КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продуктаТема 4. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ И РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 4.1. Сущность конкуренции и её субъекты Конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой). Формы конкуренции (1): · в зависимости от участвующих субъектов: o конкуренция продавцов; o конкуренция покупателей. Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики. Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики. Формы конкуренции (2): · в зависимости от степени концентрации субъектов: o индивидуальная конкуренция; o групповая конкуренция. Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели и фирмы. Групповая конкуренция – конкуренция между объединениями предпринимателей, такими как: · некоммерческие ассоциации (союзы); · синдикаты (консорциумы); · финансово-промышленные группы, холдинги и др. Формы конкуренции (3): · в зависимости от используемых методов: o ценовая конкуренция § открытое изменение цен § скрытое изменение цен o неценовая конкуренция § улучшение качества § дифференциация товара (продукта) Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги. Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.). Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Ограниченность ценовой конкуренции: · экономическая; · правовая; · психологическая. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта. Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами). 4.3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Формы конкуренции (4): · в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов: o внутриотраслевая конкуренция: § предметная конкуренция; § видовая конкуренция; o межотраслевая конкуренция: § перелив капитала; § функциональная конкуренция (конкуренция субститутами). Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству. Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром; менее интенсивна, чем предметная. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями различных отраслей. Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации; вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях. Входные барьеры: · экономия на масштабах производства; · дифференциация продукта; · потребность в значительном капитале; · издержки конверсии потребителей; · недоступность каналов сбыта; · ограниченность ресурсов; · недостаток опыта; · высокий уровень используемых технологий; · лицензионные или патентные ограничения. Выходные барьеры: · необходимость списания крупных инвестиций; · большие затраты по ликвидации или конверсии производства; · нежелание испортить свой имидж; · честолюбие менеджеров; · противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др. Функциональная конкуренция – конкуренция между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |