Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЭТАП в 20 гг. 20 в




СТАДИЯ

Вторая стадия позитивизма – так называемого эмпириокритицизм связан с именами Э.Маха, австрийского физика и философа и швейцарского философа Р. Авенариуса (1843-1896). Отличие данной стадии от предшествующей – основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания.

 

Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов “первой волны”, которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Термин “эмпириокритицизм”, введен Авенариусом, означает критику опыта. Опыт – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждения, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая “принципиальная координация”: нет объекта без субъекта, как нет субъекта без объекта. Элементы опыта как единства “Я” и “среды” нейтральны, т.е. в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как “физические”, и как “психические”. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, первооснову мира. Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (о причинной связи, о душе). Наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, т.е. чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адоптация. Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта. Принцип наименьшей траты сил ориентирует на кумулятивную (увеличение, накопление) модель развития научного знания, предполагающую непрерывность роста знания, исключающее скачки. Кумулятивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов. Этот вывод сделал Э. Мах, который ввел иное название для указанного принципа, - он назвал его принципом экономии мышления. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре наук. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обойтись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере. Откуда же берутся общие положения в науке? Эмпириокритицизм тесно связан с консерватизмом (соглашение) утверждающим, что общие положения науки, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения.

 

Мах Эрнст (1838-1916)

Физик, физиолог

“Анализ ощущений и отношения физического к психическому” 1907

Мах считал, что научные понятия должны быть определены через наблюдаемые данные, последние же сводятся к основным “элементам” - чувственным данным, ощущениям, являющимся пределом разложения опыта, лежащим в основе всякого познания. С ощущениями связаны чувства, настроения, волнения, Тела – это относительно устойчивые сочетания ощущений (цветов, тонов и т.д.), между которыми существуют пространственные и временные связи. “Я” - относительно постоянный комплекс чувств, воспоминаний, настроений, связанный с особым, живым телом. С т зр М, такой подход позволял преодолеть дуализм физического и психического, поскольку “элементы” - ощущения считались нейтральными, не относящимися ни к физ, ни к псих сфере. Рассматривая мир как “комплекс ощущений”, Мах видел задачу науки в описании этих ощущений. Важнейшей функцией науки считал обеспечение “экономии мышления”. Излишней для науки оказывалось наличие объяснительной части, например, понятие причинности.

 

Мир совершенно объективен, т.е. независим от индивидуального сознания. Законы его навязаны нам как необходимое, неизбежное и чуждое.

Судить же о мире мы можем лишь на основании общения с ним, результатом которого является содержание нашего сознания (в махизме = понятию “опыт”) – объективно существующие вещи и феномены субъективной жизни. Человек не может судить о том, что не дано ему в опыте. Опыт – то на чем основана наука. Всякое стремление выйти за пределы опыта сомнительно.

Содержанием опыта объективно, его элементы нейтральны, будучи рассмотрены безотносительно к воспринимающему их индивидуальному сознанию (в отличие от Юма – феномены психические, Конт – результат творчества сознания). Но взятые в процессе их восприятия субъектом, они – ощущения.

М интересует не существование объективного мира, а то как он дан индивидуальному сознанию, как в рамках опыта даны сознанию объективное и субъективное – центральная ф-кая проблема.

Первое, что находит каждый из нас в сознании – мелькание красок, форм, звуков, запахов и т.д. Этот материал он называет первичными нейтральными элементами. Они не сотворены сознанием, а порождены воздействием внешнего мира. Они объективны. Однако судим о них мы лишь постольку, поскольку они становятся нашими ощущениями, т.е. поскольку мы воспринимаем их. Мир, данный нам в ощущениях, свою конкретную форму и вид получает относительно способов восприятия.

Мы воспринимаем мир как совокупность устойчивых единичностей, которые обладают целым набором чувственно воспринимаемых свойств и выступают как связанные комплексы ощущений. Устойчивость – основной принцип существования комплекса, важны его постоянные характеристики. Устойчивые комплексы опыта различаются, образуя два самостоятельных, независимых (или парал-ных) ряда. Всякая попытка установить их связь является метафизикой. Критерий их различия – отношения к индивидуальному сознанию. Физические тела независимы от него и сущ-ют “для всех” (дерево не перестанет сущ-ать, если от него отвернуться). Психические феномены сущ-ют только для нашего сознания.

Принцип организации психического мира – ассоциация, центом которой является наше “Я”. Физическое и психическое – только две формы связи опыта, а не два различных его содержания.

Предмет науки – феноменальная сфера, и ее дело – устанавливать связи внутри этой сферы – законы.

Задача познания состоит в том, чтобы правильно, точно констатировать и без всякого искажения описать связь элементов и комплексов. Задача чистого описания.

 

Третий этапэволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия “объективный факт” и “научный факт”. Последний принимался как “запротоколированный” в науке с помощью знаковых средств, т.е. как “протокольное предложение”. Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их (Карнап). Все философские предложения, считал Карнап, также являются бессмысленными высказываниями и не могут быть проверены путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной “факт”. Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений: прагматика (отношения языка к тому, кто его употребляет); семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается); синтаксис (отношение между языковыми выражениями). Все это получило название семиотики. Предметом анализа стали значения слов и знаков вообще, логические, лингвистические и психологические проблемы (они имели важное научное и практ. значение для создания выч. техники).

 

Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки". 
 Каково же отношение логических позитивистов к традиционной философской проблематике? 
 Подумаем, как можно ответить на этот вопрос. 
 Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:

1. 1. осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

2. 2. бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.


 Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные. 
 Осмысленные высказывания они делят на:

1. 1. аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,

2. 2. синтетические.


 Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук. 
 Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:

1. 1. путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,

2. 2. через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.


 Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта. 
 Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний. 
 Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание. 
 Итак, сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:

1. 1. существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,

2. 2. отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера.

Эти два допущения вместе с верификационным критерием раскрывают содержание понятия "синтетическое высказывание" и в то же время дают общее представление о неопозитивистском понимании природы научного знания. 
 А теперь вспомните основателей позитивизма и подумайте над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных наук к классу синтетических высказываний. 
 Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения. 
 Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей. 
 Каков же предмет позитивной философии с точки зрения неопозитивистов? 
 Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа. 
 Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными. 
 Итак, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук. 
 Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии. 
 При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла. 
 В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки. 
 Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой:

1. 1. научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,

2. 2. процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.

 

 

РАССЕЛ Бертран - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики.

 

КАРНАП Рудольф - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.