперимента; - логическая (рациональная) основа и хорошо отработанная методика построения теорий; - представление об относительности, принципиальной неполноте и неокончательности научных знаний и связанная с этим преемственность теорий: - стремление к концептуальному единству теоретического описания природы. "Удельный вес" перечисленных выше черт и компонентов научного метода сильно варьируется от науки к науке. Одним из важнейших компонентов научного метода является редукционизм, тесно связанный с логической основой естественных наук.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |