Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая маркировка продукции




Экологическая маркировка продукции - это процедура присвоения экологического знака продукции, которая обладает определенными

экологическими преимуществами перед аналогами в пределах определенной группы однородной продукции.

Такая экологическая маркировка яв­ляется добровольной и может быть использована общественными или частными агентствами. Присвоение права на экологический знак от­личается от сертификации на соответствие требованиям стандартов.

Основная цель экологической маркировки — выделение среди груп­пы однородной продукции той продукции, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую сре­ду. Экологическая маркировка — один из видов экологической декла­рации. Маркировка может иметь форму знака, графического изобра­жения, может быть представлена в виде текстового документа, техни­ческого бюллетеня, рекламного, публичного объявления.

Согласно ИСО 14020 выделяют три типа экологической маркировки:

1-Экологическая маркировка знаком, присвоенным по результа­там сертификации продукции третьей стороной.

2-Маркировка основана на самодекларации: производитель может маркировать продукцию особым знаком.

3-Маркировка сходна с маркировкой по первому типу, но связана с определенной количественной информацией о характеристиках эко- логичности на стадиях жизненного цикла изделия.

Принципами экологической маркировки являются:

- экологические знаки и декларации должны быть точными, про­веряемыми, уместными и не вводящими в заблуждение.

- информация по характерам экологичности продукции и услуг в декларации должна быть представлена потребителю непосредственно производителем.

- экологическая маркировка и декларация должны основываться на научной методологии, которая включает рассмотрение жизненно­го цикла продукции, оценку экологического риска, обеспечение вос­производства результатов испытаний.

- информация в экологической маркировке должна быть доступ­на для заинтересованных сторон.

-процедуры и критерии экологической маркировки не должны создавать дополнительных препятствий в торговле, дискриминации в приобретении своих или иностранных изделий и услуг.

- информация об экологической политике предприятия-произ­водителя (система экологического менеджмента, фактические орга­низационные и технические мероприятия, деятельность предприятия по улучшению характеристик экологичности продукции и пр.).

- информация об используемых материалах, выбросах в ат­мосферу (природных ресурсах, химических материалах, количестве твердых отходов, выбросах в атмосферу, сбросах в воду, потребляемое количество энергии и материалов и пр.).

- информация об использовании продукции (чтобы пользовате­-

лю минимизировать отрицательное воздействие на окружающую сре­ду и пр.).

- информация о требованиях к транспортированию продукции (расстояние, на которое транспортируется продукция; используемые транспортные средства; применяемое топливо; состав выхлопных га­зов и пр.).

- информация об утилизации (отдельное описание отходов про­изводства продукции; должны быть предложены рекомендации, как обращаться с опасными отходами (если таковые имеются), какие должны быть проведены измерения при обращении с такими отхо­дами и пр.).

При разработке критериев экологической маркировки и требова­ний к их применению следует учитывать экологические аспекты та­ких стадий, как добыча сырья, производство/поставка, удаление и утилизация отходов.

Критерии экологической чистоты должны основываться на значе­ниях показателей воздействия продукции (услуг) на окружающую среду на всех стадиях его жизненного цикла. Критерии должны быть достижимы, измеряемы с определенной точностью и иметь реальные предпосылки для их достижения. Они должны действовать в течение определенного срока и периодически пересматриваться с учетом по­явления новых технологий, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды и изменения рыночных условий.

В программы экологической маркировки включают:

-перечень групп однородной продукции, имеющих право на мар­кировку;

-критерии экологической чистоты;

-функциональные характеристики продукции;

-порядок сертификации продукции;

-требования периодического пересмотра программ;

-источники финансирования программ экологической марки­ровки;

-методы испытаний и верификации результатов;

-периодическую проверку соответствия продукции критериям.

Все критерии экологической чистоты и функциональные характе­ристики продукции должны быть проверены уполномоченным орга­ном.

