Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая и неценовая конкуренция. Дифференциация продукта




Тема 4. ТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ И РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

4.1. Сущность конкуренции и её субъекты

Конкуренция – соперничество рыночных субъектов (продавцов или покупателей), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа или покупка товара с максимальной выгодой).

Формы конкуренции (1):

· в зависимости от участвующих субъектов:

o конкуренция продавцов;

o конкуренция покупателей.

Конкуренция продавцов господствует на рынке покупателя (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики.

Конкуренция покупателей господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики.

Формы конкуренции (2):

· в зависимости от степени концентрации субъектов:

o индивидуальная конкуренция;

o групповая конкуренция.

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные предприниматели и фирмы.

Групповая конкуренция – конкуренция между объединениями предпринимателей, такими как:

· некоммерческие ассоциации (союзы);

· синдикаты (консорциумы);

· финансово-промышленные группы, холдинги и др.

Формы конкуренции (3):

· в зависимости от используемых методов:

o ценовая конкуренция

§ открытое изменение цен

§ скрытое изменение цен

o неценовая конкуренция

§ улучшение качества

§ дифференциация товара (продукта)

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой конкуренции:

· экономическая;

· правовая;

· психологическая.

Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта.

Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

4.3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
Рыночные барьеры

Формы конкуренции (4):

· в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

o внутриотраслевая конкуренция:

§ предметная конкуренция;

§ видовая конкуренция;

o межотраслевая конкуренция:

§ перелив капитала;

§ функциональная конкуренция (конкуренция субститутами).

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.

Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром; менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала – возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации; вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

Входные барьеры:

· экономия на масштабах производства;

· дифференциация продукта;

· потребность в значительном капитале;

· издержки конверсии потребителей;

· недоступность каналов сбыта;

· ограниченность ресурсов;

· недостаток опыта;

· высокий уровень используемых технологий;

· лицензионные или патентные ограничения.

Выходные барьеры:

· необходимость списания крупных инвестиций;

· большие затраты по ликвидации или конверсии производства;

· нежелание испортить свой имидж;

· честолюбие менеджеров;

· противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др.

Функциональная конкуренция – конкуренция между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.