Процедура для установления требований программ экологической маркировки включает:

- консультацию с заинтересованными сторонами. Уполномочен­ный орган, ответственный за формирование и реализацию программ экологической маркировки, должен внедрить определенный механизм консультаций, упрощающий участие заинтересованных сторон, на­пример консультативный совет, консультативный комитет для пуб­личных слушаний;

- выбор группы однородной продукции. На этом этапе рассмат­риваются потенциальные кандидаты среди групп однородной продук­ции. По завершении оценки уполномоченный орган должен быть в состоянии заявить, какая группа однородной продукции по характе­ристикам экологичности более предпочтительна для рынка;

- выбор и разработку критериев экологически чистой продукции. Работы по выбору критериев основаны на технической и научной методологии, и окончательное решение по критериям является ре­зультатом консультаций между уполномоченным органом и заинте­ресованными сторонами. Для определения таких критериев можно ис­пользовать «Матрицу критериев экологической чистоты».При установлении критериев должны учитываться местные, реги­ональные и глобальные требования охраны окружающей среды, воз­можности доступных технологий и экономические факторы;.

- выбор функциональных характеристик продукции. Характери­стики, которые делают продукцию полезной для потребителя, не дол­жны компрометироваться оценками экологичности;

- отчетность и публикации. Когда группы однородной продук­ции, критерии и характеристики установлены, они должны быть опуб­ликованы.

- проведение изменений критериев экологической чистоты. Если продукция уже отмечена экологическим знаком, то, при наличии новых факторов, связанных с критериями экологической чистоты, может быть пересмотрено решение о его присуждении.

Программа маркировки с точки зрения предоставляе­мой ею информации может быть:

- позитивной (т. е. дающей позитивную информацию об экологи­ческих качествах продукции);

- негативной (т. е. предостерегающей о существующих опасностях);

- нейтральной.

В целом эко-маркировка служит достижению следующих основных целей:

-«перехитрить» те компании, которые пытаются предоставить потре­бителю фальшивую или вводящую в заблуждение экологическую информацию (в том числе посредством рекламы) путем осуще­ствления экспертных, объективных оценок экологических качеств продукта;

-повысить обеспокоенность потребителей по поводу экологических качеств продукции, подтолкнуть их к тому, чтобы при принятии решений о покупке они исходили из соображений экологической безопасности продукта и ООС;

-обеспечить производителям рыночные стимулы для разработки новых продуктов и процессов, экологически менее опасных.

В странах ЕС действуют две ключевые программы эко-маркировки:

-программа «знак качества» — для добровольного участия компаний;

-программа экологической сертификации (ЕСР —Environmental Certification Programme) — обязательная для фирм —производи­телей потенциально опасных продуктов.

Данные программы нацелены на отбор наименее опасных и наиболее экологически качественных продуктов из однородной группы. Отбор осуществляется с применением концепции экологического жизненного цикла.

Экологическая сертификация и маркировка могут завершаться при­своением продукту специального знака — эко-лейбла.

Эко-лейбл, продукт должен с экологической точки зрения обладать су­щественно более высоким качеством, чем аналогичные изделия. Как правило, эко-лейбл соответствия дается нескольким продуктам в опре­деленной продуктовой группе. Это стимулирует производителя посто­янно улучшать качество продукции, чтобы достичь требуемых критери­ев. Когда процентное соотношение товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции так­же поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улучшений. На территории Германии уже к середине 90-х гг. XX столе­тия экологическую маркировку имели около 4000 видов товаров и обо­рудования (из них 10% — импортированные) 75 продуктовых групп, поступивших приблизительно от 630 производителей.

К недостаткам применения эко-лейблов специалисты относят: отсут­ствие достаточной и ясной информации о безопасности (экологичности и т. п.) продукта или технологических процессов; включение явно не реалистичных сведений, как и информации, способной ввести в заб­луждение Кроме того, эко-маркировка продукции, как правило, не гарантирует «полной» экологичности товара. Скорее, она указывает на «относительно большую экологичность данного продукта в сравнении с его альтернативами на рынке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.